Мэрия и СГРЦ – соучастники коммунальных беззаконий и произвола
Между тем даже поверхностное знакомство с уставом СГРЦ явственно свидетельствует: странная структура, учрежденная городской администрацией (КУМИ) и госпожой Фоминой, имеет птичьи права на многие аспекты своей деятельности. Давайте и мы, уважаемые читатели, посмотрим на них.
Итак, читаем устав ОАО «Ставропольский городской расчетный центр», п. 2.1: «Целью деятельности общества является расширение рынков товаров и услуг, а также извлечение прибыли». Но потенциального потребителя интересует вопрос: в какой сфере деятельности то или иное акционерное общество реализует товары и оказывает услуги?
В уставе ОАО «СГРЦ» такой информации нет. В пункте 2.2, содержащем перечень «предметов деятельности общества» (т. е. работ и услуг), отсутствует информация о правовом статусе этих видов деятельности, то есть какими официальными документами подтверждается легитимность «предметов деятельности» ОАО «СГРЦ».
Из солидного перечня «предметов деятельности» (около 30 наименований) обществом освоено только 6(!), что отражено в аудиторском заключении по бухгалтерской отчетности за 2013 год, и все они относятся к жилищно-коммунальному сектору.
Так вот, ни одним нормативно-правовым актом, регламентирующим деятельность различных организаций в сфере жилищно-коммунального комплекса и в вопросах регулирования жилищных отношений, не предусмотрено участие таких организаций, как ОАО «СГРЦ». То есть все виды деятельности, указанные в пункте 2.2 его устава, должны быть лицензированы. Контора Фоминой действует без всяких лицензий - самовольно, самоуправно, грубейшим образом нарушая законодательство.
Продолжаем читать устав. Многие «предметы деятельности», перечисленные в п. 2.2 (платежи, документы, работа и услуги, информация, интеллектуальная деятельность и др.), являются объектами гражданского права, по поводу которых возникают правоотношения между субъектами права, т. е. участниками правоотношений.
Проще говоря, ОАО «Ставропольский городской расчетный центр» обязано заключить договоры на выполнение этих работ с каждым субъектом права, т. е. собственниками помещений в многоквартирном доме, чего нет и в помине у СГРЦ.
Особый интерес – с точки зрения правового обоснования - представляет такой вид деятельности, как «сбор денежных средств с населения через свои пункты сбора и пункты других организаций» и «перевод собранных средств со своего расчетного счета на расчетные счета поставщиков услуг».
В соответствии с п. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирных домах плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят именно этой управляющей организации, за исключением случаев платежей непосредственно ресурсоснабжающей организации. Но уж никак не на расчетный счет конторы Фоминой!
Но ОАО «СГРЦ» своевольно, самоуправно, незаконно придало своему расчетному счету статус транзитного с правом перевода с него денежных средств на расчетные счета других организаций по усмотрению общества.
А теперь внимание к прелюбопытному обстоятельству, которое указывает на таинственное и подозрительное закулисье созданной городскими чиновниками организации. ОАО «Ставропольский городской расчетный центр», деятельность которого ограничена территорией города, оперирующий финансовыми ресурсами в рублевом исчислении, вписывает в свой устав право «открывать расчетные, валютные и другие банковские счета» за пределами Российской Федерации. Господа муниципальные чиновники и иже с ними Фомина, с какой целью вы открываете валютные счета?! Оч-чень подозрительна эта цель!
Уставом ОАО «Ставропольский городской расчетный центр» предусматривается и такой вид услуги, как контроль единой системы начисления платы за жилье и коммунальные услуги в городе. То есть СГРЦ присвоил себе «право» контролировать(?!) управляющие компании и ресурсоснабжающие организации, в том числе и муниципальные унитарные предприятия, организации естественных монополий, которые самостоятельно, на вполне законном основании (в отличие от СГРЦ) производят начисления платежей.
Разумеется, никто «хлебные контрольные полномочия» СГРЦ не предоставлял. Акционеры СГРЦ вместе с г-жой Фоминой, понимая, как это выгодно, просто присвоили их себе, действуя как разбойники с большой дороги: мол, все наше!
Правовой основой начисления платежей за коммунальные услуги являются «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного или жилого дома в объемах пределов технической возможности внутридомовых инженерных систем и их технического состояния.
Уставом ОАО «Ставропольский городской расчетный центр» не предусмотрено контролировать соблюдение этих требований при начислении платежей за коммунальные услуги - хлопотно, тяжело, трудозатратно.
В результате на общедомовые нужды управляющие организации списывают абсурдные объемы воды даже в тех случаях, когда в доме нет технических коммуникаций для ее подачи в места и помещения общего пользования и отсутствуют краны или вентили для ее отбора на ОДН. А СГРЦ начисляет безумные размеры платежей.
Плата за воздух вместо реальных услуг и беспримерный грабеж жителей города продолжаются. И от своей безнаказанности коммунальные стервятники становятся все более бесстрашными и разнузданными.
Особенно отвратительно то, что возглавляет эту прожорливую стаю учредитель ОАО и его же главный акционер - комитет по управлению имуществом администрации Ставрополя.
А на бесчисленные жалобы горожан и обращения регионального центра «ЖКХ-контроль» главный хозяйственник города Андрей Хасанович Джатдоев никогда(!) не отвечает, даже если эти обращения ему приходят из надзорных органов. Откуда у этого городского чиновника столько равнодушия и пренебрежения к запросам простых людей?! Джатдоев пренебрегает требованием Жилищного кодекса (ст. 2), обязывающего его защищать права и интересы граждан. Он же - по всему - защищает интересы лишь акционеров СГРЦ. Немудрая, недальновидная политика!
Кто мешает разобраться и со сделкой века, и с ее нынешними разрушительными последствиями?
Кто мешает правоохранителям и надзорному органу провести правовую экспертизу устава ОАО «Ставропольский городской расчетный центр», расследовать его деятельность, разобраться с активами и доходами - в чей карман они идут и почему не во благо города?
Увы, очевидна профессиональная беспомощность и беспринципность для такой аналитической, исследовательской работы по СГРЦ. Но только ли в профессионализме дело?
Иначе чем объяснить то, что контролирующие органы всячески избегают привлекать в качестве экспертов граждан, специалистов из региональной и действенной организации «ЖКХ-контроль», досконально изучивших разные аспекты этой проблемы? Изучив собранный ими обширный материал, правоохранительные и прокурорские работники явственно бы увидели огромное количество нарушений, имеющих все признаки коррупционного сговора участников, аффилированных с СГРЦ. То есть получили бы ответ на извечные вопросы: кто виноват и что делать?
А если этих очевидных шагов делать не хотят, то вывод из этого следует просто страшный.
Как отмечает статистика, краевая столица в пятерке самых коррупционных регионов, чье население завалило Москву жалобами о поборах в ЖКХ, не находя защиты у себя дома. Проходят годы, меняются руководители, но у нас в крае, как в «Дне сурка», ничего не меняется. Вот я вынул из своего архива пожелтевший лист заявления в краевую прокуратуру в 2008 году, которое вместе со мной подписали руководители нескольких общественных организаций края.
Еще тогда общественность требовала «возбудить уголовное дело по факту нарушения конституционных прав граждан путем создания условий, рассчитанных на физическое уничтожение граждан».
Слова о «физическом уничтожении граждан» сегодня звучат уже вовсе не метафорически: пожилых людей, получающих платежки с безумными цифрами «платы за воздух», разбивают инфаркты и инсульты. У людей случаются сердечные приступы после вынесения безмотивных судебных решений в пользу СГРЦ. В том давнем заявлении общественность Ставрополя констатировала многие еще тогда очевидные факты противоправной деятельности СГРЦ. В частности, отмечалось:
«С 1993 года в городе Ставрополе работало МУП «ГРЦ», а в феврале 2004 года было создано ОАО «СГРЦ» (Ставропольский городской расчетный центр).
Существует и содержится ОАО «СГРЦ» исключительно за счет средств потребителей услуг, стоимость его услуг входит в тариф на содержание и ремонт жилья, который поэтому значительно растет.
В настоящее время между управляющими компаниями, или ЖЭУ (Принципал), и ОАО «СГРЦ» имеются агентские договоры, где ОАО «СГРЦ» - Агент. Однако, согласно ст. 166, 996, 1005, 1006, 1011 ГК РФ, агентский договор между этими сторонами является ничтожным. Поскольку в соответствии со ст. 996 ГК РФ, которая применяется к агентскому договору (ст. 104 ГК РФ), имущество Принципала (деньги), поступившее к Агенту, должно являться и остается собственностью Принципала. Фактически собранные средства являются собственностью исполнителей услуг.
В нарушение ст. 154 ЖК РФ в содержание и ремонт включена сумма расходов на содержание ОАО «СГРЦ». Министерство регионального развития РФ в письме №8167-205/07 от 02.05.2007 года дает разъяснение о том, что деятельность расчетно-кассовых центров и т.п. и применение «единых платежных документов» не может основываться на нормативных документах органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления, поскольку образование ОАО «СГРЦ» не предусмотрено ни ЖК РФ, ни Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003 года.
В нарушение пунктов 3, 37, 49 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307, не являясь Исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги, ОАО «СГРЦ» незаконно печатает платежные документы и собирает деньги с населения.
В нарушение пунктов 49, 56, 60-74 «Правил предоставления коммунальных услуг», «Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491, должностные лица ОАО «СГРЦ» не производят уменьшения оплаты за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) в случае их непредоставления или предоставления ЖКУ ненадлежащего качества.
Неправомерность действий ОАО «СГРЦ» заключается в том, что оно является незаконным получателем всех платежей по жилищно-коммунальным услугам в городе. ОАО «СГРЦ» заняло в городе позицию монополиста и диктатора. Оно сконцентрировало в своих руках большинство платежей по жилищно-коммунальным услугам.
Осуществление сбора денег без договора является мошенничеством, самоуправством, злоупотреблением доверием граждан, является уголовным преступлением, нарушает права третьих лиц - потребителей услуг.
На основании изложенного просим:
1. Пресечь неправомерные действия должностных лиц ОАО «СГРЦ» по сбору средств с населения города за ЖКУ.
2. Привлечь к уголовной ответственности виновных лиц: за незаконную предпринимательскую деятельность, за приобретение прав на чужое имущество, за самоуправство.
3.Выступить в защиту неопределенного круга лиц жителей многоквартирных домов Ставрополя в суде, обязать ОАО «СГРЦ» прекратить незаконную деятельность по сбору денег с населения и по взысканию задолженностей в суде за жилищно-коммунальные услуги.
Итог: на это заявление общественных организаций в прокуратуру края пришла никчемная отписка, и доводы в ней (все хорошо, прекрасная маркиза!) никак не опирались на нормы закона. Прокуратура отчаянно избегала правового анализа явных беззаконий в деятельности СГРЦ. Тех уж прокуроров давно нет, но система отписок в надзорном органе живет и процветает. Вот вам очередное доказательство - свеженькая отписка из надзорного органа Промышленного района на обращение экспертов городского центра «ЖКХ-контроль», подписал ее заместитель прокурора Вадим Евгеньевич Вовк.
«Проверить законность не представляется возможным...»
Во исполнение поручения прокуратуры края, прокуратурой района проведена проверка Вашего обращения о нарушениях действующего законодательства ОАО «СГРЦ».
По результатам проверки сообщаю, что ранее прокуратурой района проводилась проверка в отношении представителей ОАО «Ставропольский городской расчетный центр» (далее СГРЦ) по факту нарушения законодательства при начислении оплат за коммунальные услуги.
По результатам проверки установлено, что решением Ставропольской городской думы №237 от 26.11.2003 года «О внесении муниципального имущества в уставный капитал открытого акционерного общества «Ставропольский городской расчетный центр» комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ставрополя от имени муниципального образования г. Ставрополя выступил учредителем ОАО «СГРЦ».
Основанием решения Ставропольской городской думы явилась ст. 84 Устава г. Ставрополя (в редакции от 15.05.2003 г.), в которой закреплены порядок и условия приватизации муниципальной собственности города Ставрополя.
Протоколом общего собрания учредителей ОАО «СГРЦ» от 08.01.2004 г. утвержден устав ОАО «СГРЦ», а также уставный капитал общества, который состоял из имущества г. Ставрополя (персональная техника, офисная мебель), денежная оценка которого составляла 143 000 рублей, то есть 90,05 % уставного капитала общества и имущества Фоминой С.В. (персональная техника) стоимостью 15 800 рублей, то есть 9,95 % уставного капитала.
ОАО «СГРЦ» создано как юридическое лицо 04.02.2004 г. Свою деятельность СГРЦ осуществляет на основании Федерального закона №ФЭ-395-1 от 02.12.1990 г. «О банках и банковской деятельности» (далее Закон). В соответствии со ст. 5 Закона установлен перечень банковских операций, при осуществлении которых требуется наличие лицензии, выданной Центробанком РФ на осуществление банковских операций.
Перечень, указанный в ст. 5 Закона, является исчерпывающим и не включает в себя операции по приему жилищно-коммунальных платежей от населения, в связи с чем ОАО «СГРЦ» осуществляет свою деятельность без банковской лицензии.
Осуществление банковских платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги осуществляется на основании агентских договоров...
...Проверить законность решения Ставропольской городской думы от 26.11.2003 г. №237«О внесении муниципального имущества в уставный капитал открытого акционерного общества «Ставропольский городской расчетный центр», а также рассмотреть вопрос о правомерности создания ОАО «СГРЦ» администрацией г. Ставрополя не представляется возможным ввиду отсутствия полномочий по проверке решений городской думы г. Ставрополя, которыми создано ОАО «СГРЦ».
На основании вышеизложенного ранее неоднократно в прокуратуру края направлялись письма с постановкой вопроса о поручении прокурору Октябрьского района г. Ставрополя проверить законность решения Ставропольской городской думы от 26.11.2003 г. №237 «О внесении муниципального имущества в уставный капитал открытого акционерного общества «Ставропольский городской расчетный центр», рассмотрение вопроса о правомерности создания ОАО «СГРЦ» администрацией г. Ставрополя.
Прокуратурой Ставропольского края нарушений при создании ОАО «СГРЦ» администрацией г. Ставрополя не установлено.
«СГРЦ действует вне рамок правового поля»
Из преамбулы ответа прокуратуры можно понять, что И.В. Должикова вообще-то интересовала нынешняя деятельность СГРЦ, а не десятилетней давности разборки по поводу того, что именно было внесено в уставный фонд предприятия на небольшую сумму 143900 рублей. Хотя и это тоже вопрос интересный.
Думский документ, который боится истребовать прокурор, вообще-то есть в базе «Консультант плюс», правда, почему-то только в коммерческой версии и почему-то без приложения списка передаваемого имущества.
Что уж такого-эдакого мог передавать город вновь образующемуся офису? Ну, оргтехнику, мебель, компьютеры. Почему же эта тайна до сих пор охраняется так, будто Знамя края передали?
Ладно, оставим в покое список. А имела ли право гордума принимать такое решение - внести госимущество в уставный фонд ОАО? Нет, устав думы открыто опубликован, таких прав у нее нет и никогда не было. А кто имел? Да никто не имел. Федеральные законы №14-ФЗ и №208-ФЗ об акционерных обществах прямо это запрещают.
Единственный случай, когда государственным имуществом можно поучаствовать в формировании уставного фонда ОАО, - если это имущество было включено в прогнозный план приватизации. Но, во-первых, ничего похожего в прогнозном плане на 2003 год не нашлось, во-вторых, исключительные права на такие действия даны исполнительным органам, но не думе.
Но и это еще не все. Дума передает имущество СГРЦ документом за номером 237. Той же датой, но за номером 236 (то есть более ранним документом) та же дума принимает решение продать 1439 акций по 100 рублей, то есть мы видим ровно те же самые 143900 рублей.
Но телега несется впереди лошади: сначала выносятся на продажу акции на сумму доли в уставном фонде, и только потом этот уставный фонд формируется.
Много чудес есть у думы в саду, и все они невидимы для прокуратуры. Кто купил эти акции? Сколько и у кого акций на сегодняшний день, когда уставный фонд подрос до 3 миллионов? Можно ли где-то купить эти акции сегодня? Эти вопросы пока для меня остаются загадкой.
Но зато для меня есть абсолютная ясность в другом вопросе - нынешняя деятельность СГРЦ вне рамок правового поля. Прокурор сам пишет, что по сути СГРЦ занимается банковской деятельностью, которая законом для него запрещена. Но оформляет эту незаконную деятельность через агентские договоры. И что это меняет для прокуратуры? Она должна так и ответить: агентские договоры ничтожны. Но перед этим выводом надзорный орган испуганно и замер.
А уж что касается управляющих компаний, то с введением Жилищного кодекса я даже не знаю, что тут и обсуждать. Согласно п. 7 статьи 155 ЖК РФ, собственники помещений плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Это же подтвердил в те годы и Минрегион в своем письме от 2 мая 2007 года №8167-ЮТ/07: «...Указание в платежном документе номеров банковских счетов или номеров «транзитных счетов» иных лиц (в том числе расчетно-кассовых, информационно-расчетных, информационно-аналитических, вычислительных и иных подобных центров) законодательством Российской Федерации не предусмотрено».
Что касается сбора комиссионных: согласно Федеральному закону от 27.06.2011 года №161-ФЗ «О национальной платежной системе», вознаграждение кредитной организации не может быть удержано из суммы перевода денежных средств, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов денежных средств (п. 10 ст. 8). То есть и тут незаконно.
Башкирская прокуратура, дойдя до Верховного суда, смогла добиться признания незаконной деятельности местного МУПа, осуществляющего функции СГРЦ и взимающего за свои услуги комиссионные.
В качестве одного из основных аргументов, помимо вышеперечисленных, суд указал нарушение прав граждан на доступ к информации, что более чем актуально и для СГРЦ.
Решение башкирского суда находится в открытом доступе. Когда прокуратуры разные, то получается, что живем как бы в разных государствах. Я с некоторых пор уже привыкла к тому, что разъяснения нашей прокуратуры надо понимать ровно наоборот: раз прокуратура говорит, что законно, значит, ничего общего с законностью это не имеет. И наоборот.
Возвращаясь к мутным истокам создания СГРЦ, хочется знать его жгучие тайны: какой же артефакт на «княжение» ему передала горадминистрация города?
Охранную грамоту от любых проверок? Волшебную палочку? Кольцо силы?
А иначе как можно объяснить разудалую, вне правового поля, «деятельность» СГРЦ, обирающего горожан?!
Комментарии
Газета проделала огромную работу, чтобы открыть глаза горожанам на то, что что их грабят и обманывают. И что? ни одного отклика.
Может, поэтому так вольготно мошенникам на Ставрополье? Чего лучше - когда народ робкий и инертный? Грабь - не хочу!
- ответить
Постоянная ссылка (Permalink)Ну это уже полный беспредел. Где мы живем? В бандитском государстве? Нужно требовать открытого суда над всеми мошенниками , кто кормится с этого СГРЦ!!!
- ответить
Постоянная ссылка (Permalink)Добавить комментарий