Поиск на сайте

За 200 лет так и не смогли построить короткую дорогу, соединяющую Северный Кавказ с Чёрным морем.

Но, возможно, короткий путь через горные перевалы давно существует и о нём испокон веков знало местное население
 
И сегодня чабаны знают эти маршруты. Но почему молчат?
 
В конце прошлого года было подписано соглашение-намерение о строительстве дороги из Кавминвод в Сочи через Главный Кавказский хребет длиною примерно 270 километров. Горная часть дороги к морю пройдет через Карачаево-Черкесию на высоте более 2 тысяч метров над уровнем моря, а строить ее собираются с китайцами.
Учитывая, что в КЧР уже есть крупные горнолыжные курорты Домбай и Архыз, при наличии автодороги туристы смогли бы за один день и на лыжах покататься, и поплескаться в море. Но станет ли очередной проект реальностью?
Построить кратчайшую трассу, соединяющую Северный Кавказ с Черноморским побережьем, собирались с XIX столетия! А дороги все нет. Не получилось реализовать задуманное ни царскому режиму, ни большевикам, ни Грузии, ни Абхазии.
 
 

За два столетия создано много проектов и маршрутов, пролегающих через Главный Кавказский хребет, но все их преследовали фатальные неудачи. Строительству дороги мешали мировые войны 1914 и 1941-45 годов, Октябрьская революция 1917 года, а в наши дни, говорят, каждый регион лоббирует проект, предусматривающий на своей территории строительство горной части дороги.

«Вероятно, роковую роль сыграла конкуренция проектов – наличие нескольких возможных перевальных маршрутов, имевших свои плюсы и минусы, своих лоббистов и своих противников. В итоге не был реализован ни один из них.  Имело место давление так называемого грузинского лобби, заинтересованного в проведении транспортных коммуникаций через Тифлис или Кутаиси», – считает политолог, научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Скаков.

Первый проект строительства горной части дороги через Клухорский перевал (сегодня это территория Карачаево-Черкесии) появился примерно в 1820 году. Потом был план возведения Транскавказской железной дороги.

Затем появилась программа гужевой дороги «Сухуми - Невинномысск». Контрпроектом стал маршрут по ущельям Баксана (в наше время это территория Кабардино-Балкарии) и Ингури (сегодня это Абхазия).

По другим расчетам предлагалось дорогу проложить через перевалы Марухский и Птыш (Карачаево-Черкесия), а еще был спецпроект шоссейной дороги с четырехкилометровым тоннелем с западной стороны Клухорского перевала…

На практике только в 1903 году через Главный Кавказский хребет смогли «пробить» всего одну колесную дорогу, горная часть которой проходила на высоте 2781 м над уровнем моря и соединяла Баталпашинск (ныне Черкесск) с Сухуми. В годы войны эта дорога была местами подорвана, чтобы фашистский альпийский спецназ «Эдельвейс» не вошел в Грузию. С того времени она только разрушалась, а Главный Кавказский хребет превратился для путешественников в непреодолимую преграду и тупик.

***

Изменить ситуацию пытаются с 2006 года. Теперь идея строительства дороги через Кавказский хребет к Черноморскому побережью не сходит с повестки дня, она стала чрезвычайно популярной с акцентом на ее туристическом значении.

А Владимир Путин, находясь в 2010 году в Кисловодске, сказал, что «Россия намерена поддержать проект строительства совместно с абхазскими партнерами дороги «Черкесск - Сухуми», связывающей Абхазию с регионами Северного Кавказа с целью включения Северного Кавказа в систему межрегиональных и международных хозяйственных связей, в крупные стратегические проекты».

Снова (в который раз!) появилось несколько альтернативных проектов. Один из них - «Кодорский».

Пока остановились на «Кодорском» варианте. Автомагистраль из Кавминвод в Сочи через Карачаево-Черкесию, Кабардино-Балкарию, Ставрополье собираются проложить вместе с китайской строительной корпорацией за 9 лет. Но суждено ли сбыться этим намерениям? Двухсотлетняя история позволяет усомниться.

***

Между тем параллельно с официальными проектами якобы давным-давно существует неофициальная дорога, упоминаемая в рассказах и преданиях местных жителей. Ходят легенды о неких кратчайших пеших тропах через Кавказский хребет к морскому побережью. По ним якобы с древнейших времен местные жители ходили в гости друг к другу и по хозяйственным делам.

У политолога, научного сотрудника Института востоковедения РАН Александра Скакова сложилось такое мнение: «в древности перемещение людей и товаров через Главный Кавказский хребет в обоих направлениях шло гораздо интенсивнее, чем в настоящее время. Оживленные связи через горные ущелья и перевалы выглядят контрастом с нашим временем».

Более того, по поверьям, якобы Кавказский хребет насквозь пронизан тайными тоннелями и пещерами, входы в которые, возможно, тщательно засыпаны или даже завалены, и с годами их местонахождение потеряно.

Этими версиями заинтересовался известный исследователь, книгоиздатель, председатель отделения Русского географического общества в Кабардино-Балкарии, писатель и журналист Виктор Котляров. Он собрал много интересных рассказов на эту тему.

Говорит, что первую историю о некоем подземном коридоре, соединяющем Тызыльское и Баксанское ущелья, услышал еще в 70-е годы прошлого века от гунделеновских чабанов, с которыми встретился на высокогорных пастбищах Хаймаши и Аурсентх, но не поверил им.

«Не веришь, а я сам был там! Но далеко не ходил. Боялся», - так отреагировал чабан, увидев мой скептический взгляд, рассказывает Виктор Котляров. Ему запомнилось, что на чабана прикрикнули. Мол, нельзя говорить про тоннели. На вопрос «Почему?» не ответили.

Виктор Котляров поведал и о других загадочных историях. Одна из них о некоем балкарце, который на спор за несколько часов успевал только ему известной дорогой сходить из Кабардино-Балкарии в Грузию и вернуться оттуда с бутылью домашнего вина. Причем отправлялся в путь зимой, когда перевалы завалены снегом высотой в несколько метров! Значит, пробирался под землей?

До революции якобы по таким тоннелям (когда перевалы непроходимы) местные жители в повозках, запряженных осликами, даже перевозили сено.

«Говорили, что тоннели невысокие – где-то около 170 см высотой, причем эта высота была одинаковой на всем протяжении штольни. Стены их гладкие, словно оплавленные. У побывавших там создавалось впечатление, что они были вырезаны в скалах каким-то острейшим инструментом», – удивляется Виктор Николаевич.

***

А вот еще одна история, поведанная им. «В начале 90-х годов во время летних каникул школьники из Тырныауза отправились вместе с учительницей географии в поход к морю через перевал Бечо.

Напомним, в советские годы популярны были и у детей, и у взрослых туристические маршруты через различные горные перевалы к морю. Этот поход ничем не отличался от остальных. Вот только девочки из группы оказались слабыми и быстро устали, идти дальше не могли.

И тут на помощь пришел примкнувший по пути к группе человек, не известный никому из туристов. Он якобы предложил не взбираться на гору, а… пройти под ней. Так и поступили.

После сравнительно недолгого хождения по пробитому неизвестно кем в скальных породах темному коридору со скользкими, но удивительно гладкими стенами туристы действительно оказались по другую сторону хребта. Но вышли они отнюдь не к его подножию, а оказались у еще одного перевала, преодолеть который не представляло особых сложностей», — рассказывает Виктор Котляров.

Исследователь мечтает найти эти тайные тропы и тоннели, и если они реально существуют, тогда и дорогу через Большой Кавказский хребет к морю осталось бы только модернизировать.

 
Татьяна МАМХЯГОВА
 

Комментарии

Костя (не проверено)
Аватар пользователя Костя

Интересно было почитать. Будем надеяться, что в ближайшем будущем все же появится путь "напрямую" из Ставрополья к морю.

Вася (не проверено)
Аватар пользователя Вася

скорей бы уже

fkbyf алина (не проверено)
Аватар пользователя fkbyf алина

А почему горную дорогу собираются строить с китайцами?- что- в России нет своих специалистов ?При чем здесь китайская строительная корпорация- может- это- завуалированная попытка вывода российских денег за рубеж- ведь свои строительные корпорации уже частично простаивают и начинают сокращения рабочих в связи с тем, что в стране снижаются объемы строительства- а здесь - собираются аж на 9 лет обеспечить Китай объемами работ!!! Возможно- поэтому решение вопроса не сдвигалось с мертвой точки- потому что искали зарубежного подрядчика, игнорируя своих, российских! А то- что местные старожилы не спешат раскрывать тайны внутригорных переходов- они же считают горы своей территорией, принадлежащей местным народностям и чужие им там не нужны- т.к. тут же использование этих переходов будет кем- нибудь поставлено на коммерческую основу для обогащения какого- нибудь предприимчивого деятеля. А в целом- статья очень интересная и познавательная.

Галакси (не проверено)
Аватар пользователя Галакси

Всё правильно вы видите какие у нас дороги!?

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях