Поиск на сайте

 

В борьбе с засухой правительства и население десятков стран мира обращаются к технологии искусственного увеличения осадков

 

181,5 миллиона рублей. Ровно такую сумму запланировало потратить правительство Москвы в текущем, 2014 году на обеспечение метеозащиты трех праздничных мероприятий - 9 Мая, Дня России и Дня города.

Меж тем разгон облаков на время концерта вовсе не то, ради чего разрабатывались в свое время методы управления погодой. Защита сельхозугодий от града, рассеивание тумана в аэропортах и искусственное увеличение осадков для борьбы с засухой и лесными пожарами – вот то, чего в первую очередь ждут власти и население любой страны мира от подобных технологий.

Стоит отметить, что научно-исследовательские изыскания в этих направлениях начались в Советском Союзе еще в середине 1950-х и были продолжены затем в современной России (под эгидой Росгидромета). Однако, если работу противоградовой службы это государственное ведомство сумело худо-бедно спасти и сохранить (защитой сегодня охвачено примерно 40% всех сельскохозяйственных площадей Южного и Северо-Кавказского федеральных округов), то на остальных направлениях его успехи весьма скромны.

Несмотря на то, что существуют и технологии, и необходимые правовые акты, сколь-нибудь масштабных работ по борьбе с туманами/засухой/пожарами через воздействие на погоду в стране сегодня не ведется. Главным образом это связано с отсутствием государственной финансовой поддержки подобных проектов. 

Так, например, «Ставропольская военизированная служба по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы» готова оказывать посильную помощь краевым сельхозпроизводителям в борьбе с засухой (через искусственное увеличение осадков ракетным способом). Но, увы, ее бюджета (около 107 млн. рублей в год) хватает лишь на осуществление необходимого минимума противоградовых мероприятий. 

Как обстоят дела в других странах и что представляют собой сегодняшние технологии модификации погоды, читайте далее в «Открытой».

 
Да будет дождь!
 

Эпоха современных «заклинателей дождя» началась в 1946 году благодаря исследованиям двух американских метеорологов - Винсента Шефера (1906-1993) и Бернарда Воннегута (1914-1997). Ученые, работавшие в то время в лаборатории компании «Дженерал Электрик», независимо друг от друга обнаружили, что гранулированный «сухой лед» (Шефер) и порошок иодида серебра (Воннегут) являются эффективными реагентами для «выжимания» дождя из облаков.

Хотя физика процессов, ведущих к подобному результату, в каждом случае своя, конечный результат один и тот же. Под действием этих химических соединений мельчайшие переохлажденные капли воды (взвесь которых в воздухе и есть, по большому счету, облако) укрупняются, превращаясь в итоге в кристаллы льда.

В какой-то момент те уже не могут более свободно парить в воздухе и устремляются вниз под действием силы тяжести. До земли, однако, долетают, как правило, не снежинки или крупинки льда, но капли дождя.

Впоследствии были найдены и другие вещества, оказывающие на облака схожий эффект (жидкий азот, хлорид кальция, поваренная соль и др.), но твердый углекислый газ («сухой лед») и иодид серебра по сей день являются одними из наиболее эффективных и  широко используемых реагентов для «засева» облаков. Распыление с самолетов, специальные пушки и ракетные установки, а также особые наземные генераторы – вот основные способы доставки («сева») подобных веществ непосредственно в облака.

 
Любит, не любит
 

На протяжении последних 70 лет власти, общество и ученые последовательно  проходили через циклы интереса/энтузиазма и страхов/опасений в отношении своих новообретенных способностей манипулировать погодными явлениями. Так, действия США во вьетнамской войне (операция «Попай», 1967-1972) привели к появлению в 1977 году специальной декларации ООН, ставящей вне закона военное использование технологий управления погодой.

Дело в том, что на протяжении пяти лет во время периода муссонных дождей (с марта по ноябрь) ВВС США каждый день рассеивали над территорией соседнего Лаоса килограммы иодистого серебра. Результатом этого, по мнению военных, должно было стать увеличение интенсивности/продолжительности тропических ливней, что затруднило бы, в свою очередь, действия северовьетнамских партизан на земле.

Данная секретная программа (признанная «умеренно успешной») была прекращена в 1972 году после того, как ее существование разоблачили в прессе американские журналисты.

В настоящее время в научных кругах и правительствах многих стран существует определенный скептицизм по поводу того, насколько эффективны существующие методы «вызывания» дождя. Так, по большому счету, ученые по сей день не могут со 100%-ной уверенностью сказать, действительно ли выпавшие осадки - это «их рук дело» или же дождь случился бы и без всякой помощи со стороны.

Как бы то ни было, большинство метеорологов сегодня полагают, что «засев» «правильных» облаков при «правильных» условиях повышает их «водоотдачу» на 10-15%. Другими словами, если предположить, что облака - это губки с водой, то дать ее избытку просто стечь будет эквивалентом обычного, «нормального» дождя.

В свою очередь, обработка облаков иодистым серебром или гранулированным «сухим льдом» - это как если бы вы выжимали излишки воды, выкручивая губку руками.

 
Чудес не бывает
 

Как специально подчеркивают ученые, никакая обработка никакими реагентами не обернется дождем, если на небе нет облаков вообще или же их «внутреннее состояние» не является «дождеобразующим». В этом смысле такими ли уж критичными являются эти лишние 10-15% дождя? Ответ - да. Здесь следует помнить, что даже в небольшом «стандартном» летнем облачке размером 500х500х100 м (0,025 км3) содержится примерно 12,5 тонны воды.

В свою очередь, объем отдельного грозового облака может легко достигать 750 км3, а запасы воды в нем – 1-3 миллионов тонн. Для изнуренных засухой полей или полувысохших водохранилищ эти дополнительные 100-300 тысяч тонн воды, что можно извлечь, применив технологию «засева» облаков, вряд ли будут лишними.

 
Помоги себе сам
 

Программы искусственного увеличения осадков в той или иной степени действуют сегодня в десятках стран мира. Так, самой масштабной считается китайская, проводимая под эгидой Национальной академии метеорологических наук. В программе задействовано около 48 тысяч человек, порядка 14 тысяч специальных ракетных и артиллерийских установок и свыше 50 самолетов.

Вкладывая в нее, по разным оценкам, от 60 до 90 млн. долларов ежегодно, правительство Китая планирует, в свою очередь, добиться дополнительных 50 млрд. тонн дождевой воды в год для тех своих регионов, где в этом есть необходимость.

В свою очередь, власти США в настоящий момент испытывают куда меньший энтузиазм в отношении данной технологии, тратя на нее из федерального бюджета скромные по местным меркам $15 млн. в год. Все остальное – финансы, ресурсы, моральная и информационная поддержка - результат самоорганизации людей на местах.

Так, на сегодня в 10 южных штатах (Калифорния, Техас, Аризона и др.) существуют локальные программы «засева» облаков. Их деятельность обеспечивают своими деньгами местные фермеры, городские муниципалитеты и электрогенерирующие компании, полагающие, что надо использовать любой шанс пополнить резервуары, водохранилища и поля водой.

Вот, к примеру, как функционирует региональное отделение «Техасской ассоциации управления погодой» в городе Сан-Анжело (население 90 тысяч человек). Руководство города, равно как и власти семи прилегающих к нему районов (графств), изыскало в своих бюджетах для ассоциации порядка $360 тысяч в год. Фермеры и скотоводы, согласившиеся участвовать в программе, платят ежегодно 5 центов с акра (5 руб. с гектара). На эти деньги ассоциация арендует скромный офис на окраине Сан-Анжело и выплачивает зарплату 28-летнему метеорологу Джонатану Дженнингсу.

Его задача – следить за всеми облаками в округе, основываясь на данных метеорологического допплер-радара. Как только на его «горизонте» появляется что-то «перспективное», Джонатан звонит одному из шести пилотов легкомоторных самолетов, с которыми у его организации имеется соответствующий договор.

У свободного на этот момент летчика есть полчаса, чтобы прибыть в офис и получить от Дженнингса все необходимые указания. На «засев» одного облака обычно уходит 10-15 минут и 5-40 граммов иодистого серебра (столовая ложка). Учитывая, что это количество затем распределяется вместе с дождем по значительной территории, загрязнение окружающей среды солями серебра не представляет, по данным ученых, какой-либо опасности.

Вместе с тем, по собственной инициативе Джонатан экспериментирует и с хлористым кальцием как более дешевым и экологически безопасным заменителем иодида серебра. Как бы то ни было, следует признать, что у данной программы немало противников.

Меж тем в самой ассоциации уверены - с момента ее основания в 1997 году благодаря программе искусственного увеличения осадков почти 13,5 млн. гектаров полупустынных земель юго-западного Техаса увидели осязаемую прибавку к своим среднегодовым показателям атмосферных осадков.

 
Александр ЛЕОНТЬЕВ
 
 
 

Комментарии

Евгений Куликов (не проверено)
Аватар пользователя Евгений Куликов

Хотелось бы найти серьезные НАУЧНЫЕ публикации об "успехах" технологии искусственного дождя. Возникает естественное подозрение, что СЕКРЕТНОСТЬ публикаций - это сокрытие от ученых и налогоплательщиков реальной эффективности этой ОЧЕНЬ ДОРОГОЙ технологии. Кажется, что кроме русских и китайцев никто на это денег не тратит....

fkbyf алина (не проверено)
Аватар пользователя fkbyf алина

Так информация- 2014 года! За прошедшее время и технологии скорее всего поменялись, а- стоимость- однозначно!

Евгений Куликов (не проверено)
Аватар пользователя Евгений Куликов

Не поменялась... Я специально посмотрел публикации... пусто. Среди современных только русские и китайцы. Но самое подозрительное - это СЕКРЕТНОСТЬ. Нигде не найти анализа эффективности разгона туч на Москвой, которые происходят по 2-3 раза в год.

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях