Поиск на сайте

В органы кадастрового учёта десятилетиями «сливаются» искажённые сведения о земельных участках 

Для людей, решивших оформить свои наделы, эта катавасия оборачивается настоящим кошмаром

Мало кто из граждан избежал неимоверных препятствий при оформлении земельных участков. Нередко встающие перед законными владельцами проблемы настолько сложны и запутаны, что практически невозможно найти способы их разрешения. Люди оказываются один на один с мощнейшей бюрократической машиной, фактически без надежды добиться справедливости и избежать утраты своей земли.

Земельный «привет» из советского прошлого

В земельных отношениях множество нюансов. Дьявол, как говорится, кроется в мелочах. В советский период на каждый земельный участок местные власти обязательно оформляли технический паспорт - аналог нынешнего межевого плана. (Не нужно путать его с техпаспортами строений, которые оформляли в БТИ. Это совершенно разные документы разных ведомств.)

Так вот, в лихие девяностые о существовании данных техпаспортов ответственные лица, включая федеральных начальников, попросту забыли. Ни в одном официальном документе о них даже не упоминается, а ведь это главный источник информации, необходимой для инвентаризации земель или создания первичного земельного кадастра.

Этот промах стал бомбой замедленного действия, заложенной в фундамент всех будущих земельных отношений еще до начала масштабных земельных реформ. Вот первый и основной федеральный «ляп», ставший роковым для населения страны.

Впрочем, необъяснимая забывчивость должностных лиц проявлялась и до начала коренных земельных преобразований. В советские времена из площадей личных подворий по решению исполкомов постоянно «вырезались» территории для нового строительства. В каждом таком решении обязательно прописывался пункт об отводе нового участка и подготовке его технического паспорта.

Но вот беда. Внести изменения в технические паспорта исходных земельных участков чиновники забывали. Тем более никто не передавал новые данные в БТИ. В итоге изменения площадей исходных домовладений не отражались ни в технических паспортах земельных участков местных органов власти, ни в технических паспортах объектов капитального строительства  БТИ.

Таким образом, задолго до начала разграничения прав собственности на землю (тогда еще государственными органами) и в документацию о правах на землю, и в техническую документацию о границах участков под объектами капитального строительства закладывались неразрешимые противоречия. Это второй серьезный «ляп». Земельный «привет» из советского прошлого.

Просчёты нарастали как снежный ком

Ошибки можно было исправить в девяностых при проведении работ по инвентаризации земель. К сожалению, основой для них послужили не технические паспорта земельных участков, а архивы БТИ и техпаспорта объектов капитального строительства. Это третий  «ляп». Ведь в данных документах содержалась весьма скудная, к тому же искаженная информация о землеотводах.

Денег на масштабную инвентаризацию потратили  немерено. Вот только результат не оправдал затрат из-за грубых организационных ошибок.

В переходный период были полностью провалены мероприятия по созданию и деятельности согласительных комиссий для проработки данных по инвентаризации земель. Результаты работы и обоснованность затрат никто не проверял. Оно и понятно: в то время, когда делили страну, было не до подобных мелочей. И это уже четвертый государственный «ляп» всеобщего земельного учета.

Наконец, пятый «ляп» лежит на совести уже муниципальных чиновников второй половины 90-х. Непроверенные, неуточненные, несогласованные материалы инвентаризации в массовом порядке «сливались» в Государственный фонд данных Росрееестра.

Некорректные сведения последовательно становились основой для Земельного кадастра, затем Государственного кадастра недвижимости и, наконец, для Единого госреестра прав (ЕГРН). С 2017 года сведения ЕГРН считаются единственным подтверждением права.

Кем-то нарисованная документация официально признается бесспорной. Без восстановления исходных данных по первичным документам, как того требует закон, перспектив для действий с землей, по сути, нет.

Доказать в суде, что права гражданина нарушены по причине многолетних системных глупостей, невозможно. Поэтому суды длятся годами. Это если еще удастся в них обратиться, пройдя через иезуитские процедуры принятия исковых заявлений к производству.

Бумажный иллюзион муниципальных «цирков»

Парадоксальная ситуация: архивы и сведения есть, но подтверждения им - нет!

Такое только у нас в России возможно. Какой-то бумажный иллюзион муниципальных «цирков». Вот тому примеры.

Главный архитектор муниципалитета по заказу очередного «инвестора» готовит по своим представлениям схему для расположения нового участка. Частный кадастровый инженер определяет координаты приглянувшейся территории. Госчиновники ставят участок на кадастровый учет. Затем появляется распоряжение об утверждении схемы. Участок передается владельцу, а сведения о правах на него вносят в ЕГРН.

Потом вдруг выясняется, что новый участок оказался внутри давно существующего старого, сведения о котором никто не проверял. Это тем более удивительно, что технический паспорт участка находится буквально над головами начальников - этажом выше, в архиве местной архитектуры.

Когда ошибка выявляется, Росреестр занимает глухую оборону. Стоит насмерть. По  мнению чиновников ведомства, какому первому участку нарисовали липовые спутниковые  координаты, тот и «правильный». Нет координат - и участка как бы не существует. Соответственно, и прав на него тоже.

Заглядывать в закон и разбираться в деталях государственным регистраторам, что называется, в лом. Невдомек им и то, что в законе четко указано: площадь ранее учтенных участков не может меняться в ту или иную сторону более чем на 10% от землеотводов (а не в десятки раз, как это практикуется повсеместно при выполнении заказных процедур уточнения границ).

Кстати, отсчет процентов должен вестись от размера площади, определенной последними по датам действующими документами, принятыми до 1993 года. Действующие до создания Госкадастра землеотводы пересмотру не подлежат.

Однако сведения о существовании участков и прав на них в Росреестр по официальным каналам не поступают. Если документы приносят граждане, то во внимание эти сведения не принимаются, а граждан посылают подальше, в лучшем случае - в суд.

Выпали напрочь из правового поля

Вернемся к роли главного архитектора. Допустим, он искренне хочет все сделать правильно. Все равно не сможет! Потому что это возможно, лишь когда имеются хотя бы зацепки для поиска нужных данных. Архивы местных архитектур если сохранились, то не оцифрованы и находятся в плачевном состоянии.

К тому же хранящаяся информация не привязана к привычным для нас адресам. Проверено на себе. На запросы с указанием почтовых адресов земельных участков я получил ответы, что сведения в архиве о таких наделах отсутствуют. А вот на запросы с указанием номеров и дат исходных решений исполкомов об отводе этих же участков, по этим же адресам, пришли положительные результаты.

Информация есть, и в полном объеме! Документы действующие, никем не оспаривались и не отменялись. Но в Росреестре этих сведений нет.

Местные власти фактически не используют документацию местных архитектур. Зачем усложнять себе жизнь?

Созданы все условия для вольного обращения с архивными материалами и безнаказанного сокрытия информации. При желании нечистым на руку чиновникам не составит труда уничтожить или изменить исходные документы. Уж не в этом ли причина всех безобразий, включая непрерывную практику массовой точечной застройки?

Зло заключается в том, что ценнейшие архивы архитектурно-строительных подразделений органов местного самоуправления находятся вне правового поля. Выпали из него напрочь по забывчивости и головотяпству ответственных лиц или еще какой «уважительной» причине.

Ценнейшие материалы не отнесены ни к государственному, ни к муниципальным архивным фондам. Они ничьи. Бесхозные! На федеральном уровне о них забыли, на местах они оказались никому не нужны.

Тот факт, что данным документам до сих пор не придан статус государственного архивного фонда, не укладывается в голове. Почему не проведен их учет? Почему они не оцифрованы? Почему не взяты под охрану? Почему массивы документов или хотя бы их копии отсутствуют в Госфонде данных Росреестра?

Слишком много «почему», особенно если учесть, что с подобного рода архивами БТИ все перечисленное уже давно сделано.

Садоводов ждут колоссальные проблемы

Итак, власти всех уровней, допустив мыслимые и немыслимые системные ошибки, также системно поспособствовали «минированию» правового поля земельных отношений.

С разрушительными последствиями беспрецедентной халатности обычные жители нашей страны сталкиваются ежедневно. И конца этому процессу не видно. На сегодняшний день в отношении 90 процентов государственных земель не начинались даже попытки реального кадастрового учета.

С 2019 года, после вступления в силу новых законов, с колоссальными проблемами столкнутся все владельцы садовых участков. Территории почти 80 процентов садовых объединений находятся в подвешенном состоянии, не имеют необходимых документов на землю, как, впрочем, и большинство садоводов на свои шестисоточные наделы.

Ну а для повествования о «приключениях» жителей бывших районов нашего края, чьи границы в очередной раз перекроены под модные городские округа, слов вообще нет. Зато много нелестных выражений звучит в адрес начальников у людей, столкнувшихся с искусственно созданными проблемами при оформлении недвижимости.

Интересно, а какой будет судьба земельных архивов в упраздняемых муниципальных образованиях?

Владимир ВОЛКОВ
Ставрополь
 

Комментарии

Раиса (не проверено)
Аватар пользователя Раиса

Важнейшая тема - и ни одного комментария...

fkbyf алина (не проверено)
Аватар пользователя fkbyf алина

Насчёт того, что документы по земле просто нарисованы-если вспомнить, что при оформлении земли под гаражом по картинкам геодезистов один гараж наполовину оказался наложен на другой, соседский, это при том что в реальности и по техпаспорту и свидетельству о собственности они стоят рядом с общей стенкой,что надо было доказывать через суд, то приведение документов по земле в соответствие с реальностью может довести до инфаркта.

Легкобитов Геор... (не проверено)
Аватар пользователя Легкобитов Георгий Георгиевич

Я столкнулся с таким мошенничеством. Соседка обходя границы участка по нашим документам и решениям суда подтвердившим их законность, еще с 90 годов, внесла в кадастр границы по своим самоволкам на нашем участке, Ессентукский городской и Ставропольский краевой суд указал, что, правоустанавливающие документы и преюдиционные решения суда, с теми же странами, по тому же вопросу (земле) не имеют правого значения, приоритетным являются свежие данные кадастрового учета. Правда когда Ставропольский краевой суд нежилое строение моей семьи (сарай) признавал жилым домом, что бы обойти закон в 1 метр от межи, и вынести решение 3 метра для жилых, суд не учел что строение по проекту, по факту, по экспертизе - нежилое, и так зарегистрировано в кадастре. Когда мы наконец добрались до оригиналов дел, которые суд от нас упорно скрывал (не запрашивал), довольствуясь заверенными копиями. Мама моя родная, там столько подделок... границ нашего участка, от первичного учета, которые приблизились к нашим строениям сделав законные строения вне закона... Сейчас делаем независимые экспертизы (суд в них отказал), после нее подробно опишу аферу, имена судей, экспертов, риелторов, инженеров и прочая поставивших это на поток, плюющих на фактические и правовые основания, сделав решения суда, толковищем гопты.

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях