Поиск на сайте

 

 

Логин к порталу госуслуг может стать универсальным идентификатором граждан в отечественном сегменте Интернета.

В первую очередь он должен использоваться для получения финансовых услуг. Хотя как минимум один раз приходить в банк лично все же придется.

Действующее законодательство обязывает кредитные организации и иные финансовые учреждения проводить обязательную идентификацию клиента при заключении с ним любого договора. Такие требования исключают возможность дистанционного открытия счетов. Исключения составляют постоянные клиенты, которые уже были идентифицированы при личной явке в офис кредитной организации.

Виртуальный фейс-контроль

С инициативой введения своего рода «электронных паспортов» выступили Банк России и Министерство связи и массовых коммуникаций России. По данным связного ведомства, на сегодняшний день в так называемой Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) зарегистрировано 35 млн человек – они имеют логин-пароль и доступ для получения государственных услуг в электронном виде. «Это почти каждый второй пользователь российского сегмента Интернета, – заявил на прошедшем в Казани форуме инновационных финансовых технологий Finopolis 2016 заместитель министра связи и массовых коммуникаций России Алексей Козырев. – В офлайн-среде граждане проходят идентификацию и аутентификацию с помощью обычного паспорта. Мы считаем, что в онлайн-среде также должен быть удобный инструмент, которым может стать подтвержденная учетная запись в ЕСИА».

Схожего мнения придерживается и заместитель председателя Банка России Ольга Скоробогатова: «Реализация механизмов удаленной идентификации позволит предложить клиентам – физическим лицам финансовые услуги и сервисы на качественно новом уровне, а также сделать их более доступными в удаленных регионах», – убеждена представитель регулятора.

Новый порядок обещают запустить уже в 2017 году, хотя перечень доступных удаленно операций планируется расширять поэтапно. Причем, по словам Ольги Скоробогатовой, первичная проверка личности останется очной – клиенту придется пройти ее в банке в соответствии с действующими нормами (то есть предъявив бумажное удостоверение личности). «После идентификации эта информация попадет в единую информационную базу, которая и станет центральной инфраструктурой для хранения информации. ЕСИА будет обмениваться информацией с другими государственными базами данных, корректируя полученную информацию», – говорит Ольга Скоробогатова.

Не прячьте ваши пальчики…

Уже в ноябре кредитным организациям обещают предоставить и он-лайн-доступ к информации о пенсионных счетах граждан, в том числе сведениям об их трудовых доходах, работодателях и многим другим. Такие данные позволят частным заемщикам не собирать многочисленные справки, а банкам – упростить проверку документов при выдаче кредита и исключить их фальсификацию. Причем, по словам Алексея Козырева, информация будет раскрываться исключительно с согласия самих граждан – на первом этапе пользователь в качестве официального подтверждения доходов сможет пересылать из Пенсионного фонда России в банк соответствующую электронную выписку. Либо гражданин через портал госуслуг или SMS будет подтверждать свое согласие на предоставление индивидуальных сведений по запросу кредитной организации.

Чиновники также полагают, что в перспективе ЕСИА может быть дополнена биометрической информацией (отпечатками пальцев и сетчатки глаза клиентов). Такие средства идентификации уже использовали некоторые коммерческие кредитные организации (в том числе они были реализованы «Лето-банком», входящим в группу «ВТБ»). В августе тендер на разработку биоидентификации объявил Сбербанк России, хотя подробности проекта не раскрываются.

Ключ от счета

Участники рынка одобряют предложение о введении единого электронного идентификатора, но указывают на нерешенность ряда проблем. Так, учетная запись ЕСИА может быть трех уровней – упрощенная, стандартная и подтвержденная. В первых двух случаях личность получающего логин-пароль гражданина не проверяется, нередко не известен даже регион его проживания, а возможности пользователя на оформление госуслуг в электронном виде сильно ограничены. Пройдя так называемую аутентификацию (проверку по паспорту), гражданин становится обладателем подтвержденной записи. Из упоминаемых Алексеем Козыревым 35 млн пользователей такую проверку прошли только чуть больше половины (около 20 млн человек). Но по закону даже выдаваемой им неквалифицированной усиленной электронной подписи в большинстве случаев недостаточно для совершения сделок – нужно иметь сертификат квалифицированной подписи. Она оформляется аккредитованными удостоверяющими центрами, представляет собой специальный ключ на «флэшке» и выдается, как правило, за плату.

Вместе с тем инициатива регулятора и связного ведомства – далеко не первая попытка чиновников ввести единый «электронный паспорт». С 2010 года велось активное внедрение Универсальных электронных карт (УЭК), включающих, в том числе, усиленную квалифицированную подпись. Причем выдавать их планировалось бесплатно и даже принудительно. Однако в 2014 году реализация проекта «УЭКизации» была практически приостановлена. Более того, действующая концепция, утвержденная Правительством России, предусматривает переход на удостоверения личности в виде пластиковой карты с электронным носителем информации. С 2016 года они должны были выдаваться наряду с бумажными паспортами, а к 2030 году планировалось отказаться от бумажных документов.


Мнение экспертов

Наталья Поздеева, операционный директор ПАО «Балтинвестбанк»

Введение механизмов удаленной идентификации клиентов позволит банкам сделать финансовые услуги более доступными для клиентов, а также снизить себестоимость банковских сервисов и, как следствие, – тарифы для потребителей. Кроме этого, банки смогут конкурировать с «электронными кошельками», удобство которых уже оценили многие клиенты.

Развитая филиальная сеть перестанет быть для банка значительным конкурентным преимуществом, поскольку на первое место выйдут дистанционные каналы продаж. Это означает, что между банками вырастет конкуренция, а значит, повысится и качество предоставляемых услуг.

Достаточно будет пройти процедуру очной идентификации один раз в одном из банков. В дальнейшем, при обращении в любые кредитные учреждения, можно будет использовать «ключи» от личного кабинета на сайте. Данные о регистрации на сайте госуслуг станут универсальным идентификатором. Первоначально, при удаленной идентификации, физическое лицо сможет открыть счет и осуществить денежный перевод. В дальнейшем перечень операций может быть расширен.

Татьяна Кузьмина, вице-президент АО «Газпромбанк»

Было бы неплохо двигаться в сторону создания единого удостоверяющего центра для банковской деятельности. Ведь усиленная квалифицированная электронная подпись позволяет приравнять электронный документ к созданному на бумажном носителе. Единый центр позволит физическим и юридическим лицам, однажды получив такую подпись, обращаться в любой банк и совершать сделки без явки. Для идентификации участников гражданского оборота целесообразно создать единую базу на основе информации, которой располагают государственные органы.

Просмотр всей ленты новостей: http://www.opengaz.ru/news
 

Добавить комментарий