Поиск на сайте

Местному самоуправлению грозит полная капитуляция

 
В Госдуму РФ внесен законопроект, который намерен полностью перекроить систему местного самоуправления на уровне больших городов.
Документ предусматривает двухуровневую модель организации местного самоуправления в крупных (понятие не уточняется) городских округах. Появляется два вида новых муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район.
 

Например, Ставрополь может получить статус городского округа с тремя районами - Промышленным, Ленинским и Октябрьским. При этом внутригородские районы, в отличие от обычных, будут иметь собственный бюджет и собственную представительную власть, вроде советов или дум.

Депутатов районных советов предлагается избирать всенародно, а главу района выдвигать из их состава. Депутаты будут принимать бюджет района, а также решать вопросы местного значения, отнесенные к своему уровню.

А вот текущей деятельностью районных муниципальных служб будет руководить глава районной администрации. Для заключения контракта с ним будет создана комиссия, половину которой составят районные депутаты, а вторую половину - представители главы городского округа.

Сама же городская дума, того же Ставрополя, избираться всенародно не будет - в ее случае начнет работать принцип квотирования. То есть укомплектуют думу из депутатов районных советов. Важно, что каждый район делегирует одинаковое число человек, независимо от численности жителей на его территории. Какое именно число депутатов подлежит делегированию, должен прописать специальный региональный закон.

Городская дума, по примеру районной, также избирает главу городского округа, принимает бюджет и решает свои вопросы местного значения. Текущей деятельностью по управлению городскими службами займется сити-менеджер, нанимаемый по контракту. По его кандидатуре также должна заседать комиссия в равных пропорциях - из депутатов города и людей губернатора.

Вместе с тем, по задумкам идеологов реформы, разделение городов на внутригородские районы необязательно. Для этого надо учитывать не только численность населения, но и удаленность округов друг от друга. Инициировать процедуру разделения сможет городская дума, а референдум предусмотрен только для преобразования сельского поселения в городское и наоборот.

Планируются изменения и на уровне муниципальных районов. Так, для «повышения эффективности межмуниципальной кооперации» планируется установить единый способ формирования советов муниципальных районов - из глав и депутатов поселений, независимо от численности жителей той или иной территории. Предлагается откорректировать перечень вопросов местного значения поселений, разделив его между городами и селами (первым - больше и сложнее, вторым - меньше и проще).

Необходимость изменений в закон о местном самоуправлении их авторы объясняют тем, что в крупных городах связь между населением и властью оказалась практически потеряна. Как следствие, управленческий аппарат сотрясают бесконечные скандалы, связанные с нецелевым использованием денег, коррупцией, сомнительной приватизацией.

При этом муниципальные районы зачастую утратили заложенную в них «сервисную, межмуниципальную функцию», решая за поселения огромный круг вопросов, как правило, путем заключения соглашений о передаче полномочий на свой уровень.

 Эксперты реформу оценивают по-разному. Сторонники утверждают, что она поможет приблизить власть к населению. А чтобы исполнительная власть страны на реформу взглянула благосклонно, вспомнили, что в декабре прошлого года Владимир Путин в послании Совету Федерации обозначил задачу уточнить общие принципы местного самоуправления с целью сделать его сильным, финансово независимым и самостоятельным. Местная власть должна быть устроена так, чтобы «любой гражданин мог дотянуться до нее рукой», сказал тогда президент.

Несмотря на то что законопроект в регионах еще не видели, в прессе появилась информация, что реформу положительно оценил целый ряд регионов, в числе которых Ставропольский край и Кабардино-Балкария.

Противники реформы считают, что ее задумали для того, чтобы отнять у муниципалитетов остатки самостоятельности, раз и навсегда вписав их в вертикаль власти до самого Кремля. Теперь, например, губернатор на законных основаниях может вмешиваться в работу муниципалитетов.

Практически полностью становится управляемым процесс избрания депутатов внутригородских районов. Последнее объясняется тем, что каждый район так или иначе привязан к исполнительной власти региона через различные бюджетные организации, вроде школ, больниц, поликлиник, а также через всевозможные общественные структуры,  например, советы ветеранов.

Почти нет сомнений и в том, что районы будут делегировать лишь тех депутатов, которые готовы обслуживать интересы чиновников города, а также аффилированных с ними лиц из коммунальных предприятий - водоканала, теплосети, электросети. Ну а то, что депутаты станут доступны каждому рядовому гражданину, далеко не факт - как слуги народные ловко бегают от своих избирателей, известно.

Так или иначе, если законопроект будет принят (а вероятность этого высока, поскольку документ вызвал горячее одобрение «Единой России»), в политической и общественной жизни горожан многое поменяется. Например, придется забыть о прямых выборах мэров и депутатов городов. Вырастет число чиновников, ведь в каждом районе будут созданы свои аппараты главы и главы администрации. Как следствие, окрепнет бюрократия - главный враг любого начинания снизу.

 
Олег ПАРФЁНОВ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях