Поиск на сайте

Ставропольский академический театр драмы им. М.Ю. Лермонтова - один из российских театральных феноменов. Так при встрече сказала мне московский критик, специалист по изучению провинциальных театров России Анна Кузнецова. И добавила, что в регионах настоящих театров осталось не больше десятка.
Известно, что театр жив до тех пор, пока есть лидер, который ведет его за собой. В Ставропольском театре сложилась полноценная труппа, в которой, как в хорошей семье, есть и старейшины, и артисты среднего возраста, и талантливая молодежь. Наряду со спектаклями своих режиссеров в репертуарной афише значатся работы лучших авторов и постановщиков страны.
Есть, конечно, и продуманная репертуарная политика, которую выстраивает человек, знающий и любящий театр, его директор, заслуженный работник культуры РФ Евгений ЛУГАНСКИЙ (на снимке).
 
 

На старте нового сезона

 
- Евгений Иванович, начало нового театрального сезона ознаменовалось выходом сразу двух премьерных работ. Когда смотрела их, сложилось четкое ощущение, что дана отмашка марафону по соревнованию театра… с самим собой.
Прошлый сезон был успешным - 200-летие Лермонтова и 170-летие театра творческие силы коллектива мобилизовали по полной, планка была поднята высоко. Очевидно, чтобы остаться на уровне, не разочаровать зрителя в новом сезоне, придется немало постараться?
- Насчет соперничества коллектива с самим собой вы правы. Но разве любой человек дела или коллектив единомышленников не совершает этого постоянно?
Прошлый сезон действительно был особенный. Впервые спустя двадцать лет после показа наших спектаклей в американской Айове и во Франции мы выехали на гастроли в Турцию. Ставропольский академический театр драмы стал единственным российским коллективом (из тех, что подали заявки), который отобрали для участия в 19-м международном театральном фестивале в Анкаре.
В Турцию мы привезли спектакль «Колыбельная для Гамлета». Это совместный проект нашего театра, а также двух агентств - итальянского IUGTE и британского ArtUniverse, реализованный благодаря гранту в рамках программы развития международного сотрудничества с репертуарными театрами страны.
Во время показа в зале стояла полная тишина. А потом были овации и даже братание с турецким зрителем. Вот короткая выдержка из рецензии в «Литературной газете»: «Этот спектакль - современный европейский театр в действии, обогащенный мастерством, умениями именно русских молодых актеров. Они в любом рисунке, в любых эстетических правилах привыкли играть смыслы. Блистательно музыкальны, пластичны исполнители, сумевшие под руководством европейских мастеров создать новую, оригинальную модель старой пьесы».
 - А потом были гастроли в Беларуси. Думаю, они для вас тоже стали праздником, ведь с советских времен, когда за все платило государство, провинциальные театры практически прекратили поездки...
 - Конечно, гастроли для коллектива это праздник, тем более когда есть что показать. В Беларусь мы повезли восемь(!) спектаклей.
Только для декораций потребовались три огромные шестнадцатиметровые фуры. Расходы немалые. Но мы давно готовились к этой поездке. Финансовая тема - вообще отдельная, самое же главное, что наши спектакли востребованы, залы были заполнены.
 - Отзывы уже читала. Если совсем уж коротко: театр приняли благожелательно…
- Мы работали на сцене Минского музыкального театра. На открытие дали спектакль «Леонардо», в котором молодые артисты не только играют, но и поют. Потом показали «Кастинг» - заводной, азартный спектакль с современными танцами по типу телешоу «Танцуй» и одновременно с драматической основой. Не скрою, народу было немного.
Перелом в зрительских симпатиях произошел после «Сотворившей чудо», психологической драмы Уильяма Гибсона, написанной на основе реальной истории слепоглухонемой девочки. Благодаря жертвенной самоотдаче талантливой наставницы ребенок начинает понимать смыслы и учится контактировать с миром.
После этого спектакля театр приобрел сотни верных поклонников. И через неделю, когда мы снова показывали «Леонардо», зал полчаса аплодировал стоя.
Конечно же, хотелось отблагодарить зрителя, и в Доме Москвы мы дали благотворительный спектакль «Душа солдата», который разбудил память о героических событиях Великой Отечественной. Перед отъездом мы договорились с принимающей стороной об обменных гастролях, которые пройдут осенью будущего года.
- С огромным интересом посмотрела ваш новый спектакль «Пропала жизнь» по пьесе Чехова «Дядя Ваня». Но мне не дает покоя вопрос: почему вы взялись за Чехова, автора, невероятно сложного для постановок? К тому же современная публика зачастую ищет «драйва». Примут ли спектакль, поймут?..
- А вы почему приняли?
- Для меня это новый Чехов, более близкий, открытый, если хотите.
- Вот вы сами и ответили на свой вопрос. Мы исходим из того, что зритель у нас умный, и свою задачу видим в том, чтобы поднимать его до уровня высокого искусства, а не опускать ниже плинтуса.
Репертуар постоянно пополняется спектаклями, в основе которых лежат классические произведения. В прошлом году был Лермонтов, этот сезон мы открыли Чеховым. Конечно же, стараемся уходить от штампов и привычных трактовок.
Много лет сотрудничаем с известным московским режиссером, народным артистом России Юрием Ереминым, который обладает даром в классических произведениях находить самые острые проблемы современности.
«Пропала жизнь» - это постановка, в основе которой лежит продуманная режиссерская концепция с решительным отходом от привычных трактовок классики. Речь идет о сложных взаимоотношениях близких людей, об эгоизме и великодушии, о том, насколько губительны манипуляции добротой одних в интересах других.
Да, у персонажей спектакля жизнь не складывается. А у кого из сидящих в зале зрителей она идеальная? Проникаясь происходящим на сцене, люди невольно проецирует ситуацию на себя. Считайте, что цель достигнута.
 
Сцена из спектакля «Пропала жизнь». В роли Ивана Петровича Войницкого засл. артист РФ А.Ростов. Елена Андреевна – артистка М.Каткова.
 
- Расскажите о второй премь-ере - комедии «Тетки».
- Вначале пару слов о создателях. Автор пьесы - актер и драматург Александр Коровкин, более известный своими сценариями для сериалов. Сегодня он широко востребован как автор комедии положений, когда сюжет, в отличие от комедии нравов, строится на цепи случайных и непредвиденных обстоятельств.
В качестве режиссера мы пригласили белоруса Михаила Ковальчика, главного режиссера Минского академического театра, заслуженного деятеля искусств России. С ним мы знакомы давно по постановкам в театре музыкальной комедии в Пятигорске, а на нашей сцене он ставил «Недоросля» Фонвизина.
Когда я предложил Михаилу поработать над «Тетками», идеей он загорелся сразу. Мне очень понравилась его установка на то, что «легкая комедия в наше нелегкое время актуальна не менее серьезной постановки».
Новый спектакль - это реальная история одиноких стариков, перекочевавшая на сцену. Такая могла произойти в любом городе. К счастью, в спектакле сестры-пенсионерки оказались «крепкими орешками», которые дали авантюристам достойный ответ. Так что есть над чем задуматься и над чем посмеяться.
К слову, талантливого художника-постановщика Андрея Меренкова мы тоже нашли в Минске. В главных ролях - народная артистка России Наталья Зубкова и Людмила Дюженова. Занят в спектакле и любимец публики - заслуженный артист России Борис Щербаков.
- Евгений Иванович, почти каждый год на сцене Ставропольского театра появляются спектакли, поставленные по пьесам известного российского писателя и публициста, редактора «Литературной газеты», автора культовых романов и повестей Юрия Полякова. В этом сезоне намечается такое сотрудничество?
- Непременно. Сейчас мы работаем над постановкой спектакля по его пьесе «Как боги». Там все завязано на попытке одной столичной семьи «окультурить» молодое дарование из провинции. В спектакле есть место и для проявления высоких чувств, и для зависти, корыстолюбия, жадности, измены. Иными словами, зрителю представлена широкая палитра человеческих взаимоотношений, а как поступать в сложных случаях, какой выбор сделать, решать ему самому.
Еще одна новая пьеса Юрия Михайловича пока не дописана, но уже есть договоренность о том, что обкатываться она будет именно в нашем театре.
А к концу сезона в Ставрополь снова приедет Юрий Еремин, планируем поставить спектакль по его пьесе «Муж, жена и любовник». Драматургический материал вырос из произведений двух классиков - повести Достоевского «Вечный муж» и комедии Тургенева «Провинциалка».
Народная артистка России Наталья Зубкова, проявившая себя как серьезный режиссер, приступила к работе над спектаклем «Шикарная свадьба Робина Хоудона». Это комедия положений из жизни молодых людей. Лейтмотив, образно выражаясь, таков: если мальчишник прошел на полную катушку, совсем не значит, что на следующий день будет свадьба. Сюжет развивается со скоростью света, не отпуская зрителей ни на минуту, заставляя смеяться сквозь слезы.
Так что милости просим!
 
Тамара ДРУЖИНИНА, член Союза театральных деятелей РФ,
театральный критик
 

Комментарии

Гость (не проверено)
Аватар пользователя Гость

Одни и те же вопросы к Луганскому, одни и те же его ответы. И так во всех Ставропольских газетах. Тамара, ну неужели нельзя было придумать, что-то поинтереснее, если вы театральный критик? Сколько можно жевать одно и тоже. Беседа скучная, кондовая, однообразная. Все это уже написала Быкова три месяца назад.

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях