Поиск на сайте

Минстрой России выступил с очередной новацией — обязать население платить за коммунальные услуги исключительно через специализированные информационно-расчетные центры. Но верят ли в ее эффективность поставщики ресурсов и представители профильных ведомств?
 

Расчетные центры как панацея от неплатежей

Как считают в министерстве, нововведение призвано улучшить платежную дисциплину в системе ЖКХ и позволит полностью искоренить проблему долгов управляющих организаций перед генераторами коммунальных ресурсов. Предполагается, что единые информационно-расчетные центры (ЕИРЦ) будут организовываться на уровне регионов. Данные новообразования будут аккумулировать на своих счетах все платежи от граждан, а расщеплять суммы на отдельные транзакции поставщикам предполагается на уровне банков, чтобы «живые» деньги не терялись на счетах управляющих компаний.

Как заявил представителям СМИ замглавы Минстроя Андрей Чибис, правительство выразило свою поддержку данному нововведению. Чиновник не исключает, что если ЕИРЦ будут обязательными, то положение о проведении всех платежей через эти организации станет одним из пунктов лицензии для УК и ТСЖ. Тем более, развивает мысль представитель Минстроя, что подобные центры и так уже созданы в трети российских регионов.

Очевидно, вдохновленные примером коллег, представители Минэнерго также пообещали подготовить к концу лета свои предложения по расщеплению платежей граждан.

«СП» поинтересовалась мнением различных экспертов относительно данной инициативы. Картина получилась довольно интересной: и противники, и сторонники нововведения не могут избавиться от опасений, что оно окажется не настолько эффективным, как это пока видится инициаторам.

«Это очень правильное направление деятельности, — считает Елена Николаева, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, зампред общероссийской общественной организации „Деловая Россия“, — Но его нужно регулировать, чтобы потом не возникало коллизий правовых с точки зрения: кому принадлежат приборы учета, насколько правильно сняты показания приборов учета, как стимулировать дистанционное снятие показаний с приборов учета и так далее. Надо описать правила, по которым должны работать эти центры. Чтобы были сбалансированы все интересы, чтобы эти центры несли ответственность, чтобы та нагрузка, которая ложится на функционирование этих центров, была не драматически велика для граждан».

И в первую очередь, продолжает эксперт, нужно прописать и снять те риски, о которых справедливо говорят ресурсоснабжающие организации. Ведь деньги, приходящие на эти информационные центры, могут там быть заморожены и отправлены не по назначению. А надо это законодательно запретить и четко регламентировать деятельность информационных расчетных центров: каким образом в течение суток платежи должны автоматически расщепляться.

Татьяна Вепрецкая, директор некоммерческого партнерства «Национальный Жилищный Конгресс», отмечает, что в организации уже существует 24 крупных расчетно-кассовых центра, занимающихся, в основном, информационной политикой в субъекте. Что весьма показательно, там, где их один, два и они частные, они развиваются, у них развиваются программные продукты. И они конкурируют между собой.

Так что если это будут частные расчетные центры, развивает она мысль, это будет полезно. Потому что частные расчетные центры, по крайней мере, придерживаются политики тех структур, которые заказали им услугу.

А если это будут бюрократические организации, это будет не на пользу системе. И не будет стимулов собирать деньги. «Если, например, губернатор или орган власти сказал — не начислять ОДН, то это так и происходит. Мы этого очень боимся, мы боимся монополии на информационно-расчетные центры», — конкретизирует эксперт. К тому же, добавляет Вепрецкая, не мешало бы и ввести для ЕИРЦ ответственность за то, на чем и как они считают.

«Да, если это будет монополия и „обязаловка“ для всех, — уверяет Андрей Лихачев, председатель совета директоров „Eurosibenergo PLC“, председатель совета директоров „Иркутскэнерго“, эксперт Открытого Правительства РФ, — цены за это расщепление снова вырастут через короткий промежуток времени. И мы опять все соберемся и будем говорить: что же делать для того, чтобы здесь снизить тариф или расценку эту в очередной раз?»

 

Наталья Невмержицкая, председатель правления некоммерческого партнерства «Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых компаний», обращает внимание на то, что ЕИРЦ, операторы коммерческого учета — это, по большому счету, инфраструктура.

«Делать эти организации действительно монополией, наверное, не следует, особенно учитывая, что рынок этих услуг уже и сейчас присутствует и развит, — выражает она свое мнение. — И мы на нашем опыте видим, что когда речь идет про коммерческие отношения с расчетно-кассовыми центрами, ситуация абсолютно всех устраивает. И качественно обеспечивается действие этого расчетно-кассового центра, и цена низкая (по сравнению с тем, что могут предложить расчетные центры, которые административным образом внедряются в систему отношений)».

Светлана Разворотнева, исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ-контроль», соглашается с коллегой:

— Да, коммерческие операторы делают это гораздо лучше. Но самая главная проблема лежит в сфере модернизации ЖКХ. Вот если бы кто-то взял флаг и начал, так сказать, комплексную модернизацию коммунальной инфраструктуры в Российской Федерации (прописав, в том числе, роль государства в этом процессе), а не только, как сейчас предлагает Минстрой, повесить этот процесс на инвесторов, было бы хорошо.

Однако Валерий Казейкин, зампред экспертного совета по жилищной политике и ЖКХ при профильном Комитете Госдумы РФ, подмечает, что называется, не в бровь, а в глаз:

— В настоящее время для модернизации ЖКХ у нас существует только один тип договоров — концессия. Потому что все остальное не совсем используется. Концессия есть в законе, но туда придет частник. Но с какого бодуна он туда придет? Законом ограничена прибыль от 8% до 12%. А кредиты сейчас дают под 18−24%. Свои деньги туда редко кто будет вкладывать.

Значит, с большой долей вероятности можно предположить, что в случае «принятия на вооружение» инициативы Минстроя осенью граждане станут свидетелями рождения еще одной административно-бюрократической структуры. Ее создание, естественно, будет обусловлено благородными целями — защитой граждан.

Но Андрей Лихачев задает риторический вопрос: а все эти меры, все эти единые расчетные центры, они на кого рассчитаны?

— Кого и от кого мы хотим защищать? Замечательная популистская фраза в преддверии выборов в Государственную Думу (которые, возможно, пройдут раньше): мы будем защищать граждан. Но граждане — понятие растяжимое. Среди них есть очень дисциплинированные, добропорядочные. И есть те, кто не платит. Каких и от каких граждан мы хотим защищать?

Если есть желание защищать всех граждан, продолжает он рассуждения, то будет происходить ровно то, что происходит сейчас. А дальше можно выдумывать любую схему. «Одни говорят: слушайте, раз вы не можете взыскать, дайте нам, мы хоть попробуем,— рассуждает эксперт. — Другие говорят: давайте какую-то общую систему, чтобы у всех было все одинаково, чтобы всем расщепили и всем недоплатили одинаково».

Но все это, уверен Лихачев, не приближает к главной цели — взиманию платежей. А для этого нужно всего лишь дать ответ на главный вопрос — что власть готова делать в отношении неплательщиков?

И очень похоже, что ответ на этот последний вопрос уже найден. Так, например, в подмосковном Орехово-Зуеве ответственные лица уже заявили, что готовы в ближайшее время отключать граждан-должников от услуги горячего водоснабжения. Кто следующий и что дальше?

Источник: СвободнаяПресса

Просмотр всей ленты новостей: http://www.opengaz.ru/news

 

Добавить комментарий