Поиск на сайте

 

 

Уличенные в коррупционных нарушениях губернаторы, министры и судьи смогут избежать строгой ответственности.

За такие «малозначительные» проступки Министерство юстиции России предлагает лишь напоминать государственным служащим о необходимости соблюдать закон. Хотя и сейчас чиновникам всех уровней нередко удается избежать санкций.

Действующее законодательство предусматривает многочисленные ограничения и требования к поведению гражданских служащих. Такие меры призваны гарантировать качество работы сотрудников государственных органов и предупредить так называемый конфликт интересов, а также вовлечение чиновника в коммерческую или иную деятельность. 

Предупрежден – значит освобожден?

Большинство нарушений, допущенных государственными служащими, расцениваются как дисциплинарный проступок. По результатам служебной проверки и рассмотрения объяснений самого сотрудника руководитель органа (наниматель) может применить санкции в виде замечания, выговора или предупреждения о неполном должностном соответствии. При этом учитывается тяжесть совершенного деяния, степень вины, иные обстоятельства, также послужной список чиновника. Увольнение допускается за ряд самых опасных проступков, в том числе представление ложной декларации о доходах и имуществе, участие в предпринимательской деятельности, наличие счетов за границей и ряд иных нарушений.

В то же время для высших должностных лиц – министров, губернаторов, федеральных судей, членов Центральной избирательной комиссии, руководителей и аудиторов Счетной палаты РФ и ряда иных – наказание не дифференцировано: любой проступок влечет увольнение в связи с утратой доверия. Но на практике такие меры применяются только в случае возбуждения уголовного дела. Так, 28 июля Президент России освободил от должности губернатора Кировской области Никиту Белых, которому было предъявлено обвинение в получении взятки в особо крупном размере. Тогда как законодательство не определяет органа, уполномоченного рассматривать дела уличенных в не являющихся преступлениями проступках министров и глав регионов.

Подготовленный Минюстом законопроект предусматривает введение дисциплинарного взыскания в виде предупреждения. Оно может налагаться на государственных топ-менеджеров в случаях, если по результатам проведенной Управлением по вопросам противодействия коррупции Администрации Президента России служебной проверки будет сделан вывод «о малозначительности совершенного деяния (действий, бездействия), а также если данное лицо ранее не подвергалось дисциплинарному взысканию».

Решать вопрос о применении той или иной меры делегируется нанимателю – в отношении министров и губернаторов им является Президент России. «Казнить и миловать» служителей Фемиды поручается Высшей квалификационной коллегии судей, руководителей палат Федерального парламента и высших судебных инстанций – специальной совместной комиссии и так далее. «Законопроект подготовлен во исполнение Национального плана противодействия коррупции на 2016–2017 годы», – напоминают в юридическом ведомстве.

Оплачен и очень опасен

Судебная практика привлечения к ответственности за коррупционные проступки чиновников разного ранга свидетельствует о крайне субъективной оценке тяжести совершенных «слугами народа» деяний.

Так, инспектор Шереметьевской таможни Наталья Воробьева была уволена по подозрению в получении от пассажира «неизвестного предмета», который сотрудница «возможно, пересчитывала». По словам самой инспекторши, она дала личный платок девочке, у которой шла кровь, а ее мама потом его вернула. Ведомственная комиссия и суд не поверили в такую версию: «Истица, нарушив служебную дисциплину, покинула рабочее место и осуществила таможенный досмотр багажа граждан в месте, где она не должна была находиться, в ходе которого от неизвестных граждан что-то получила, произведя подсчет», – заключил Московский областной суд, подтверждая законность увольнения государственного служащего.

Вольнонаемная секретарь-машинистка Нижнекамской городской прокуратуры Республики Татарстан Калимуллина лишилась работы в связи с участием в бизнесе. Служебная проверка выявила несколько фактов передачи сотрудницей денег в долг под проценты с целью инвестирования. Причем в числе заемщиков оказался даже помощник прокурора города. Расценив такую деятельность как предпринимательскую, служащая была уволена в связи с утратой доверия.

Потерял такое доверие и заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Дмитрий Волков. Занимая столь ответственный пост, чиновник в течение пяти лет оставался совладельцем ООО «Росал-Плюс», а после выявления этого факта не смог своевременно представить объяснения. Оспаривая увольнение в суде, служащий утверждал, что давно подарил свою долю, заключив договор в простой письменной форме. Но поскольку необходимые изменения не были внесены в ЕГРЮЛ, служители Фемиды сочли эти доводы неубедительными и подтвердили законность увольнения. Более того, сокрытие данных о бизнесе в справке при назначении на должность суд квалифицировал как представление заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта.

Тогда как руководитель управления Росреестра по Ярославской области Наталья Бибикова отделалась предупреждением о неполном должностном соответствии. Формальным основанием для такого взыскания стало неправильное отражение в годовой декларации сведений об остатках на счетах в Сбербанке. Однако проверка проводилась в связи с публикацией в блогах под заголовком «Ярославское ноу-хау». В ней утверждалось, что сын чиновницы Павел Бибиков по бросовой цене на проведенном с нарушениями аукционе приобрел исторический особняк с земельным участком в центре Ярославля, а возглавляемое его мамой областное отделение Росреестра зарегистрировало такую сомнительную сделку всего за один день.

Налоговому инспектору из города Бузулук Оренбургской области был объявлен выговор. Конфликтом интересов руководство инспекции признало проведение сотрудником проверки мастерской, в которую он сдал в ремонт личный телевизор. Сам же инспектор объяснил такие действия служебной необходимостью – собственное имущество он использовал, чтобы выявить факт неприменения контрольно-кассовой техники. Но служители Фемиды согласились с выводами работодателя и подтвердили законность наложенного дисциплинарного взыскания.


Справка

В 2015 году за получение взяток в России было осуждено 1642 человека, дачу взятки – 5100. 


Мнение экспертов

Илья Шуманов, заместитель генерального директора «Transparency International Россия»
 
Предложенный Минюстом законопроект предусматривает дифференциацию ответственности для чиновников высшего ранга. В настоящее время любое коррупционное нарушение влечет их увольнение, тогда как служащие иных категорий могли отделаться выговором или замечанием.

Такие изменения позволят высшим должностным лицам избежать ответственности. Ведь дисциплинарная санкция в форме предупреждения Трудовым кодексом РФ не предусмотрена, и последствия его вынесения не понятны. С моей точки зрения, за любое нарушение чиновник должен нести ответственность, информация – вноситься в трудовую книжку и так далее. 

Кроме того, вводится очень субъективный критерий оценки значительности деяния. Комиссия, в которую входит наниматель государственного служащего, вправе самостоятельно решать вопрос о малозначительности совершенного проступка. Такой подход стимулирует появление «двойных стандартов» – тяжесть одного и того же деяния комиссия может толковать как в пользу чиновника, так и против него.

Вместе с тем законопроект Минюста впервые определяет, кто должен рассматривать дела высших должностных лиц. До сих пор этот вопрос не был урегулирован, что позволяло губернаторам и министрам избегать ответственности.

Антон Кудряков, член общественной наблюдательной комиссии Свердловской области

Сама по себе коррупция ни в каком виде не может быть «малозначительным» противоправным деянием, так как посягает на основы конституционного строя – безопасность государства, верховенство права и благополучие граждан. Поэтому коррупционные проявления даже в самой «малозначительной» форме должны влечь уголовную ответственность, которая не совместима с занятием чиновником своей должности. Смягчение ответственности за коррупционные проявления даст четкий сигнал чиновникам, что «по-маленькому» воровать можно.

На мой взгляд, действующее законодательство не эффективно в борьбе с коррупцией. Налагаемые на должностных лиц кратные штрафы настолько велики, что заработать эту сумму честным трудом практически невозможно. Это создает предпосылки для совершения осужденным новых преступлений экономического характера.

Просмотр всей ленты новостей: http://www.opengaz.ru/news

 

Добавить комментарий