Поиск на сайте

От злокачественных опухолей на Ставрополье каждый день умирает 14 человек.

Медицинский клуб «Будем здоровы!»   (газета в газете)

Можно ли их спасти?

Злокачественные новообразования стабильно занимают второе место в структуре причин общей смертности населения России. Это свидетельствует о серьезных недостатках при своевременном выявлении таких заболеваний. А каковы перспективы решения этой проблемы века в Ставропольском крае?
В июне на IX Всероссийском съезде онкологов, который пройдет в Уфе, обсудят проект «Национальной стратегии по борьбе с онкологическими заболеваниями на 2018-2030 годы».
Задача этой стратегии – создать противораковую службу, которая позволит решить актуальные проблемы. Это раннее выявление онкологической патологии, снижение числа случаев ее запущенных форм и смертность (особенно у лиц трудоспособного возраста).

Современная медицина в состоянии излечить злокачественные опухоли почти всех локализаций, если они диагностированы на ранней стадии. Однако, несмотря на это, процент этих случаев продолжает оставаться очень высоким: почти каждый пятый случай новообразования диагностируется на поздней стадии.

Почему же люди своевременно не обращаются к онкологам?

Люди, как правило, знают преимущественно о неблагоприятных результатах лечения. При смерти онкобольного его родственники и окружающие обычно делают вывод: раз умер, значит, рак неизлечим. Однако погибают в основном больные, запустившие болезнь, поздно обратившиеся к врачу.

Поэтому в борьбе с эпидемией новообразований важнейшее значение имеет медицинское просвещение: население должно знать о факторах риска, возможностях диагностики и лечения.

Есть проблемы и в самой онкологической службе, как в целом по России, так и по Ставропольскому краю. Это низкая активность первичного звена здравоохранения по раннему выявлению рака и его профилактике, недоработки в схемах маршрутизации пациентов и их несоблюдение, недостаточное использование высокоэффективных методов лечения, дефицит квалифицированных кадров.

Для нашего края характерны специфические проблемы онкологической заболеваемости: разный уровень выявления опухолей на ранних стадиях (в зависимости от района проживания), высокая распространенность новообразований кожи и щитовидной железы, недостаточная доступность онкологической помощи населению.

В крае дефицит больничных коек (онкологических и паллиативной помощи) и врачей-онкологов, практически полностью отсутствует детская онкологическая служба.

Недостаточный уровень доверия к официальной медицине побуждает больных обращаться к «экстрасенсам» и «народным целителям» всех мастей, полагаться на священников, заниматься самолечением, в том числе травами и другими народными средствами.

А это приводит к тому, что упускается драгоценное время для адекватной терапии. Но есть и другая крайность – пренебрежительное отношение иных врачей к достижениям альтернативной медицины.

Между тем существует ряд эффективных революционных способов альтернативной медицины, успешно применяемых в развитых странах. Это является одной из причин, почему смертность населения от онкопатологии в странах Евросоюза на 30% ниже, чем в России. Об этом свидетельствует и опыт пациентов, успешно пролечившихся в Европе, несмотря на драматические прогнозы местных эскулапов.

Уровень развития современной медицины позволяет считать онкологические заболевания не смертельно опасными, а хроническими. Во многих случаях пациенты, перенесшие рак или регулярно проходящие лечение, живут много лет, полноценно работают, создают семьи, рожают детей.

Несмотря на это, рак зачастую выявляется на слишком поздней стадии, когда летальный исход неизбежен.

В Ставропольском крае, по данным Росстата, от новообразований в 2016 году умерло более 5 тысяч человек, из них каждый пятый – в трудоспособном возрасте.
За три месяца этого года ушли из жизни от новообразований 1240 жителей края. Это в среднем 14 человек в день! Печальная статистика, и это при том, что рак – не приговор, рак излечим! Выбирайте жизнь!

В сравнении

Здравоохранение или здравозахоронение?

В Швеции действует образцово-показательная система здравоохранения, одна из лучших в мире. Россия гарантирует всем своим гражданам право на охрану здоровья даже в большей степени, чем в «передовой стране». Вопрос, однако, в том, что на местах это право реализуется далеко не  в полной мере

Принято считать, что существующая в Швеции система здравоохранения - одна из самых лучших в мире. В бытность заместителем председателя комитета по здравоохранению Мурманской области, мне посчастливилось принять участие в российско-шведском семинаре по здравоохранению.

Шведы с гордостью рассказывали о преимуществах своей системы здравоохранения и задавали каверзные вопросы по российской. Их очень забавлял размер зарплаты врача, размер денежной компенсации почетным донорам за кроводачу...

Меня, как опытного организатора здравоохранения, тоже многое удивило. Например, приоритетным направлением в здравоохранении Швеции в тот период была психиатрическая помощь.

С гордостью рассказав о наших приоритетах (охрана здоровья матери и ребенка, медицинская профилактика), я поинтересовалась, чем же шведы руководствуются при выборе главных направлений.

Их ответ меня поразил: оказалось, что при передаче полномочий по психиатрической помощи с одного уровня на другой были допущены серьезные нарушения по учету психических больных, особенно социально опасных. Это и привело к отсутствию адекватной помощи им и резкому росту уровня преступлений, совершенных ими.

Меня удивил и ответ шведов на мой вопрос о сроках ожидания плановой медицинской помощи. Три месяца! А по некоторым видам помощи и в некоторых муниципалитетах - по 9-12 месяцев. И это в том числе при онкологической патологии!

На том семинаре я узнала и много других интересных разъяснений. Швеция – слишком большая страна (9,7 миллиона жителей), чтобы обеспечить всем ее гражданам равные права по охране здоровья. Общих законов, регулирующих сферу здравоохранения, очень мало: нельзя, мол, всех «грести под одну гребенку».

Ответственность за предоставление медицинских услуг децентрализована и передана муниципалитетам. Организация медицинской помощи в разных регионах страны разная, каждая коммуна издает свои законы.

Статистика в сфере здравоохранения не обязательная, а добровольная. Коммуна сама решает, предоставлять ее или нет. Все медуслуги платные, но их стоимость частично или полностью покрывается страховкой.

Сравнение зарплаты врачей у нас и в других развитых странах не в нашу пользу. Врачи на Западе получают достойную и адекватную плату за свой труд, но и уровень подготовки и ответственности – соответствующий.

Сама система медицинского образования исключает такие явления, как сдача экзаменов и зачетов «по знакомству» и «за деньги». Да и за врачебные ошибки отделаться «легким испугом» невозможно.

Как вам образцово-показательная система здравоохранения? Вы готовы к ней? Давайте посмотрим, а как у нас и что нам гарантирует наше государство.

Несмотря на нашу численность населения (в 15 раз больше, чем в Швеции), Россия гарантирует всем гражданам единые права на охрану здоровья, независимо от региона проживания.

Время доезда до пациента бригад скорой медпомощи не должно превышать 20 минут с момента вызова. Сроки ожидания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме не должны превышать двух часов, сроки ожидания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медпомощи – 30 дней с момента выдачи направления... Сроки проведения компьютерной томографии и ангиографии – не более 30 дней со дня назначения.

В общем, если почитать нормативную базу, можно быть уверенным: Российское государство хорошо заботится о здоровье своих граждан. Только вот как эти государственные гарантии реализуются «на местах» – это уже совсем другая история.

Президент России в своем ежегодном послании Федеральному Собранию в декабре 2016 года отметил:

«Проблемы в здравоохранении сохраняются в целом, их еще очень много. И, прежде всего, они касаются первичного звена. Его развитию необходимо уделить приоритетное внимание.

Граждане зачастую сталкиваются с очередями, с формальным, безразличным отношением к себе. Врачи перегружены, трудно попасть к нужному специалисту.

Нередки случаи, когда поликлиники оснащены новейшим оборудованием, а у медицинских работников элементарно не хватает квалификации, чтобы применить это оборудование».

Чтобы гарантии государства не остались лишь декларациями, а стали реальностью, гражданам нужно знать свои права. И уметь их добиваться. А для этого можно обращаться в те органы, которые призваны защищать права пациентов, – в страховые медицинские организации, территориальный ФОМС, министерство здравоохранения, к юристам и правозащитникам.

Только объединенные усилия всех граждан предотвратят переход здравоохранения в статус «здравозахоронения».

Эльмира ЭДИЕВА (на фото),
специалист по организации здравоохранения
и общественному здоровью,
заслуженный врач Российской Федерации,
кандидат медицинских наук
 

Комментарии

Александр (не проверено)
Аватар пользователя Александр

"От злокачественных опухолей на Ставрополье каждый день умирает 14 человек." Это 5110 в течение одного года?

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях