Поиск на сайте

Освоение бюджетных средств – главная задача так называемого «Литературного центра» в Ставрополе. Больше его  сотрудников ничто не интересует

Пожалуй, единственный творческий союз, который существует в России сразу в двух ипостасях, – это писательский. Еще в 1991 году, в результате раскола единого прежде Союза писателей СССР, появились две автономные организации – Союз писателей России и Союз российских писателей. Одни были за реформаторов-демократов, другие – за консерваторов-коммунистов, и яростно друг друга ненавидели.
Впрочем, политические мотивы, которые привели к формированию двух литературных организаций, давно утратили остроту. Зато осталось главное – писательское сообщество России раздроблено. Как это сказывается на литературном процессе в регионах, корреспонденту «Открытой» рассказал известный ставропольский писатель Андрей ГАТИЛО


– Андрей Борисович, сколько сегодня в крае членов обоих Союзов писателей?
– Разницу между двумя этими организациями, хоть убейте, понять не могу. Насколько мне известно, в одном из союзов – 40 членов, а в другом – шесть. Ну вот и сами судите, насколько эти организации влиятельны, учитывая, что молодых, активно пишущих литераторов только в Ставрополе – десятки!
Сам я членом никаких союзов не состою, поскольку моя творческая деятельность не нуждается в наличии любых «членских» корочек. Я глубоко убежден, что все это пережитки тоталитарной системы, которые никакой реальной пользы сегодня не приносят.
– Вы недавно написали в краевое министерство культуры открытое письмо по поводу плачевного состояния литературного процесса в крае. Неужто и правда все так плохо?
– Я занимаюсь в литературных объединениях Ставрополя уже почти тридцать лет  и видел, как все это время происходило постепенное увядание. В 1984 году я пришел в литклуб, который располагался в редакции газеты «Молодой ленинец», занятия вела член Союза писателей, поэтесса Раиса Котовская. И планку она поставила высокую – мы учились литературному анализу, обсуждали жанры прозы и стихов, проводили коллективные обсуждения произведений.
В начале 90-х нашу студию переименовали в «Современник», ее возглавил Вадим Куропаткин – известный литературовед, литератор, однокурсник великого поэта Николая Рубцова. У него на занятиях всегда было людно, причем большая часть студийцев – молодые авторы. Например, ныне известная писательница Наташа Толпаева в группу «Современник» ходила с 12 лет.
– Повальная нищета 90-х на литературном процессе в Ставрополе как-то сказалась?
– Конечно. После смерти Куропаткина нашу студию взяла в руки Людмила Литовка – поэтесса-любитель, работавшая педагогом в детском садике. В студии стала процветать вкусовщина: это, мол, мне нравится, а это – нет, никакого вдумчивого литературного анализа.
В те же годы в городе появилось объединение «Золотой колос» под руководством Михаила Колесникова, тоже профессионального писателя, но он, к сожалению, вскоре скончался. Затем руководила литгруппой Екатерина Полумискова – переводчица Шекспира, работавшая, однако, врачом. Вот сами и судите, как опустился уровень литературного процесса, которым заправляли врачи и педагоги.
– Появлялись, наверное, и какие-то альтернативные творческие группы?
– Конечно! Например, еще в конце 90-х талантливый поэт Андрей Недавний создал группу «Проспект», где собирались молодые авторы 20-25 лет. Собственные литературные школы были у преподавателей филологии в СГУ Галины Туз, Людмилы Бронской и Петра Чекалова, поэтессы Елены Гончаровой в СевКавГТУ.
На сей момент в городе существует уже множество объединений. Например, кружок молодых поэтов «Равновесие» (его возглавляет Амиран Адамия), которые регулярно собираются в разных кафешках, потому что больше негде. Но при этом регулярно проводят литературные театры в клубе «Кристалл». И это действительно востребовано – людям надоели всякие танцульки и ресторанный шансон, они хотят послушать со сцены красивые, вдумчивые стихи.
Есть детская студия «Изысканный жираф» в ДК Гагарина. Есть объединение «Южный ветер», которое я возглавляю. Хоть мы и вынуждены ютиться в гимнастическом зале городского Дома культуры, но можем позволить себе проводить большие городские мероприятия. Например, по итогам прошлого года собрали вместе представителей разных литературных объединений в дискуссионном клубе «Белый кролик – черный кот». Только участников было больше сорока, не считая зрителей.
– А почему вы ютитесь в гимнастическом зале, у нас ведь в Ставрополе существует большой литературный центр?
– Да, есть у нас так называемый литературный центр на проспекте Карла Маркса. Это два кабинета и большой актовый зал, там в штате два человека – директор и методист. Причем центр финансируется из бюджета. Однако вся его культурная миссия сводится к нерегулярному проведению презентаций книг, причем книг тех людей, которые к литцентру никакого отношения не имеют.
При этом никакой работы с молодыми писателями! Творческая жизнь в Ставрополе бурлит, постоянно появляются молодые авторы (причем востребованные не только в крае и в России, но даже за рубежом), только литцентр этого в упор не видит!
В прошлом году здесь провели какой-то творческий семинар, причем на средства самих участников (брали по 500 рублей с человека). Но даже за эти деньги люди получили сплошной дилетантизм и вкусовщину в литературоведческих вопросах. А потом сотрудники литцентра еще и сетуют, что молодые авторы к ним не ходят!
– Ну так и что молодежи искать в таком, уж простите, «болоте»?
– Я лично приходил в этот центр с расписанием занятий литературной группы «Равновесие» со списком в 30 человек, просил предоставить помещение хотя бы на два часа раз в две недели. То есть взял на себя их же работу! Мне предложили время: по четвергам с 17 до 19 часов. И с первого же занятия нас в шесть вечера выгнал охранник: мол, нужно ставить помещение на сигнализацию.
Я предлагал методисту центра заниматься по выходным, чтобы меньше нервировать охранника. Она в ответ воскликнула: «Вы предлагаете нам еще и в выходные дни работать?!» Спрашивается, а над чем так усердно, не покладая рук, работают в этом литературном центре, если он за долгие годы не выпестовал ни одного молодого поэта и писателя, о котором знали хотя бы в Интернете?
В общем, такое впечатление, что литцентр существует для маленького клана дилетантов, который тихо-мирно расходует бюджетные средства, выделяемые на культуру города, замкнулся в своем крохотном мирке и на развитие литературных процессов в Ставрополе ему глубоко наплевать.
– Неужели никаких подвижек нет?
– Есть, только не в том направлении. После адресной (в том числе и моей) критики деятели литцентра понемногу зашевелились, решив создать литературную группу, с перспективой занятий два раза в неделю. Но уже на первое, организаторское, собрание руководитель группы вообще не явился. О чем это говорит? О том, что отношение у этих людей к работе строится по принципу «да гори оно все синим пламенем».
– Зачем вообще в наши дни нужны литературные кружки, если есть Интернет? В любой социальной сети начинающий литератор может найти единомышленников, организовать обсуждение своих произведений.
– Такой уровень обсуждения подойдет лишь для дилетантов, удовлетворяющих личные амбиции. Литератор, претендующий на серьезность, должен учиться, причем не только получая знания от опытного наставника, но и в ходе живого общения с коллегами. Да, сегодня в Интернете есть порталы типа «Стихи.ru» или «Проза.ru», где зарегистрированы десятки тысяч человек. Известности ищет большинство, только вот максимум, на что они могут надеяться, – одобрение нескольких десятков знакомых.
Поверьте, Интернет – это информационный отстойник.  Недаром за многие годы Рунет явил миру только одного более-менее раскрученного  писателя-фантаста Дмитрия Глуховского, да и то он сегодня предпочитает публиковать свои книги в бумажном виде, а не выкладывать на сайтах.
– А литературные альманахи в крае издаются?
– Да, причем несколько. Уже больше десяти лет существует альманах «Южная звезда» с очень сильным составом авторов. В прошлом году появился альманах «Ставрополье» при поддержке краевого Союза писателей. Существуют и локальные издания, например «Литературный Кисловодск», в котором, правда, каждая публикация автору обойдется в 500 рублей, что для меня вообще факт необъяснимый!
– Как выглядит литературное Ставрополье на российском фоне? Много у нас коммерчески успешных писателей?
– Самое раскрученное имя – это, конечно, фантаст Василий Звягинцев, у него в активе уже больше десяти романов, и вот недавно вышел очередной – «Мальтийский крест». Другой известный писатель – Игорь Пидоренко, под псевдонимами Игорь Берег и Игорь Погодин он пишет остросюжетные романы о войне в Анголе, где в советское время работал военным переводчиком.
Есть и другие известные авторы, пишущие в менее «коммерческих» жанрах, – поэт и мемуарист Владимир Бутенко, писатели Вадим Чернов, Виктор Кустов, известен был недавно ушедший поэт Семен Ванетик.
– Вы сами сейчас пишете?
– Да, и активно. К публикации готовится сразу несколько моих книг. Например, детское научно-популярное издание о магнитных полях в стиле телепередачи «Галилео», сам же его и иллюстрирую. Уже написана сказка «Снежный город», где я поднимаю многие острые социальные проблемы. Несколько глав из этой книжки уже есть в Интернете.
Еще одна книга – «Тайна чужих богов». Это остросоциальная публицистика о проблемах манипулирования нашей психикой спецслужбами и телевидением. И наконец, роман «Эшафот-сити. Антисталкер» в жанре философской антиутопии, где я попытался ответить на вопрос: а что будет, если произойдет развал России?

 

Беседовал
Антон ЧАБЛИН

Комментарии

Rann Dmitry (не проверено)
Аватар пользователя Rann Dmitry

Для меня большим успехом стал день, когда навсегда покинул Ставрополь. В Питере пришли новые силы, закончена магистратура по режиссуре театра, пришли и новые литературные творческие успехи. Недавно победил в международном конкурсе фантастов, с девизом "Время, вперед!" Можете проверить сами - рассказ "Астролябия панчен-ламы" - Дмитрий Ранн. 1 место (fantasts.ru). Есть и другие публикации, экранизированные сценарии и записанные аудиокниги. Все- разумеется - благодаря своевременному переезду из Ставрополя в Санкт-Петербург.

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях