Поиск на сайте

 

Из прошлого надо уметь извлекать уроки, а не переписывать учебники, убеждены ставропольские учителя истории

 
Приведу цитату нашего ставропольского писателя и публициста Виктора Кустова: «Ни одно общество, ни в одной из эпох не сплачивали деньги. Объединяющей основой всегда являлась исключительно идеология, вера».
И России по-прежнему нужна идеология, общенациональная идея. Я это говорю к тому, что машинальное заимствование западной модели развития без учета российских реалий ни к чему хорошему не приведет, и в образовательно-духовной сфере особенно. Ориентация на западные стандарты, на успех любой ценой, губительна для нашего человека. Особенно политика тупого заимствования сказывается на самых маленьких, которые это чувствуют интуитивно, хотя и не в состоянии этому противиться.
Страшный случай в московской школе, где подросток застрелил учителя и полицейского, держал в заложниках целый класс, - как раз результат западной модели образования, нацеленной на результат. Парень упорно шел к цели - быть круглым отличником, но ему показалось, что учитель географии встал на его пути. Выход школьник нашел самый ужасный из всех, которые могли быть.
Российская школа превратилась в образовательное учреждение. Это значит, что значительная масса учащихся ходит в школу отбывать повинность. Нет блеска в глазах, нет желания искать и находить. А все потому, что детей уподобили табуну лошадей, который гонят на водопой. Но, как говорит арабская пословица, «табун лошадей на водопой привести можно, но заставить их пить нельзя».
Еще более одиноки наши дети в запутанном мире информационных технологий, в которые их погрузили с головой. Но пора понять, что внедрение информационных технологий и реформа образования - темы разные. У нас их упорно скрещивают, объединяют, отождествляют, забывая, что образование дается в первую очередь для того, чтобы обрести достоинство, почувствовать себя личностью.
Украина нам продемонстрировала, чем опасен национализм, - это и крушение памятников, и запрет русского языка. Все это отдаленно напоминает, как сегодня из единого учебника истории вырезают понятие «татаро-монгольского ига», вроде как не было его. Выходит, не было и Куликовской битвы - так, мол, ребята натянули на себя кольчуги, разобрали мечи да латы и чуть-чуть силами померялись, вроде наших современников в Мамайском лесу из клуба исторической реконструкции.
Неясно, как теперь быть со словами русского писателя Серапиона Владимирского, очевидца «новых порядков» на Руси в XII веке: «Кровь и отец и братья нашея, аки вода многа, землю напои… множайша же братья и чада наши в плен ведении быша; села наши лядиною проросташа, и величество наше смирися: красота наша погэбе…»
А вот отрывок из Любечского синодика - поминального списка черниговских князей. В нем имена тех, кого исстари поминали на церковных службах: «князя Дмитрия Черниговского, убиенного от татар за православную веру», «князя Иоанна Путивльского, страстотерпца и чудотворца, убиенного от татар за христианы», «князя Дмитрия Курского, княгиню его Феодору и сына их Василия, убиенного от татар»… Может, список тоже удалить и забыть? А для надежности избавиться от первоисточников?
Нам говорят, что такие понятия, как «монголо-татарское иго», оскорбляют татар. Но чтобы не было обиды, надо понятия и факты растолковывать, а не вышвыривать их из истории. Объяснять, что речь идет не о борьбе с татарским народом, с которым мы в итоге породнились и вместе сегодня стоим на страже российской государственности, а о ханах, поработивших русичей.
Подобные «толерантные» реверансы пагубны, прежде всего, для самого государства. Граждан одной страны надо примирять умно, а не уступать под напором разобиженного лобби, что не имеет никакого отношения к попытке объективного осмысления истории.
Несколько лет назад в дагестанском селении Салта Гунибского района в честь 200-летия русского хирурга Николая Ивановича Пирогова был установлен первый народный памятник примирения, посвященный врачам и «духтурам», медсестрам и фельдшерам, Красному Кресту и Красному Полумесяцу. Именно в салтинских садах Пирогов впервые в военно-полевых условиях применил эфирный наркоз, став основателем научной военно-полевой хирургии. Оперировал на поле боя при осаде Салта как своих, так и чужих.
Главную доску мемориала украшают слова о важности открытия эфирования для раненых солдат. С другой стороны расположена доска, на которой  перечислены имена всех «духтуров» и «джарахов» Дагестана XIX-XX столетий. В основании памятника установлена доска с надписью на трех языках: «Да примирит и упокоит всевышний души всех погибших в войнах!» и «В память о погибших в войнах в назидание и в знак примирения потомков».
В довершение хотелось бы привести такую цитату Владимира Путина: «Мы должны гордиться своей историей, и нам есть чем гордиться. Вся наша история без изъятий (выделено мною. - Авт.) должна стать частью российской идентичности. Без признания этого невозможно взаимное доверие и движение общества вперед».
А то, что история наравне с литературой должны стать главными предметами в школьном образовании, вне всяких сомнений.
 
Константин НОВИКОВ,
учитель истории 
МОУСОШ №9 
города Георгиевска,
Сергей НОВИКОВ,
преподаватель истории Ставропольского 
строительного техникума
Голос против!

Голоса: 1

You voted ‘down’



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий