Поиск на сайте

Как грамотно выбрать на Ставрополье службу психологической помощи? Советы специалиста

 

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) констатирует: Россия выходит в лидеры по количеству душевнобольных. От психических расстройств страдает каждый десятый россиянин (15 млн. человек), в том числе каждый пятый подросток. Самая распространенная болезнь – депрессия, которая проявляется полным унынием и часто приводит к самоубийству (по числу суицидов Россия, увы, держит печальное лидерство в мире).
А есть еще богатейший набор невротических расстройств (когда человек «зацикливается» на чем-либо): влечений, страхов, навязчивостей. По данным ВОЗ, каждый третий пропуск работы в России связан именно с ухудшением психического здоровья.
Потому не стоит удивляться, что нет дефицита и всевозможных «душеведов» и «мозгоправов»: свои услуги по ТВ и в прессе наперебой предлагают разнокалиберные психологи, психотерапевты, психоаналитики… А заодно даже экстрасенсы и парапсихологи – придумка, кажется, сугубо российская. Причем в этой пестроте порой нелегко разглядеть действительно толковых, опытных специалистов.
Кстати, в нашей стране психологическое здоровье стали всерьез рассматривать лишь последние два десятка лет. Прежде же оно считалось лишь «приложением» к телесным, сугубо физиологическим хворям, а посему особого рассмотрения, мол, недостойно. Справедливости ради стоит сказать, что такой подход и поныне исповедует целый класс специалистов.
В общем, простому человеку, который впервые столкнулся с серьезной психологической проблемой, крайне нелегко разобраться в калейдоскопе услуг и специалистов. Поможет в этом директор краевого Центра психолого-педагогической помощи населению «Альгис» Ольга ИЛГАМОВА.

 

– Ольга Михайловна, ваш центр, если не ошибаюсь, первый в своем роде на Ставрополье?
– Да, это первое в крае и на Северном Кавказе государственное учреждение психологической помощи. Оно было создано двадцать лет назад в системе социального обслуживания, сейчас мы обслуживаем около 15 тысяч человек в год.
За психологической помощью к нам обращаются дети и взрослые, молодые и пожилые, отдельные люди и целые семьи. Бесплатно мы помогаем, например, несовершеннолетним или людям, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Но, конечно, есть у нас и платные услуги – тут мы мало отличаемся от других психологических центров.
– Среднестатистический портрет клиента нарисуете?
– В работе психолога говорить о статистике неуместно, ведь каждый человек по складу своей души уникален. Личные истории клиентов (как и психологические трудности, с которыми они сталкиваются в жизни) никогда не повторяются.
– Но методы-то работы в психологической науке универсальные?
– Методы универсальные, но они, скажем так, индивидуально преломляются в работе с каждым клиентом. В советское время, например, в вузах не существовало учебников по психологии – студенты учились по научным монографиям. Считалось (и на мой взгляд, совершенно справедливо), что в психологии не существует единых алгоритмов, как, например, в медицине есть перечень симптомов и препаратов, которые их устраняют. Душу человека не вычислить с помощью логарифмической линейки.
Даже каких-то усредненных показателей, как долго психолог может работать с человеком, просто нет. Этот срок зависит от двух основных факторов: профессионализма психолога и личностных особенностей клиента. Кому-то достаточно, скажем, двух-трех консультаций, чтобы после этого самостоятельно преодолеть возникшие трудности. А в сложном случае, когда требуется серьезная психотерапевтическая работа, речь может идти о нескольких месяцах, даже годах.
– Кстати, сейчас на рынке великое множество психологов и психотерапевтов, и почти каждый в рекламе обещает: «Решу жизненные проблемы за пять сеансов». Поверить?
– Не стоит. Хотя бы потому, что ни один специалист, будь он семи пядей во лбу, не может вместо вас решить ваши психологические проблемы.
К великому сожалению, сейчас на рынке действительно множество услуг сомнительного качества. Ну сами вспомните, какой стремительный взлет профессия переживала в начале 1990-х годов, когда само слово «психолог» манило своей буржуазной экзотикой. Вдобавок к этому на телеэкраны хлынула голливудская кинопродукция, где сам образ психотерапевта – культовый.
Увы, всё это даром не прошло. Не имея должной академической базы, вузы стали «штамповать» психологов в большом количестве в ущерб качеству. Несмотря на растущий спрос на психологическую помощь среди населения, многие из этих специалистов оказались невостребованы. Ведь некомпетентный психолог никому не нужен. А возможно ли подготовить профессионального психолога на девятимесячных курсах? Вряд ли...
– Неужто даже за двадцать лет вся эта «пена» не сошла?
– Увы, сам образ профессионального психолога сейчас во многом дискредитирован. Надо сказать, не без участия нашего телевидения, где сейчас в каждом ток-шоу обязательный гость – психолог. Только вся его роль зачастую сводится к тому, чтобы давать участникам банальные, примитивные советы.
Естественно, такой же образ профессии формируется и у основной части населения. Не каждому ведь придет в голову, что это лишь часть телешоу, не имеющая никакого отношения к профессиональной психологической практике.
– Ну а как выбрать грамотного психолога? Допустим, захожу я в кабинет, вижу на стенах множество красивых сертификатов, грамот и дипломов – это все стоит воспринимать всерьез?
– Не стоит покупаться на «бумажную» мишуру. К сожалению, сейчас ни даже победы во всевозможных конкурсах, ни членство в профессиональных ассоциациях не отражают реального качества специалиста.
Не стоит полагаться даже на такой фактор, как «сарафанное радио», и объясню, почему. Вот представьте: вы пришли к психологу с какой-то серьезной проблемой, поговорили, на душе стало легче – естественно, вы сразу расскажете о таком специалисте всем друзьям. Но нужно помнить, что сиюминутное облегчение на душе – это далеко не главная задача психолога.
Помочь страждущему человеку «убежать» от психологической проблемы, прикрывшись от нее приятными, теплыми эмоциями, – это, возможно, самый быстрый, но далеко не всегда полезный результат. Ведь уже завтра, столкнувшись с аналогичной проблемой, человек снова будет вынужден идти к психологу. А в худшем случае – такие постоянные «походы» могут привести к эмоциональной зависимости клиента от психолога.
– Неужели можно работать с клиентом без душевной теплоты?
– Работа с психологом (а тем более с психотерапевтом) – это далеко не всегда сплошной позитив и радость. Когда вы идете к хирургу, вы же ведь ожидаете от него исцеления, а вовсе не приятных эмоций на операционном столе, верно?
Вот и психолог должен помочь человеку не убежать от своих душевных терзаний, а прожить их сполна, понять причину и научить самостоятельно справляться с ними в будущем. Понимаете, самостоятельно, чтобы не нужно было возвращаться к психологу снова и снова.
– Но, увы, для большинства людей качество психологической помощи – это чтобы было легко и приятно. Потому и «сарафанное радио» нахваливает тех психологов, у которых кожаные кресла мягче.
– С этим ничего нельзя поделать. К сожалению, рынок этих услуг в России (а уж тем более на Ставрополье) только выходит из зачаточного состояния, здоровая конкуренция лишь формируется.
Скажем, в странах Запада обратиться за помощью к психологу – это дело почти столь же обыденное, как пойти к парикмахеру. Просто там совершенно иное отношение к собственному ментальному здоровью. Более прагматичное, что ли.
Если душа болит – это ведь то же самое, что и телесное заболевание, вы перестаете быть полноценным гражданином, семьянином, работником. И чем быстрее и эффективнее вам «хворь душевную» излечат, тем скорее вы вернетесь к нормальной жизни.
В нашей стране тоже постепенно формируется культура обращения к психологу, причем людям нужна именно квалифицированная помощь, они все настойчивее ищут «профи». И чем больше будет этот спрос, тем быстрее с рынка уйдут непрофессионалы, дилетанты, манипуляторы. В западных странах этот путь уже прошли – объективно, пройдем и мы.
– Ольга Михайловна, вы уже больше двадцати лет в профессии. Наверняка наблюдаете, как изменяются и сами психологические проблемы, с которыми сталкиваются люди.
– Безусловно, любой человек (даже не очень тонкой душевной организации) чутко реагирует на социально-политические изменения в стране. А мы их пережили за последние десятилетия немало.
Но это тема отдельного большого разговора, который я предлагаю вам продолжить.

 

Беседовал
Антон ЧАБЛИН

Комментарии

Анна (не проверено)
Аватар пользователя Анна

Выперли с позором из центра Илгамову. Слава Богу. Дома сидит собак своих нянчит.

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях