Поиск на сайте

С этими словами обратился многомудрый философ Сократ к новому ученику, молча озиравшемуся вокруг.

Речь человека даёт точное представление о его интеллекте
 
Люди - самое сложное творение Бога или Природы. Человек загадочен, противоречив, парадоксален, многоэтажен, многомерен, бесконечен и в сторону добра, и в сторону зла, динамичен и статичен, иррационален и рационален одновременно, непредсказуем, может отличаться порой сам от себя больше, чем от других.
Вот и попробуй познать его: возможно ли это? Ниже речь пойдет о простом, надежном, известном еще со времен Сократа, но часто игнорируемом методе познания человека человеком – методе анализа его речи (языка).
Речь очень важна для русских людей. Мы необычайно доверчивый народ: на нас влияет магия слова, как гипноз. Анализ речи включает в себя следующие главные элементы: о чем говорят, что именно говорят и как говорят.
 
О ЧЁМ ГОВОРЯТ
Это вопрос тематики разговоров – их предмета. Знаем ли мы, интересуемся ли мы тематикой разговоров дошкольников, младших школьников, старших школьников, различных категорий взрослых, мужчин и женщин? Наверняка социологи интересуются этим вопросом. И уж точно неравнодушны к этому предмету различные шутники (загляните в интернет!).
Вот образчик такого интереса. Сын в зоопарке спрашивает отца: «Папа, а если из клетки вырвется тигр и съест тебя, то на каком автобусе мне ехать домой?»
Но насколько вникают в речи детей те, кому это более всего «положено по штату» – педагоги и родители? К поиску ответа на этот вопрос меня подтолкнул простой житейский случай. Было это лет десять назад. Я выгуливал пса и встретил знакомую мне девочку-третьеклассницу. Она при подобных встречах любила поласкать собачку, рассказывая мне при этом что-нибудь из своих детских проблем. На этот раз она начала рассказывать о жарких спорах и ссорах, которые происходят в ее классе. Я бы никогда не угадал предмета волнений третьеклассников, не угадаете и вы – и не пытайтесь. Оказывается, дети спорили о значении татуировки на левой ноге Натальи Орейры, той, что расположена в разрезе юбки значительно выше колена.
Дома жена меня просветила насчет этой самой Натальи: дескать, стыдно не знать такую актрису, которую даже третьеклассники знают. С тех пор при любом удобном случае общения с педагогами или родителями я стараюсь привлечь их внимание к тематике детских разговоров. И убеждаюсь: в отличие от тех же юмористов в массе своей они никак не вникают в эту проблему – разводят руками, удивляются, важно ли это?
 
ЧТО ГОВОРЯТ
Под «что» следует понимать суждения людей о предмете своего разговора. Можно почти безошибочно предположить, что значительное место в разговорах школьников отводится обсуждению школы, школьных проблем и учителей. Но здесь важна именно конкретика: директор школы, например, знает ли, что дети говорят о «его школе», изучает, учитывает ли он это в своей работе?
Может, и да, но скорее нет. Так, лет пять назад на стене одной из московских школ накануне 1 сентября было крупными буквами написано: «Все в струю, в жилу и в кайф!» Что значит эта фраза и почему она была написана именно на стене школы? 
А на стенах школы №15 Невинномысска я прочел в нескольких местах следующее: «ЦСКА. Сосать». И что это значит? Я не знаю ответов на эти вопросы, но догадываюсь о том мраке, который творится в душах иных детей. И они нам о нем сигнализируют: взрослые, вникните же!
А что дети пишут на партах, интересуются педагоги? Ведь они там пытаются выразить свое самое сокровенное, то, что они хотели бы буквально прокричать, но таких возможностей им не представляется.
Работая в СГУ, я не стеснялся читать студенческие надписи на столах и заносить их себе в блокнот. Именно из этих надписей я понял о том просто-таки пугающем межнациональном напряжении, которое царит в студенческой среде, о котором я даже не подозревал.
А что говорят школьники о том или ином учителе – сами-то учителя знают? Конечно, суждения детей о педагогах бывают ошибочными, несправедливыми, обидными и могут травмировать психику педагога. Иной раз лучше бы о них не знать вообще. Но именно это незнание нередко и становится причиной тех драм и даже трагедий, которые происходят в звене «учитель – ученики».
 
КАК ГОВОРЯТ
Давно известно: как говоришь, всегда важнее того, что говоришь. Вопрос «как» означает прежде всего какими словами, хотя важны также и тон, и темп, и тембр, и такт, и амплитуда, но все же слова важнее всего.
Здесь обнаруживаются такие беды, как славословие (в отношении властей оно и сегодня никуда не исчезло), пустословие (говорильня, речи ни о чем), сквернословие, вытеснившее человеческую речь (ныне даже в театрах повели борьбу с этой болезнью – дожили!), и ЭЛЛОЧКАсловие.
Эллочкасловие – термин не благозвучный, но отражающий суть проблемы. Эллочка Людоедка – персонаж сатирического романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев».
В своей речи она обходилась всего 30 словами (Хо-хо! Знаменито. Мрак. Жуть. Ого! Кр-р-расота! Парниша и т.д.), в то время как людоеды племени «Мумбо-Юмбо» имели в своем арсенале 300 слов. (По подсчетам лингвистов, словарный запас «простого смертного» оценивается в среднем в 3-5 тысяч слов с тенденцией к сокращению, словарь интеллигента насчитывает 8-10 тыс. слов, Шекспира – 12 тыс., Пушкина – 21 тыс., Ленина – 37 тыс.)
Ах, сколько же ныне Эллочек в России, включая и лиц мужского пола! Арсенал их слов, пожалуй, уступает даже Эллочке. В основном это слова на букву «К»: КРУТО (частота употребления слова «круто» составляет 16364 раза на 300 млн. слов); КОЗЁЛ (7225 раз на 300 млн.); КОШМАР (3834 раза); КЛАССНО (2752 раза); КАЙФ (1563 раза).
Но есть и иные модные слова: БЛИН (4367 раз), БАЛДЕЮ (337 раз), ГРЕБАНЫЙ (370 раз) или вот еще один из последних писков молодежного сленга - слово ПИПЕЦ, видимо, это эвфемизм созвучного ругательства. Частота его использования пока не подсчитана (это дело времени), но боевики с этим названием уже снимают.
На похожий жаргон переходят даже дети. Так, царевна-лягушка в новом мультфильме говорит: «Ты зачем, чувак, мою кожу спалил, в натуре, зря?» Или вот еще пример речи ребенка: «Елка, блин, зажгись в натуре!» Круто или кошмар?
Скажут, подумаешь, жаргон! А мы напомним другое: первый признак культурной деградации – речевое бескультурье. Беда: люди начали глаголати от похотей чрева своего. Культурная деградация усугубляется английской языковой интервенцией.
Нет, язык – вовсе не мелочь. Тем более, как заметил Э. Рязанов: «Сейчас нас как нацию объединяет только одно – язык». Новая власть на Украине первейшим делом отменила прежний закон о языках, льготный для неукраинских языков. Почему? Именно язык является духовным каркасом нации: умирает язык – погибает и нация как субъект исторического процесса.
 
КАК НУЖНО ГОВОРИТЬ?
Говорить нужно красиво. «Боги для того послали смертных в мир, чтобы они говорили красиво», – писал Дмитрий Мережковский. Говорить нужно кратко. Краткость заключается не в малом количестве слов, а в малом количестве лишних слов. Говорить нужно искренне. «Откровенная речь, – писал Монтень, – подобно вину и любви, вызывает такую же откровенность». Говорить нужно образно, т. е. «не столько уху, сколько глазу» (Василий Сухомлинский).
Наконец, говорить нужно вежливо. Вот пример вежливой речи – письмо Павла I А.В. Суворову: «Граф Александр Васильевич! Теперь нам не время рассчитываться. Виноватого Бог простит. Римский император требует Вас в начальники своей армии и вручает Вам судьбу Австрии и Италии. Мое дело на сие согласиться, а Ваше спасти их. Поспешите с приездом сюда и не отнимайте у славы вашей время, у меня удовольствие Вас видеть. Пребываю к Вам доброжелательным Павел». Разумеется, в такой просьбе было опальный Суворов отказать не мог.
А вот пример современной речи: «Увидев на улице драчующихся…» – это из протокола полицейского. Вот уж действительно: язык мой – тест мой.
 
*Н. БОНДАРЕНКО - доцент кафедры педагогики и психологии Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях