Поиск на сайте

В Правительстве решают, как поступить с собственностью граждан, попавшей в охранные зоны газовщиков и нефтяников

Сотни тысяч россиян могут лишиться недвижимости, потому что их садовые участки находятся в непосредственной близости к газо- или нефтепроводам. Для большинства дачников судебные иски о сносе за свой счёт всех построек на участке стали полной неожиданностью: в своё время многие отрезки трубопроводов не были включены в кадастр и отсутствовали на карте Росреестра. На саму землю вроде бы никто не претендует, но что на ней делать, если строить ничего нельзя?

По поручению Владимира Путина до конца года Правительство должно разработать и внести в Государственную Думу проекты поправок в федеральное законодательство, которые призваны помочь решить проблему. Кабмину необходимо обеспечить «внесение изменений в законодательство в целях создания правовых механизмов для возможного использования гражданами зданий».

ФОТО: КОММЕРСАНТЪ

Дочерние компании Газпрома судятся с дачниками более чем в 20 регионах. Массовые иски начались летом 2016-го. Их содержание практически идентично: постройки находятся в охранной зоне магистральных трубопроводов, сооружены незаконно и должны быть снесены. Тогда же Общественная палата направила письма руководителям Газпрома и других организаций, часть исков после этого отозвали.

В конце апреля в Общественной палате прошёл «круглый стол», результатом которого стали поручения Правительству, Генпрокуратуре, Верховному суду и нефтегазовым компаниям. Общественники предложили установить мораторий на иски к добросовестным владельцам земельных участков до внесения в законодательство необходимых поправок.

Седьмого июня на встрече с Владимиром Путиным о ситуации рассказал лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов. По его подсчётам, проблема может затронуть до 1,5 миллиона участков. «По этим дачам обязательно надо посмотреть. Люди не должны страдать, конечно, если меняются какие-то нормативы», — отреагировал тогда глава государства.

Письма несчастья

После обсуждения на «Прямой линии» с президентом 15 июня проблем дачников, оказавшихся в зонах минимальных расстояний от объектов газопровода, по всей России продолжаются судебные процессы. Все инстанции садоводы проигрывают, а их встречные иски с требованиями перенести трубы на безопасное расстояние от домов суды не удовлетворяют. 

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ

Сенаторы поддержали закон о садоводстве и огородничестве

История Светланы Романовой стала известна на всю страну, когда челябинка дозвонилась на «Прямую линию» с Владимиром Путиным. Романова сообщила, что её садовый домик построен в ста метрах от газопровода в восьмидесятых годах без каких-либо нарушений. В 2014 году вышло постановление об увеличении охранной зоны газопровода до 150 метров, после чего принято решение о сносе дома за счёт владельца и без компенсации.

Глава государства ответил дачнице, что считает несправедливым закон, требующий выселения людей из охранной зоны вдоль газопроводов после её увеличения. Между тем в конце июня Челябинский областной суд отклонил жалобу на решение Сосновского районного суда о сносе.

Тамбовчанин Владимир Жилкин за несколько лет превратился из рядового садовода в сопредседателя общественной организации «В защиту тамбовских дачников». Всевозможные СНиПы и подзаконные акты касательно трубопроводов он выучил едва ли не наизусть и обращает внимание на то, что почему-то смешиваются понятия «охранная зона трубопровода» и «зона минимально допустимых расстояний (МДР)», которые регулируются разными нормативными актами и за нарушение которых различается ответственность. Если в охраняемой зоне у газопроводов строить категорически нельзя, то в зоне минимально допустимых расстояний строительство не запрещено и регулируется строительными нормами.

«Национальное достояние» обесценивает землю

По данным председателя Совета при губернаторе Московской области по правам человека, адвоката Анатолия Кучерены, в регионе в опасной близости к газопроводам находится около шести тысяч жилых объектов, проблема непосредственно касается 100 тысяч человек. «Я понимаю, что в то время были одни подзаконные и нормативные акты, а на сегодняшний день — другие. Тем не менее законопослушных граждан нельзя вот просто так взять за шкирку и выкинуть с их участков. Понятно, что есть незарегистрированные объекты, но их не так много», — говорит он.

В Подмосковье одной из мишеней «Газпром Трансгаз Москва» стало СНТ «Аксёново» в Раменском районе. Юристы компании считают, что все постройки на 52 участках должны быть ликвидированы за счёт владельцев, так как находятся в 150-метровой охранной зоне магистрального газопровода.

Товарищество существует с 1989 года, когда за Институтом горного дела имени А.А. Скочинского закрепили пять гектаров земли для коллективного садоводства. В свидетельствах о праве собственности на землю ограничений и обременений в пользовании земельными участками не было, а предупреждающие знаки по линии трубы появились только четыре года назад.

«По версии Газпрома, газопровод проложили ещё в 1964 году, — рассказывает член СНТ Татьяна Еланина. — В 2013 году лесхоз неожиданно объявил, что здесь лежит труба, и они прорубили просеку. На суде юристы Газпрома предоставили проектную документацию, по которой труба должна была находиться вовсе не там, где её фактически проложили, — её сместили на несколько сотен метров!» 

Суть инициативы простая — если невозможно изменить охранные зоны газопроводов и речь идёт о необходимости сноса недвижимости, то хозяевам земельного участка и строений компенсируется их рыночная стоимость организацией, будь то Газпром, «Транснефть» и другие.

Массовые иски против дачников — попытка избежать возмещения ущерба в случае аварий, подозревает Татьяна Еланина. «Несколько лет назад был взрыв в Щёлковском районе, после чего Ростехнадзор заставил Газпром привести свои охранные зоны в порядок. Сейчас некоторым предлагают следующий вариант — дачник подписывает бумажку, что он не имеет претензий в случае аварии. Таким образом, решается не вопрос безопасности, а проблема убытков компании», — полагает она. Пока же на нескольких домах в садоводстве висят баннеры «Продаю», но покупать участки по соседству с трубой, даже резко подешевевшие, никто не торопится.

Не дожидаясь правительственных инициатив, четвёртого июля группа депутатов-справедливороссов во главе с Сергеем Мироновым внесла в Госдуму проект поправок в Закон «О газоснабжении в РФ». «Суть инициативы простая — если невозможно изменить охранные зоны газопроводов и речь идёт о необходимости сноса недвижимости, то хозяевам земельного участка и строений компенсируется их рыночная стоимость организацией, будь то Газпром, «Транснефть» и другие, чтобы люди за эти деньги могли в другом месте приобрести земельный участок и построить дом, а не как сейчас — за собственный счёт», — пояснил Миронов.

Интересы корпораций ради прибылей и сверхприбылей не должны быть приоритетом социального государства, которым, согласно Конституции, является Россия.

Проблему нельзя замалчивать, считает один из соавторов законопроекта Олег Нилов.

«Интересы корпораций ради прибылей и сверхприбылей не должны быть приоритетом социального государства, которым, согласно Конституции, является Россия, — говорит депутат. — Топ-менеджеры Газпрома получают гигантские по российским меркам зарплаты, и руководство компании объясняет, что подобное поощрение — мировая практика. Ну так вы и к собственникам относитесь так, как относятся во всём мире. Стоит только представить себе, что-какая-нибудь австрийская газовая компания, чтобы обезопасить свой трубопровод, попробует «наехать» на бюргера и что тот ответит».

По мнению Нилова, компании в 99 процентах случаев должно быть дешевле договориться с владельцем земли и предоставить ему альтернативу. «Недопустимо использование рычагов власти, тем более судебной, в целях минимизации своих затрат. А гражданин, который занимался участком многие годы, должен оценить свой труд по тем же критериям, что использует Газпром по отношению к свои менеджерам», — заключил законодатель.

Поможет компенсационный фонд

Решение проблемы надо искать по аналогии с лесной амнистией, уверена заместитель председателя совета Исследовательского центра частного права при Президенте РФ, член Общественной палаты Лидия Михеева. «Перед законодателями стоит задача найти золотую середину, которая поможет разобраться со всеми случаями фактически незаконного предоставления участков. Многие из них имели место в конце 90-х — начале 2000-х, и крайне важно выяснить, кто за всё это должен ответить. Если 10 лет назад некий муниципальный чиновник с большим удовольствием выдал разрешение на застройку территории, прилегающей к газопроводу, а теперь отдыхает где-нибудь на Ривьере, то у граждан страны возникает резонный вопрос — как привлечь его к ответственности. А для этого есть все правовые механизмы. Ведь убытки возникнут у всех: как у собственников, чьи дома должны быть снесены на основании решений судов, так и у крупных компаний, которые понесут расходы на разрешение этих ситуаций», — считает эксперт.

Михеева добавила, что попавшие под дамоклов меч сноса дачники должны объединиться и выработать единую линию правовой защиты, которую «надо тщательно проработать, и за счёт массовых обращений в суды переломить ситуацию».

Анатолий Кучерена убеждён, что искать сейчас виноватых — задача бесперспективная, а перекидывать ответственность друг на друга — путь в никуда. Главное, чтобы крайними не оказались дачники.

«Во время обсуждений, как решать проблему, я предложил создать компенсационный фонд, который мог бы частично наполняться деньгами региона, а частично — финансироваться соответствующей энергокомпанией. Там, где необходимо отселение, должна выплачиваться достойная компенсация. Ещё один вариант — там, где существуют газораспределительные станции, делать защитные сооружения, но компании говорят, что для них это достаточно затратно», — рассказал Кучерена.

«До 31 декабря по поручению президента должны быть подготовлены изменения в законодательство. После того как мы увидим конкретные предложения, надо этот вопрос снова обсудить на общественной площадке с привлечением заинтересованных граждан. Рассчитываю, что в этих поправках на первом месте будет человек», — заключил глава Совета при губернаторе Московской области по правам человека.

Просмотр всей ленты новостей: http://www.opengaz.ru/news
 

Комментарии

егор (не проверено)
Аватар пользователя егор

меня умеляет данная ситуация, почему все перекинули на жильцов, пусть компенсирует государство, администрация, которая причастна к этому. законы они значит меняют, а люди что должны оставаться на улице..и ВВП только языком чешет

Добавить комментарий