Поиск на сайте

 

В свое время, поступив в университет на первый курс журфака, я едва ли не первым делом отправилась в ДК профсоюзов – записываться в танцевальный кружок. 

В сумрачном кабинете у «зимнего сада» методист, прямая и жесткая, как гитарная струна, поинтересовалась:
– В каком классе учишься?
– Закончила в этом году, - смущенно призналась я.
Собеседница подняла брови:
 – Ну тогда всё, у нас студии только для школьников.
В тот вечер, в неполные 17 лет, я почувствовала себя старым, грустным человеком с отяжелевшими крыльями. На танцы, правда, все равно записалась – в кружок при греческой школе, но на всякий случай сбавила себе два года, чтобы не отправили «на пенсию» по возрасту.
Сегодня с такой проблемой в Ставрополе не сталкиваются не то что первокурсники – даже их бабушки. «Новички» возрастной группы «60+», накормив мужей и внуков, торопятся на тренировки, вечерами расшивают самоцветами костюмы, выступают на концертах и соревнуются в конкурсах в категории «гранд-синьоры».
Тем, кто впервые надевает балетки в 30, 50, 60 лет, не занимать смелости,  оптимизма и чувства юмора. Глядя на них, поневоле задумаешься: то ли танцы привлекают «особых», позитивных людей, то ли так перевоспитывают «обычных»?
Австрийская писательница Вики Баум заметила по этому поводу: «Есть короткие дороги к счастью, и танец – одна из них».
О таких радостных дорогах мы будем рассказывать в новой рубрике «Танцующее Ставрополье». И начнем с уникального для нашего города, края и даже округа направления, чья история насчитывает несколько веков, – балета.
 
 

То стан совьёт, то разовьёт

 
Для чего идут в балет  те, кому за двадцать лет?
 
 
Когда на фасаде Дома офицеров появилось объявление «Балет для всех», его автору, Светлане Телятниковой, пришлось вести с будущими ученицами странные диалоги, больше похожие на игру «Верю – не верю»:
– А что, у вас правда классический балет?
– Правда.
– (Пауза.) Для любого возраста?
– Да, для всех, кому интересно.
– (Пауза.) И прямо на пальчики можно встать?
– Можно – когда укрепите стопы.
– Неужели получится?
– Ну, если готовы работать, получится.
В каждом вопросе сквозило недоверчивое удивление, и понять его было нетрудно: балерины начинают свой каторжный путь к хрустальной мечте в девять лет, и для профессионального балета даже шестиклассник – безнадежный «пенсионер». А уж вставать к станку в тридцать пять, кажется, просто нелепо...
 
 
Между тем в крупных городах успешно работают многочисленные студии классического танца «Для тех, кому за...», где жаждущие балетных впечатлений менеджеры, аспиранты и домохозяйки выстраиваются в ряд – у деревянных палок, протянутых вдоль зеркальных стен.
Прикоснуться к миру пируэтов и арабесок можно теперь и в Ставрополе. Только хобби это не из легких. Детали, без которых немыслимо ни одно балетное движение, в спецучилищах вбивают в детей в раннем возрасте до рефлекса. А взрослой любительнице, не прошедшей «школу молодого бойца», каждую секунду приходится держать в уме и теле уйму нюансов: лопатки и ягодицы «завязаны в узел», ребра в себя, животы подобраны, макушку тянет вверх невидимый канат, на плечи давят пудовые гири. Что касается ног, то их состояние лучше всего описывает выражение «тянуть все жилы».
И это только тонкости упражнений, развивающих бесполезные в «земной» жизни данные – выворотность, подъем, шаг, апломб… К чему, спрашивается, сей изнурительный труд, если мученице не светит даже место 21-го лебедя в последнем ряду балетной «стаи»?
«Занимаются же люди лыжным спортом, не претендуя на место в олимпийской сборной? – парирует руководитель студии Светлана Телятникова (на снимке вверху). – Если балет тронул душу, он не отпускает, тревожит - не важно, разбираешь ты партию Одетты или простые па у станка».
 
Сама Светлана училась в Перми – городе, который называют третьей столицей русского балета, в училище, худруком которого была знаменитая Людмила Сахарова, чья жесткость и даже жестокость вошли в легенду. Обстоятельства сложились так, что пришлось уйти из училища, но, привыкнув к ежедневным шестичасовым нагрузкам, Светлана «прописалась» сразу в трех сильнейших коллективах города. А потом вышла замуж и ушла из любимой профессии на… 32 года! Вернулась, потому что «не отпустило».
«Я понимала, что в больших объемах балет в Ставрополе востребован не будет. Если Пермь – город высокой хореографической культуры, где нет семьи, в которой бы кто-то не танцевал, то Ставрополь будто пребывает в полусне: фестивали и конкурсы проходят кулуарно, на соревнования бальников, к примеру, приходят одни родители».
Тем не менее, стоило объявить, что открывается балетная студия, как в одну неделю собралась первая группа. Кого-то привела в зал несбывшаяся детская мечта, кого-то – любопытство, кого-то, уже «тронутого балетом», – тревожный зов прошлого.
Яна Мохова, студентка ставропольского филиала МГУПИ, все детство провела в танцзалах. Поступила в университет и забросила было «ребяческое» увлечение, но не вышло: душа просила полета. Яна говорит, ей «приятно вернуться во всё это» – в мир, где запах дерева, пота и канифоли, где стертые пальцы, напряженные мышцы и чувство, что выжата как лимон, подстегивающее: «Раз и два и...», стук пуант по паркету, гладкая палка под ладонью, мокрый купальник и зеркала, зеркала...
 
В этом мире каждое движение дается через боль, потому что «если тебе легко что-то делать, значит, ты делаешь это неправильно». Должно быть неудобно, трудно и мучительно. Рука не держится – ну и что? Нога трясется от усталости – отлично. Стопу сводит – пускай! Чувствуешь себя неуклюжим пингвином – а куда без этого?..
«Занимаюсь скрипя зубами, переступая через «не могу» и «не получается», особенно в упражнениях на пальцах, – признается Ольга Караулова, выпускница Ставропольского аграрного университета. – Попала в класс случайно, позанималась недолго и уехала по учебе на девять месяцев в Италию. Когда вернулась, поняла – всё, не могу без балета! Выходишь после занятия на улицу - кажется, каждая клеточка в теле болит, зато на душе такая легкость, радость, наполненность!»
– Наверное, любительницы балета могут похвалиться и другой, вполне земной легкостью – той, что измеряется напольными весами? – интересуюсь у хореографа.
– Знаете, если человек приходит, чтобы сбросить вес, я сразу говорю: «Похудеть – это не ко мне. Диета вам в помощь, фитнес и сауна», – неожиданно выдает моя хрупкая собеседница. – А вот подтянутость и стройность в классе «заработать» можно. Любое балетное движение направлено на удлинение и обтачивание формы тела. Взрослой женщине сложно (да и не нужно) превращаться в прозрачную балерину, но мышцы могут немного удлиниться даже после сорока лет. Кроме того, «довеском» к душевной воздушности станут правильные линии корпуса, сильные ноги, втянутый живот, легкая походка и красивая осанка.
В студии занимаются ученицы от 5 до 50 лет. В группе старших много студентов и парламентеров творческих профессий: флористы, дизайнеры, журналисты, преподаватели танцев - фламенко, восточного, армянского.
«У взрослой «начинашки» свои плюсы, – раскрывает секреты Светлана. – То, что ей хватило смелости встать к станку, уже говорит о самодостаточности и сильном характере. Но главное – она знает, зачем пришла, а значит, готова выкладываться на сто процентов, и за свои мучения будет вознаграждена – чувством легкости и счастья, которое дарят уроки классики. Ведь, как говорила великая русская балерина Анна Павлова: «Успех не в аплодисментах толпы, а в том удовлетворении, которое получаешь от приближения к совершенству».
 
Фатима МАГУЛАЕВА
 Любопытные факты:
  • Первой на кончики пальцев поднялась прославленная балерина XIX века Мария Тальони. Ее танец на пуантах в балете «Сильфида» создавал иллюзию легкого, почти случайного прикосновения к земле. Зрители переживали подлинное потрясение: на их глазах балерина теряла человеческую оболочку и вопреки здравому смыслу парила в воздухе. Этот эффект дорого стоил «божественной Марии» - после ежедневного урока, который давал ей отец, она часто без чувств падала на пол.
  • Однажды во время круизной прогулки в каюту австрийской танцовщицы Фанни Эльслер (XIX век) ворвался грабитель. Угрожая расправой, он потребовал у балерины драгоценности. Что могла сделать безоружная Фанни? Резким движением ноги, натренированной в танцклассе, она ударила злодея и... убила его наповал!
  • Выдающаяся советская балерина Ольга Лепешинская во время выступления сломала ногу. Треск был такой сильный, что его услышали даже зрители в зале. Но танцовщица героически довела сцену до конца. Как ей это удалось сделать с тройным переломом, не смогли понять ни врачи, ни сама артистка.
  • Актриса Натали Портман, сыгравшая в триллере «Черный лебедь» балерину, одержимую желанием стать безупречной, специально для этой роли похудела с 52 до 43 кг. По словам Портман, во время съемок она чуть не лишилась рассудка от физического и морального истощения - сказались ежедневные восьмичасовые тренировки и бесчеловечная диета. В первый же день после съемок актриса «набросилась на макароны и никак не могла остановиться».
  • Идеальный вес балерины рассчитывается по формуле: рост минус 120-122. Во время обучения всех, кто не вписывается в эту модель, исключают из училищ, ведь при подъеме партнерши, чей вес превышает балетный норматив, танцовщик может запросто сорвать спину. Кстати, ведущий артист поднимает за каждое выступление не меньше тонны (вскидывает балерину около 200 раз).


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий