Поиск на сайте

 

В России второй раз за год могут вырасти цены на топливные акцизы.

Повышение будет весьма ощутимым — сразу на два рубля с одного литра бензина и на один рубль — с дизельного топлива. Если решение будет одобрено, то оно может вступить в силу уже с 1 апреля. При этом, о росте стоимости топлива на внутреннем рынке в правительстве не беспокоятся, заявляя, что цены могут снижаться за счет падения цены на нефть, а в случае обратного процесса — всегда можно вернуться к прежним акцизам или снизить текущие.

При этом, последний раз акцизы на топливо повышали всего месяц назад — с 1 января. Причем повышение было весьма существенным: ставка на бензин категории «Евро-5» выросла сразу на 36% или на 2 рубля — до 7,53 рублей за литр; на дизтопливо рост составил 20,3% — до 4,53 рублей за литр. Эксперты признают, что нигде в мире больше нет такой высокой налоговой нагрузки на топливо, как в России. Сейчас акцизы растут в цене ежегодно, однако за последние три года это может быть уже второй случай, когда цена вырастет дважды за год.

По итогам 2015 года цены на бензин на российских АЗС выросли в среднем на 5%. С начала нового года они пока что не росли, а в отдельных регионах даже незначительно снижались (2 — 7 копеек за литр). Если решение о повторном повышении акцизов все же будет принято, рост цен на бензин может составить 3 — 3,5 рубля.

Главной целью повышения акцизов называют компенсацию поступлений в бюджет из-за дефицита, вызванного низкими ценам на нефть. Кроме того, на сегодняшний день — это единственный способ наполнить дорожные фонды, заявляют в Минфине. Помимо всего прочего, за счет увеличения акцизов хотят компенсировать отмену индексации по системе «Платон», которая также является одним из основных источников наполнения дорожных фондов.

В Госдуме считают, что повышать акцизы на топливо целесообразно только при отмене транспортного налога. Как заявил председатель комитета по энергетике Павел Завальный, будет несправедливо, что транспортный налог платят и дальнобойщики, и рядовые автолюбители, которые ездят не очень часто.

«Несправедливо, что наравне с дальнобойщиками транспортный налог платят автолюбители, которые редко ездят. Акциз — это региональный налог, таким образом, в случае такой корректировки налоговой нагрузки региональные власти получат дополнительные поступления налогов в дорожные фонды», — цитирует РБК депутата.

Заместитель директора института экономики и управления Бурятского государственного университета Маргарита Нахманова считает, что сейчас повышение цен на топливные акцизы нецелесообразно и чревато усиление народного недовольства. Она предполагает, что Госдума это предложение Минфина в конечном счете отклонит.

«Попытка министерства финансов понятна: идет поиск дополнительных источников пополнения бюджета. Однако такие предложения могут вызвать неоднозначную реакцию у населения, что чревато социальными протестами. Потребитель не понимает, почему при падающей цене на нефть стоимость нефтепродуктов, в том числе бензина, будет расти», — заявила она в беседе с «Давыдов.Индекс».

Старший научный сотрудник сектора энергетической политики института экономики РАН Иван Капитонов отмечает, что повторное повышение акцизов чревато не только социальными последствиями, но и появлением повышенного интереса к ситуации со стороны антимонопольных служб.

«ФАС регулярно интересуется деятельностью вертикально-интегрированных нефтяных компаний. При повышении цен выше целевого индикатора, компании будут вынуждены снизить прибыльность своих операций на розничном и оптовом рынке при и без того низкой прибыльности в 17 %. Таким образом, повышение налогов подарит нам дефицит на рынке нефтепродуктов, который сложится в результате попытки избежать негативных процессов», — подчеркивает эксперт.

В то же время в регионах России уже возникают волны народного недовольства. В частности, тюменские депутаты провели у здания областного правительства пикет, одной из тем которого стало повышение цен на бензин. Аналогичное мероприятие под названием «Сколько будет стоить бензин, если нефть будет бесплатной?», организованное силами местных коммунистов, прошло и в Астрахани. Представители КПРФ уверены, что даже если цена на нефть достигнет нуля, автомобилистам все равно придется платить бешеные деньги за бензин.

Рост цен на топливо, как правило, провоцирует увеличение стоимости товаров народного потребления. Так, например, в Еврейской автономной области, по итогам года рост цен на продукты питания составил в среднем 12%. На отдельные категории товаров — чай, кофе, подсолнечное масло — он достигал 40%. На непродовольственные товары цены повысились в среднем, на 11%. Напрямую рост цен на топливо и рост цен на продукты не связывают, однако косвенно эти показатели все же зависят друг от друга — при увеличении стоимости топлива возрастает и стоимость доставки товаров.

Впрочем, если увеличения акцизов на топливо избежать не удастся, то есть шанс отсрочить его. Источники в администрации президента считают, что Минфину, который является автором идеи о повышении акцизов, не успеть провести такое решение через Госдуму к 1 апреля, так как уже 1 марта требуется опубликовать проект закона, а также обсудить его с участниками рынка. По мнению источников, реализовать намеченное удастся не раньше 1 июля.

Источник: © ДАВЫДОВ.ИНДЕКС 
Просмотр всей ленты новостей: http://www.opengaz.ru/news
 

Добавить комментарий