Татарские скалы напоминают нам о морской эпохе Ставрополья. И пока они существуют, спешите прикоснуться к древнейшей странице в истории края
Миллионы лет назад в Ставрополе и окрестностях плескалось древнее Среднесарматское море. Мелкое и слабосоленое, оно простиралось на большие расстояния, связывая нынешние Черное и Каспийское моря, а на севере доходило до Среднерусской возвышенности.
Сегодня мы можем прогуливаться по дну бывшего водоема и рассматривать слоеный сарматский «пирог» из чередующихся пластов глин, мергеля, песка, известняка-ракушечника.
Отдельные участки дна этого морского бассейна на территории нынешней Ставропольской возвышенности были приподняты внутренней силой земли, став столовыми горами. Так их назвали потому, что вершина их плоская, как стол, а склоны довольно крутые. Когда смотришь на них, кажется, что меняется вокруг нас буквально все, но только не эти горы и скалы - монументы былых эпох.
Владимир Гниловской в книге «Занимательное краеведение» пишет:
«В более позднее время дно поднялось, море быстро мелело, вместо глин стали откладываться частицы мелкозернистого песка. Обмеление моря продолжалось - этот участок превратился в берег моря. Раковины моллюсков, населявших прибрежную полосу, перетирались морским прибоем, дали материал для известняка, образовавшегося в последний момент жизни этого древнего водоема».
Путешествуя по Ставрополью не один год и посещая одни и те же места, я наблюдаю за их изменением. Примером могут служить Татарские скалы, которые находятся возле села Татарка в верхней части склона Ставропольской горы. Они обнажаются своим желтым оскалом на протяжении 350 метров, представляя собой мощный пласт известняка-ракушечника. Пяти- и семиметровыми волнами застыли эти скальные карнизы, молчаливо свидетельствующие о нашем морском прошлом.
Особенно поражали загадочные ниши Татарских скал. Самая крупная из них имела длину 17 и высоту 4 метра. Под этим экзотическим каменным укрытием от дождя могла спрятаться небольшая группа туристов.
Но ничто не вечно в этом мире, даже могучие скалы. Из трещин растут деревья, безжалостно разрушая их, а ветер и вода оставляют причудливые автографы. Обвалился карниз, и теперь перед взором путешественника предстают обломки известняка-ракушечника. Пройдут века, и от каменных исполинов останется лишь песок.
Татарские скалы в конце ХХ века
...и сегодня
Пересыпая его из одной руки в другую, можно отыскать раковины моллюсков - свидетелей древнего моря. Как немые знаки, они прячутся в морских отложениях.
Если посмотреть на поверхность известняка под увеличительным стеклом, то можно заметить хорошо перетертые прибоем раковины кардиумфиттонии.
Этот двустворчатый моллюск был распространен в Среднесарматском море очень широко, а потомки его и сегодня населяют Черное море. Сердцевина раковины украшена 10-13 округлыми ребрами с широкими промежутками между ними. Ребра покрыты грубыми шипами, а в межреберных промежутках имеются едва заметные радиальные полосы.
Ракушки мелкого моря нуждались в предохранительных покровах, или щитах, ведь они перебрасываются волнами и постоянно получают удары.
Для самосохранения ракушки обычно покрывались массивной крепкой раковиной. Такой известковый покров был и у моллюска мактрапондероза. Особенно мощные «панцири» можно обнаружить в самых верхних пластах известняка, где были прибрежные полосы.
А в толщах песка сохранились и целые экземпляры раковин брюхоногих моллюсков. Обратите внимание на их удивительную форму. Перед нами витки спирали, раскручивающиеся по спирали. Не так ли расширяется Вселенная при разлете галактик?
В эти мгновения чувствуешь себя не только исследователем, но и философом. Ну разве это не здорово?
Комментарии
"Ракушки мелкого моря нуждались в предохранительных покровах..." и далее "Для самосохранения ракушки обычно покрывались массивной крепкой раковиной"- а разве РАКУШКА не есть "предохранительный покров"?
Еще перл: "Перед нами витки спирали, раскручивающиеся по спирали". Здесь обойдусь без комментариев.
- ответить
Постоянная ссылка (Permalink)Добавить комментарий