Поиск на сайте

 

В российских грузоперевозках, похоже, зарождается настоящий взрыв, который, по некоторым оценкам, напрямую ударит по всей отечественной экономике. Дело в том, что с 15 ноября 2015 года, согласно поправкам в федеральный закон №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», с грузовиков, чья разрешённая масса выше 12 тонн, будут взымать плату за проезд по дорогам федерального значения. Межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов уже объявил о том, что если власти не откажутся от своих планов, то 11 ноября в разных регионах России дальнобойщики в знак протеста перекроют дороги.

 

Ещё 19 февраля 2015 года Министерство транспорта РФ объявило о том, что ведомство полностью поддерживает новые сборы и собирается обязать водителей фур платить за проезд по федеральным трассам. Основание простое: именно большегрузы, уверены чиновники, наносят непоправимый ущерб дорожному полотну, который выражается в появлении той же колеи на дорогах. Для того чтобы как-то компенсировать расходы на ремонт трасс, Минтранс и Росавтодор решили залезть в карман именно к тем, кто вроде как и портит этот чудесный асфальт.

В качестве ремарки хочется вспомнить о введённых и постоянно растущих акцизах на топливо. Их введение изначально задумывалось как некая плата за активное пользование дорогами. Чем больше ездишь, тем больше покупаешь бензина, и тем больше денег идёт в казну на ремонт и эксплуатацию трасс. При этом когда вводили акцизы, обещали убрать транспортный налог, который изначально и шёл на содержание трасс. Акцизы ввели, транспортный налог остался, а для грузовиков придумали новые поборы. Видимо, денег отчего-то до сих пор кому-то не хватает.

Поэтому с 15 ноября водители грузовиков с массой выше 12 тонн должны будут платить по 3,73 рубля за каждый километр, который они проехали по федеральной трассе. Напомним, что общая протяжённость дорог такого значения в России около 50 тыс. км. И что самое интересное, Росавтодор уже посчитал, сколько денег с введения платы они смогут получать – примерно 60 млрд. в год. Из этой суммы, правда, придётся вычесть около 10,61 млрд. рублей, которые будут поступать на счёт ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы». Именно эта фирма презентовала систему взимания платы «Платон» и будет выступать в качестве компании-оператора. Это концессионное соглашение будет действовать 13 лет.

Но какие последствия принесут эти поборы? Логично предположить, что все издержки будут компенсироваться увеличением стоимости перевозок. Некоторые эксперты уже прогнозируют повышение себестоимости транспортировки грузов на 15-20%. Кроме того, Минэкономразвития тоже не осталось в стороне - по оценкам его специалистов, из-за введения подобных инициатив рост цен на потребительские товары составит не меньше 5%! А инфляция может ускориться ещё на 2 пункта, хотя она и так по весьма оптимистичным прогнозам ЦБ в 2016 году составит 5,5–6,5%.

Кто в итоге будет расплачиваться за подобные последствия? Как всегда – потребитель, дальнобойщики и не самые крупные транспортные компании. Уже сейчас, по заявлениям председателя Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александра Котова, объём перевозок грузов с помощью автотранспорта в России упал на 60%! Многие вынуждены сокращать свой автопарк вдвое из-за нестабильной экономической ситуации и постоянного роста цен, а многие попросту ушли с рынка, потому что рентабельность сравнялась с себестоимостью работы.

Президент России Владимир Путин не раз заявлял, что в нынешней ситуации важно поддерживать малый и средний бизнес, не чинить ему дополнительных препятствий, да и вообще переставать его кошмарить по любому поводу. А что на деле? Власти латают дырки в бюджете за счёт новых сборов, одновременно создавая условия для увеличения прибылей крупных компаний, потому как они могут остаться единственными, кто будет править грузоперевозками. Дальнобойщики, работающие сами на себя, по сути, вообще окажутся не способны прокормить собственные семьи, потому что игра уже не будет стоить свеч. Конкуренция постепенно будет умирать. Или в этом и состоит цель правительства?

Самое неприятное в этой истории то, что никто не обращает внимания на мнение общественников из сферы грузоперевозок и даже Минэкономразвития о том, что первое время система оплаты должна поработать в тестовом режиме, а сборы обязаны быть не слишком большими. Чтобы рынок привык, адаптировался, а власти смогли исправить различные ошибки, которые, естественно, будут возникать и в процессе оплаты, и в фиксировании нарушений и т.д. Но в результате мы видим только желание получать максимальную прибыль здесь и сейчас по 3,73 руб. за каждый километр.

К слову, Минэкономразвития предлагало Правительству на первое время вообще установить тарифы в размере 64 копеек. Это помогло бы избежать скачка цен на перевозки и, как следствие, на товары. Однако это означало бы то, что и прогнозируемые Росавтодором прибыли  упали бы в 6 раз. А значит, все сборы, 10,61 миллиарда, пришлось бы отдавать ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы». И может даже, докладывать некоторую сумму из бюджета. Получается, что чиновникам такой подход будет просто не с руки – не для того всё задумывалось, чтобы система работала в убыток.

Чего же хотят простые водители? По сути, они объявили ультиматум. Либо власти до 9 ноября объявляют мораторий на эти поборы минимум на полгода, чтобы отладить всю систему, а лучше вообще отказаться от неё в пользу тех же акцизов, либо дальнобойщики готовят акцию гражданского неповиновения. И 11 ноября в различных регионах страны – как минимум готовы поддержать протест в Московской области, Красноярске, Омске, Новосибирске и других городах России – десятки и даже сотни дальнобойщиков попросту перекроют движение на федеральных трассах, что вызовет настоящий транспортный коллапс. Коли власть не готова к диалогу, ей нужно об этом напомнить, решили в профсоюзе. А как иначе, если на кону будущее тысяч людей? Почему они должны отвечать за те огромные откаты и распилы, которые сопровождают дорожное строительство?

Просмотр всей ленты новостей: http://www.opengaz.ru/news
 

Добавить комментарий