Поиск на сайте

В станице установили памятник всем погибшим в годы Гражданской войны. И через 90 лет боль от братоубийственного противостояния не утихла

 

Глава станичной администрации Борис Васильевич Орлов – потомственный казак, как и большинство его земляков. В прошлом активный комсомолец, коммунист, он жил жизнью советского человека, веря в незыблемость идей марксизма-ленинизма. А на старинные фотографии предков в черкесках и папахах смотрел без особого волнения. Ну, было и было.
Но в конце 80-х, когда пришла та самая гласность и открылись источники доселе недоступной информации, он «заболел» историей казачества.
И вот уже более 20 лет изучает прошлое своей семьи и родной станицы. Прошлое – славное и трагическое, которое требует вдумчивого переосмысления, избавления от устоявшихся стереотипов.

 

Всего одна буква
По инициативе Орлова станичная администрация издает газету «ГригорИполисская правда». Буква «И» в названии выделена особо. Дело в том, что сегодня станица называется Григорополисской. А до 60-х годов прошлого века она именовалась Григориполисской, что значит – Город Григория. Вполне возможно, что названа в честь знаменитого Григория Потемкина.
Но одна учительница местной школы вдруг усомнилась в правильности такого написания. Почему «И», когда в русском языке соединительные гласные в сложных словах «О» и «Е»? Не долго думая – переименовали.
Весьма символическое событие. Тогда мы истово верили, что живем правильно, что настоящая история страны началась только в 17-м году. А все остальное – сплошное страдание большинства под гнетом кучки мироедов. Знать-то надо, как страдал народ, но гордиться прошлым можно разве что с большими оговорками, пристально разглядывая его сквозь лупу классовой борьбы.
Помню лет десять назад я побывал в станичном музее. Хорошая экспозиция о Великой Отечественной войне, с любовью подана история местного колхоза «Россия», действительно хорошего сельхозпредприятия. А о дореволюционной истории казачества – почти ничего, а это почти полтора века. Парадокс?
Вот Борис Васильевич и пытается исправить перекосы, просвещая в своей газете земляков. Некоторые считают, что перегибает, слишком уж «белый». На это он приводит высказывание одного станичника, который под давлением неопровержимых фактов однажды воскликнул: «Нам твердили, что мы красные. А теперь, смотрю, все-таки белые получаемся!» Скорее всего, бело-красные.
Но в силу той самой замены на букву «О» о красном цвете сказано слишком много и пафосно. А буква «И» взывает к справедливости и требует тоже своей правды.

 

Красный яр
В верстах двух от станицы по дороге на Армавир был такой лесок – Красным яром называли. Красный не потому, что красивый, а потому, что много там крови людской пролито. Многих казаков, не желавших признавать советскую власть, отправляли по этой дороге в тюрьму в Армавир. А не люба эта власть была более чем половине населения.
Красноармейцам лень было гнать ораву 40 верст, многих расстреливали без суда и следствия в яру. Некоторые станичники до сих пор сомневаются, враки ли это, легенды.
– А кто ж будет хвалиться такими подвигами? – рассуждает Борис Васильевич. – Родственники тех, кого расстреливали, так были запуганы, что до сих боятся эту тему поднимать. Вдруг времена поменяются?
Вот запись архивная. Отчет председателя станичного ревкома Еременко: «Когда вступили в станицу красные войска, карательный отряд, состоявший из матросов в количестве 150 человек, тотчас же принял меры к ликвидации бандитов, выступивших против советской власти. В период двух дней было расстреляно 80 человек, а 23 июля еще 8, и на митинге человек 12. Всего 100 человек расстреляно, а в заложниках сидят еще 150, судьбу которых выяснить не могу».
Далее Еременко сообщает, что в станице состоялся митинг, на котором станичники пообещали не выступать против советской власти. «Когда митинг был закрыт, каждый гражданин бросился, то есть взялся за выполнение данного ему наряда на хлеб и скот, и до настоящего времени хлеб и скот поступают максимально». Еще бы!
А бандиты, по красной терминологии «бело-зеленые», – это был повстанческий отряд, которым руководил Федор Сергеевич Шершнев. Его заместителем был дед Бориса Орлова, по матери Григорий Иванович Пантелеев.
До 1924 года эта «банда» сопротивлялась новым порядкам. И вряд ли бы она продержалась так долго, если бы ей не сочувствовали станичники. Шершнева все-таки убили.
Чуть позже кто-то выдал и Пантелеева. Его труп привязали к лошади и возили по станице на устрашение всем непокорным. А его жену, бабушку Бориса Васильевича, искололи штыками, изрезали ножами, вспороли живот.
– Страшное было время. Выяснять, кто был более жестоким, вряд ли уместно. Надо всех помянуть, простить и самим молиться, чтоб не было больше смуты на нашей земле, – говорит Борис Васильевич.
В память о всех жертвах братоубийственной войны и решили в Григорополисской поставить памятник недалеко от того самого Красного яра. Пусть это будет местом всеобщего покаяния.

 

Упокойтесь с миром
Здесь бы и поставить точку. Но выясняются все новые факты кровавой драмы. Татьяна Ивановна Коновалова, в девичестве Буланкина, нашла прямого свидетеля еще одной трагедии, о которой в станице открыто не говорили. Бывший станичный врач Петр Васильевич Криволапов указал ей место на кладбище, где, по словам его матери, были захоронены его дед и еще сотня казаков, расстрелянных красными.
Эта сотня под командованием Алексея Мытарева возвращалась в 1918 году с фронта Первой мировой войны. Казаки до последнего были верны присяге и оставили позиции только тогда, когда уже и защищать стало нечего. Ничего не подозревавших фронтовиков встретила засада красных пулеметчиков. Всех положили.
Родственникам запретили забирать трупы, наспех покидав их в фамильный склеп семьи Филимоновых, получившей дворянское звание за ратные подвиги и служение Отечеству.
– Не случайно, выходит, на этом месте у нас на кладбище никого не хоронят, – говорит Татьяна Ивановна, – видно, энергетика здесь такая, и люди чувствуют ее – не могут потревожить прах невинно убиенных.
– А это действительно невинно убиенные, – соглашается Борис Васильевич, – их вина перед новой властью была только в том, что они казаки, что верны были присяге и защищали то Отечество, которому присягали.
Мы тоже решили поставить на этом месте памятник – могильный крест. Не все поддержали мою идею. Некоторые говорили: зачем, мол, ворошить прошлое, опять вносить раскол в общество? Ведь до сих пор деление на красных и белых в какой-то степени остается.
А мне кажется, мы продолжаем ту же идею покаяния, извлечения уроков из прошлого. Без этого не будет мира в наших душах, не будет примирения в обществе.
Хорошо, что на траурном митинге было много молодежи. Пусть задумаются над нашим прошлым – реальным, а не подправленным под какую-то идеологию, и сами сделают выводы, как им жить.

 

Сергей ИВАЩЕНКО

Комментарии

Виктория Путков... (не проверено)
Аватар пользователя Виктория Путкова (Иванова в девичестве)

Здравствуйте! Ищу в станице родственников по отцу. Фамилия и имя двоюродной сестры отца Чугунова Екатерина. Отца звали Иванов Яков Иванович, жил в Казахстане, в Караганде. Знаю что у родственницы было две дочери. Нынешние фамилии не знаю. Отец умер 2 года назад. Очень хотел, чтобы мы общались с ними. Помогите , если возможно.

попов игорь вас... (не проверено)
Аватар пользователя попов игорь васильевич

хочу узнать судьбу своего деда.попов Михаил Иванович 1887г р.станица григориполисская.награжден георгиевскими крестами.за боевые успехи был награжден шашкой от царя николая .

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях