Поиск на сайте

В ближайшее время туристическую индустрию России может накрыть очередная волна банкротств. В критической ситуации участники рынка пытаются переложить ответственность друг на друга.

 

В связи с финансовой несостоятельностью один из еще недавно крупнейших переводчиков – авиакомпания «Трансаэро» – заявил об отмене большинства рейсов. Среди них – зафрактованные туроператором «Библио-Глобус» чартерные перелеты. Возвращать аванс ни авиакомпания, ни турфирма не готовы.

Все в одном

По закону туристский продукт представляет собой комплекс оказываемых за общую цену услуг по перевозке и размещению. Также подчеркивается, что исключительно туроператор несет ответственность за оказание входящих в тур услуг, независимо от того, кем они должны оказываться (самостоятельно, перевозчиком, отелем, иностранным партнером, экскурсионным бюро или иным лицом). Более того, чаще всего ни конечному потребителю, ни турагенту не предоставляется даже информация о стоимости каждого «ингредиента» (билета, проживания в отеле, трансфера, сопровождения и прочих).

В то же время согласно Воздушному кодексу РФ оформленный авиабилет является прямым договором между пассажиром и перевозчиком. Поэтому туроператор пытается снять с себя ответственность за их исполнение – «Библио-Глобус» готов возвращать стоимости путевки только клиентам, у которых еще не выписаны билеты. «В случае отмены вылетов, финансовая ответственность лежит на авиакомпании», – заявил управляющий директор турфирмы Александр Туголуков.

Но «Трансаэро» отменяет рейсы в массовом порядке. Предвидя конфликты, «Библио-Глобус» предлагает самим туристам купить билет в один или в оба конца, причем о возможности возврата части уплаченной за единый продукт стоимости или размере такой компенсации умалчивается. С не желающими по существу оплачивать перелет дважды туроператор готов расторгнуть договор. Но при этом из возвращаемой суммы «Библио-Глобус» удерживает штраф (фактические расходы), размер которого может составлять до 100 процентов цены путевки.

Свои действия туроператор объясняет «сложившейся ситуацией». «Денежные средства за приобретение авиабилетов у авиаперевозчика оплачены нами в полном объеме за весь объем перевозки. Произведены оплаты партнерам (отели, визовые центры, страховая компания) за все услуги, входящие в состав туристских продуктов. Возврат денежных средств за туристские продукты, аннулированные в связи с существенным изменением обстоятельств, связанных с отказом авиаперевозчиком оформить полетные документы, в нарушение условий заключенного соглашения, будет осуществлен только после возврата туроператору денежных средств со стороны авиаперевозчика и партнеров», – заявляют в пресс-службе «Библио-Глобус».

Однако Гражданский кодекс РФ не признает неисполнение обязательств контрагентом (в данному случае «Трансаэро») в связи с форс-мажорными обстоятельствами – ответственность за них возлагается опять же на туроператора. Поэтому у путешественников и представляющих их агентов есть полное право требовать возмещения напрямую с ООО «Туроператор Библио-Глобус».

Благородный риск

По данным Федерального агентства воздушного транспорта, еще 1 октября в «Трансаэро» было направлено уведомление о прекращении продажи билетов на регулярные рейсы авиакомпании. Однако «Библио-Глобус», имеющий действующий договор фрахтования, продолжил продавать туры с необеспеченными перевозками. На недопустимость таких действий указал даже глава государства – во вторник Владимир Путин потребовал прервать продажу билетов компании. «Напрямую билеты уже не продаются, но в пакетах туруслуг перевозки «Трансаэро» указываются. Туркомпании, которые это делают, берут риски на себя», – заявил президент России.

Помочь перевезти пассажиров отмененных рейсов «Трансаэро» чиновники транспортного ведомства поручили «Аэрофлоту», но он готов взять на свои лайнеры далеко не всех пострадавших туристов. Пока подтверждено выполнение таких перевозок только между Москвой и аэропортами Хургада, Шарм-эль-Шейх и Пунта-Кана. Что делать купившим путевки в другие уголки мира – не ясно.

Де-факто личную гарантию исполнения обязательств рухнувшей авиакомпании предоставил министр транспорта России Максим Соколов: «Хочу заверить всех, кто имеет на руках билеты компании «Трансаэро», что ситуация абсолютно управляема, находится под полным контролем. И Минтранс, и Росавиация, и сама компания «Трансаэро», которая сейчас находится в операционном управлении группы компаний «Аэрофлот Российские линии», делают все, чтобы пассажиры, имеющие на руках билеты с вылетом до 15 декабря 2015 года, были перевезены. Тем, у кого билеты с датой вылета 15 декабря и позже, деньги будут возвращены через соответствующие агентства. А если агентства не смогут возместить, то через саму компанию «Трансаэро», – заявил глава транспортного ведомства журналистам во время «делового завтрака».

Пустые обязательства

Правда, вряд ли «Трансаэро» сможет выполнить эти требования – компания фактически уже является банкротом, а ее долги существенно превышают активы.

По утверждению «Библио-Глобус», за фрахтование чартерных рейсов она заплатила перевозчику 4,5 млрд рублей. Вернуть их туроператор в обозримом будущем вряд ли сможет – в случае признания авиакомпании банкротом он становится в общую очередь кредиторов. То есть только через, возможно, несколько лет туркомпания, следуя своим же заверениям, возместит хотя бы часть стоимости оплаченных путешественниками путевок.

Ускорить взыскание пострадавшие могут, подав иски против «Библио-Глобус», но их удовлетворение не принесет желаемого результата. Для крупных участников рынка (с оборотом свыше 250 млн рублей) финансовое обеспечение должно составлять не менее 12 процентов годовой выручки. По логике законодателей, усредненно оператор продает туры примерно на полтора месяца вперед. Однако ответственность «Библио-Глобус» застрахована всего на 30 млн рублей (!). Работать на рынке, имея столь низкое финансовое обеспечение, компании удалось, представив в Ростуризм отчет, согласно которому доход ООО «Туроператор Библио-Глобус» от выездного туризма в 2014 году составил менее 50 млн рублей. Тогда как на сайте компании указано, что за тот же период ее услугами воспользовалось 2,4 млн человек.

Экспертное мнение

Светлана Мержвинская, юрист Северо-Западного регионального отделения Российского Союза Туриндустрии

Если авиабилеты уже выписаны, обязанность перевезти пассажира лежит на авиакомпании. Отраслевой закон регулирует распределение обязательств по отдельным видам договоров между исполнителями. В данном случае авиабилет является договором перевозки пассажира. Когда туроператор признает невозможность исполнения договора, а точнее – использует свое право одностороннего отказа от исполнения договора, расчет и удержание фактически понесенных затрат не производятся.

Около 80 процентов агентств действуют от собственного имени, но по поручению туроператора. Турагент будет являться обязанным лицом, если не исполнит свои обязательства в рамках заключенного договора с потребителем. Так как не существует единообразного шаблона-договора с потребителем, то вполне вероятно, что в ряде случаев судебное решение будет не пользу агентства.

Просмотр всей ленты новостей: http://www.opengaz.ru/news

 

Добавить комментарий