Поиск на сайте

 
Краевой министр ЖКХ Юрий Корнет причины коммунального беспредела на Ставрополье видит в пассивности и правовой безграмотности населения
 

«Большинство проблем у людей — от незнания законов»

 
«Открытая» продолжает знакомить читателей с членами управленческой команды врио губернатора края Владимира Владимирова. Первым нашим собеседником стал министр транспорта и дорожного хозяйства Игорь Васильев, который откровенно ответил на самые острые вопросы газеты.
Затем состоялась беседа с министром строительства, архитектуры и ЖКХ Юрием Корнетом. К нему вопросов накопилось немало, ведь сегодня градостроительство остается горячей темой в крупнейших городах края. Так, недавно мэрия Ставрополя с показным удивлением обнаружила, что на «красной линии» по улице Доваторцев некая фирма незаконно выстроила семиэтажный бизнес-центр.
Правда, опыт подсказывает, что весь пар уйдет в свисток, как уже бывало не раз. Например, администрация чудным образом сумела проиграть судебный иск против бизнесменов Татьяны и Олега Кастериных, которые построили пятиэтажный бизнес-центр посреди частного сектора на улице Ленина. Построили без единого разрешения и даже без проекта. Рабочие Кастериных даже проломили крышу соседнего дома, где живут люди. 
Похожая история произошла еще с одним бизнес-центром, который некто Баисий Зафиров также строит в районе «Шпиля». Разрешение он получил под ИЖС, а взгромоздил четырехэтажное коммерческое здание. И снова администрация Ставрополя удачно «проиграла» судебный процесс.
Но то, что происходит в краевой столице, ни в какое сравнение не идет с градостроительным произволом на Кавминводах. Только на днях жители микрорайона «Елочки» в Лермонтове бунтовали против планов администрации вырубить сквер. В Пятигорске застройщики уничтожают Бештаугорское лесничество и заповедный лес на склонах горы Машук. В Ессентуках под видом «реконструкции» снесли памятник архитектуры – городскую поликлинику на улице Кисловодской...
Губернатор обещает навести порядок в градостроительстве. И даже создал новое краевое ведомство – управление по строительному и жилищному надзору. Появится оно из слияния двух уже существующих ведомств: государственной жилищной инспекции и инспекции государственного строительного надзора (она входит в состав краевого минстроя).
Кто возглавит новое ведомство, пока неясно. Но руководители обеих инспекций – Сергей Лапчинский и Валерий Савченко – были главными антигероями множества публикаций «Открытой». И будем надеяться, что, принимая решение о руководстве столь важного для Ставрополья контрольного органа, губернатор прислушается к мнению общественности, стонущей от бездеятельности чиновников.
Особенно заметна она в ЖКХ, которое, судя по всем соцопросам, остается главным «раздражителем» общественного мнения. Каким же образом новая губернаторская команда намерена решать валом копящиеся коммунальные проблемы? Этот вопрос «Открытая» адресовала министру Юрию КОРНЕТУ.
 
– Юрий Алексеевич, вы с недавних пор по линии правительства являетесь куратором Минеральных Вод. Город очень сложный, коммуналка здесь в аховом состоянии, люди стонут от управляющих компаний, множество вопросов к благоустройству и санитарной очистке. Как вы весь этот клубок проблем будете распутывать?
– Вы правы, губернатор поручил мне заняться проблемами Минеральных Вод. Я недавно побывал там, провел встречу с городским активом и приемы граждан. Как мне показалось, большинство проблем у людей – от незнания законов. Граждане жалуются на управляющие компании, но зачастую даже не знают, что в договоре управления, который они заключают, должны быть прописаны права и обязанности как жильцов многоквартирного дома, так и управляющей организации.
Более того, многие даже не представляют, чем отличается ТСЖ от управляющей компании. Ненормальная ситуация, конечно. И я попросил, чтобы управляющие компании Минеральных Вод провели внеочередные собрания жителей, разъяснили им права и обязанности, и тогда многие вопросы у населения будут сняты сами собой.
– Но проблема ведь не только в самих жителях. Мошенников в ЖКХ тоже хватает.
– Да, мы сами увидели, что многие управляющие компании начинают хитрить и подписывают с жителями договор не управления многоквартирным домом, а некий «договор оказания услуг». А все эти услуги сводятся только к сбору платежей. То есть никакой ответственности эти псевдо-УК не несут. Сейчас наше министерство подняло вопрос: а сколько вообще у нас в крае таких компаний, которые ушли от своих прямых обязанностей?
– То есть будете заново составлять реестр управляющих компаний?
– Такой реестр имеется, но он неактуален, поскольку многие компании не раскрывают показатели своей деятельности. В нарушение закона не подают обязательные сведения, меняют адреса, свою юридическую историю, а затем приходят к жителям и просят перезаключить договор под новое название ООО.
Губернатор поставил перед нашим министерством задачу – чтобы отношения между населением, УК и ресурсоснабжающими организациями были прозрачными. А для этого мы должны знать, где и сколько у нас добросовестных управляющих компаний, а сколько – нечестных.
– А откуда вообще эти нечестные компании появляются, когда за ними столько чиновников надзирает?
– Проблема в том, что даже жилищная инспекция не может прийти в УК с внеочередной проверкой. А плановая проверка, по закону, может быть не чаще, чем один раз в три года. И чтобы выявить недобросовестную УК, нужно либо ждать три года, либо идти в прокуратуру и согласовывать проведение внеочередной проверки. А прокуратура смотрит на доводы инспекции и такую проверку не всегда согласовывает.
– Но ведь не только угрозой проверок можно влиять на УК. Например, в Красноярском крае арбитражный суд решил, что стоимость услуг УК не должна составлять 9% от суммы в платежке. Почему бы и правительству Ставрополья не принять нормативный акт, который бы устанавливал предельную наценку на услуги управления домом?
– На мой взгляд, это не совсем правильно. Мы не можем сказать, что наценка должна быть 9 или 10%, и всё. Ведь есть масса нюансов. Нужно смотреть, каким именно жилищным фондом управляет компания: сколько у нее в управлении домов, старый это фонд или новый.
Калькуляция тарифа на услуги управления – сложный механизм, ведь в тариф входит зарплата персонала, стоимость машин и механизмов, аренда помещений, коммунальные услуги самой управляющей компании. И если у жильцов не хватает квалификации, чтобы оценить эту калькуляцию, им нужно обращаться к специалистам.
– В ваше министерство?
– Нет, либо в администрацию муниципалитета, либо в краевую жилищную инспекцию. Только там по заявлению жильцов могут проверить законность установления тарифа на услуги УК. Наше министерство рынок управляющих компаний не контролирует.
– А как вы относитесь к идее саморегулирования на рынке управления домами - по аналогии с той, что существует сегодня в строительстве?
– Я не вижу особого смысла в саморегулировании. По крайней мере, в строительстве систему СРО (саморегулируемых организаций – Авт.) вряд ли можно назвать эффективно работающей. Вступая в СРО, застройщик участвует в формировании компенсационного фонда, который затем находится в банке без движения.
Организация никоим образом не может регулировать и направлять средства, которые лежат на этих банковских счетах. А ведь это огромные средства: по всей стране строительные СРО накопили до 600 млрд. рублей.
Хорошо, что сейчас наши федеральные коллеги начинают смотреть на перспективы использования этого фонда как на одну из возможностей решения жилищной проблемы. То есть для строительства социального, дешевого жилья.
У строителей порой не хватает оборотных средств, и они обращаются в банк. А банк свои риски закладывает в процентную ставку по кредиту, которая сегодня такова, что вызывает серьезное удорожание квадратного метра. А если деньги из компенсационных фондов СРО будут использоваться самими застройщиками, то, по сути, речь будет идти о ссуде с каким-то минимальным процентом.
Теперь вернемся к управляющим компаниям. Никакой необходимости введения СРО для них не вижу, а вот введение лицензирования – да, я обеими руками за, причем как можно быстрее. Это один из рычагов, который и позволит выбить с рынка недобросовестность.
– Огромной проблемой в ЖКХ остается воровство коммунальных ресурсов. И Жилищный кодекс, и президент говорят: добросовестный житель за чужие долги платить не должен, а на деле все происходит ровно наоборот.
– Борьба с неучтенным потреблением – трудная задача, но если ею заниматься серьезно, то она вполне выполнима и для сотрудников УК, и для общественников, которые работают в ТСЖ. В наших законах заложен инструмент, алгоритм, и им нужно пользоваться: надо проводить постоянные обходы помещений, контролировать приборы учета. Судебная практика позволяет это. Проще всего жаловаться, что ничего не получается.
– А скоро на население «навесят» еще и социальные нормы потребления электроэнергии, после чего воровство вырастет в разы.
– Стоп-стоп, подождите. Во-первых, социальная норма только продекларирована, но ни в одном регионе реально пока не работает. Эта норма высчитывается на определенную площадь, где проживает человек. Но на этой же площади может жить один, два, три человека. А если они завтра все уехали?
Значит, система учета должна на эти движения реагировать не позднее чем через месяц, когда разносятся новые платежки. Представляете, какой штат должен быть, чтобы следить за всеми этими изменениями, контролировать их? И есть еще масса таких нерешенных вопросов.
– Ну а в Ставропольском крае когда социальные нормы будут введены?
– Хорошо, что регионам дали возможность отнести на два года принятие решения о введении социальной нормы. И наш губернатор еще не вынес окончательного решения, оно будет приниматься вместе с думой.
Но сейчас уже идут и в крае, и в России горячие споры о принципиальном отказе от этих норм. И на мой взгляд, они не нужны, неактуальны и просто несовместимы с проблемами, о которых мы говорили.
Представьте дом, где нет прибора учета, половина квартир обсчитывается по нормативам, часть людей в принципе не платит. И каким образом мы будем высчитывать социальную норму для Иванова, Петрова, Сидорова?
Чтобы снизить негативные социальные последствия введения соцнормы, нужно обсуждать этот вопрос с представителями общественности. В любом случае, мы будем действовать в рамках закона. Для принятия решения о сроках введения соцнормы у нас есть еще время до сентября. Хотя считаю, что социальная норма будет хороша, когда у нас в ЖКХ будет отточено все остальное.
– Юрий Алексеевич, а когда в крае заработает программа капремонта жилья?
– Губернатор поставил перед нами задачу, чтобы программа была принята до 1 мая, значит, примерно с 1 ноября платежи на капремонт появятся в платежках у населения. И до этого времени граждане должны провести собрания в своих домах и определиться с формой сбора средств.
Либо они будут собирать деньги на отдельных счетах, либо доверят все региональному оператору. Оператор уже создан, он работает. И очень вас прошу написать. У многих жителей уже сейчас сложилось мнение, что их деньги, собранные на капремонт, пойдут на хлеб с маслом работникам регионального оператора. Нет, ничего подобного, это полностью некоммерческая организация, задачей которой не является извлечение прибыли. Ее содержание полностью оплачивается из бюджета края.
– Подсчитывали уже, когда начнутся первые ремонты?
– По этой программе примерно в начале 2016 года, раньше мы просто не успеем собрать ни по одному дому необходимые средства. Краевая программа капремонта рассчитана на тридцать лет, но это, конечно, не значит, что дом, построенный в 1980 году, будет отремонтирован через тридцать лет.
Дома можно ремонтировать поэтапно – сначала, например, коммуникации, потом подвалы, потом кровлю. Иначе, если делать все одномоментно, у жильцов никаких средств не хватит.
Также мы разрабатываем трехлетнюю программу, в которую войдут самые проблемные, ветхие дома. Мы с ее финансами пока не определились, но надеемся, что сохранится софинансирование ремонтных работ из бюджета.
– А каким образом конкретный житель сможет контролировать качество ремонтных работ?
– Будет несколько уровней контроля. Самый первый – это жилищная инспекция. У нас будет технический надзор, которого наймет региональный оператор. И плюс наше министерство. И уж поверьте, что два государственных учреждения – жилинспекция и наше министерство – будут отвечать и за правильность написания сметы, и за качество работ. Но при этом сразу хочу предупредить жителей, что самодеятельности в этом вопросе не будет: работы будут проводиться только по утвержденным сметам.
 
Антон ЧАБЛИН,
обозреватель «Открытой» газеты
 

Комментарии

Раиса (не проверено)
Аватар пользователя Раиса

Все правоохранительные органы и суды стоят стеной за управляющие компании. А виноваты граждане, ага.

пром (не проверено)
Аватар пользователя пром

интересная позиция министра следите за нами контролируйте нас как играть в наперстки с мошенниками если не уследили значит мы выиграли если уличили нас мы всего лишь извинимся это позиция мошенника

пром (не проверено)
Аватар пользователя пром

позиция мошенника

stavropol (не проверено)
Аватар пользователя stavropol

Большинство проблем в том, что чиновники министерские живут в казённом жилье и ни за что не платят сами! Им всё равно сколько, чего и как. За них всё делает государство. Проблема незнания закона жильцами она тоже есть, но острее стоит проблема неисполнения этого закона РСО и УК. Госжилинспекция не выполняет своих функций - тоже проблема. Администрация города...вернее её чиновники....или не умеют или не хотят нормально работать...спросить не с кого.
Пример. Перегорела возле моего дома лампа фонаря уличного освещения - попытался позвонить в комитет городского хозяйства - дать заявку на замену - на 5 телефонов звонил - крайнего не нашёл. (уличное освещение - хозяйство муниципального образования) Написал обращение на сайт администрации - они отписались в жилинспекцию, а те в свою очередь обвинили во всём управляющую компанию...даже не разобрались...имитируют бурную деятельность....А ведь это элементарная задача, кот. можно решить, например, разместив номер телефона для приёма заявок на ремонт уличного освещения у себя на сайте.
Сюда можно кучу примеров безалаберности чиновников администрации города. Если не говорить о дорогах, то обратите внимание на состояние тротуаров (если они есть конечно). Молодёжь, конечно, может через лужи,ямы, грязь, бордюры перепрыгивать, а представьте пенсионера слабовидящего и слабо ходящего - это просто ад для таких людей пройти, например, в магазин или поликлинику. Нельзя навести порядок?!?? Это так сложно или дорого?!...АРХИнаплевательское отношение к своим горожанам. Стыдно...?!?...наверное нет...

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях