Поиск на сайте

Уже в 20-х числах мая начинаются экзамены у старшеклассников.

Что переживают дети накануне этого испытания? А как вести себя родителям со старшеклассниками-выпускниками в этот нелегкий период? Своими соображениями на эту тему поделились эксперты «МН».

- Какую модель поведения должны выбрать в эти дни родители старшеклассников, чтобы не навредить своему ребенку?

Евгений ЯМБУРГ: Все стрессы детей в этот нелегкий период на 80% связаны именно с неправильным поведением родителей. Не нужно устраивать сцен детям: «Вот ты не наберешь баллов, вот ты никем не станешь...» Эту гонку провоцируют сами родители. Был случай, когда девочка-старшеклассница, накрученная дома родителями, попыталась уйти из жизни, даже не дождавшись результатов экзаменов. А оказалось, что результаты были вполне сносными. Нужно создать вокруг ребенка благоприятную атмосферу, внушить ему, что на экзамене жизнь не заканчивается. Зачастую честолюбие родителей, их амбициозные планы создают опасную стрессовую ситуацию для детей. Надо понять, что не учебой единой жив ребенок. Вот мы сейчас у себя в школе репетируем капустник. Это мощнейшее переключение на другой вид деятельности. Дети не зациклены только на учебе. Они потные выходят с репетиций. Но я вижу их окрыленное состояние. Это и есть полнота бытия. Также родителям нужно понять, что любой экзамен - стресс. Без стресса нет прогресса. Другое дело, что бывает конструктивный стресс, а бывает деструктивный. Вот от последнего детей надо оберегать.

Александр ФЕДОРОВИЧ:  Признаки стресса могут быть очень серьезными: высокое артериальное давление, нарушение пищеварения, «медвежья болезнь», когда бегаешь в туалет слишком часто. Для родителей важно снять напряжение с себя, а потом с ребенка. Например, за чаем родители вспоминают, как они в свое время сдавали экзамены, как волновались, а потом выяснилось, что волновались напрасно. Родители внушают ребенку, что в принципе волнение - это нормально, это характерно для всех. Всем надо понимать, что чем спокойнее себя ведем, тем ситуация будет спокойнее, менее разрушительной. Хороший родитель тот, который ровно дышит. Ребенка следует убедить поговорить с друзьями. Как они? Как у них? Объединиться с ними, увидеть, что у всех похожая ситуация. Родителям нужно создать естественные, а не искусственные условия. Это не должно выглядеть так, что мы делаем в тебя вклад, за который ты, ребенок, должен теперь отчитаться. Просто родитель должен обеспечить ребенка всем: интернетом, учебниками, консультантами, если они нужны.

Анна ПОРТНОВА: Чем больше ребенок волнуется, тем хуже будут результаты. Замотивировать ребенка в эти считаные дни перед экзаменом трудно, надо было готовить ребенка на протяжении всего года. Родителям остается одно: создать спокойную обстановку независимо от того, что они думают о шансах ребенка. Надо пытаться говорить ребенку позитивные вещи, максимально успокоить его и не передавать ему свою тревогу. Ребенку и так хватало неприятностей, когда от кого-то из учителей слышал: «Если не сдашь, будешь дворником». Родители должны проследить, чтобы подросток выспался в ночь перед экзаменом. Лихорадочная зубрежка в последние часы непродуктивна. Не зря же говорят: «Перед смертью не надышишься». Максимально, что можно предложить ребенку, чтобы не волновался, - валерьянку, пустырник. Заботливая бабушка с феназепамом наготове может навредить. Сильные препараты могут затруднить мозговую деятельность. Главное для родителей - быть в тесном контакте с ребенком, которому полезно поделиться с ними всеми своими тревогами и сомнениями. Часто дети сами не понимают, что с ними происходит.

- Многие психологи советуют накануне экзаменов физические нагрузки. Согласитесь?

Евгений ЯМБУРГ: Если физические нагрузки не образ жизни, едва ли можно навязать их ребенку за несколько дней до экзаменов.

Александр ФЕДОРОВИЧ: Физическую нагрузку исключить. Бытовало мнение, что переключение с интеллектуальной нагрузки на физическую полезно. Это заблуждение. Вы сядете заниматься после 50 отжиманий? Это истощение, а истощение организма - враг концентрации внимания. Прогулки - да. Постоял на балконе, но не с сигаретой в зубах, а разрядил зрение, подышал воздухом. Полезна дыхательная гимнастика. Медленный вдох - задержка дыхания - медленный выдох. Измерить пульс. Дождаться, когда он выровняется. Родителям важно понимать, когда именно ребенок устал. Первый признак утомления, например, не когда язык у ребенка прилип к небу, а когда он пытается читать до точки предложение, а потом забывает, с чего начал... Неплохо будет съесть мороженое, например, с минимальным набором сахаров. Неплохо делать перерывы на водные процедуры, постоять под легким контрастным душем, полезно делать разминку типа ЛФК. Категорически нужно запретить ребенку крепкий чай, кофе, никаких энергетиков! Никаких социальных сетей! Отдых должен быть полным.

Также должен быть четкий режим потребления информации. Ориентир на определенный объем. И не более. Ближе к вечеру пробегать материал. Возможно, вместе с родителями. Задать контрольные вопросы.

Анна ПОРТНОВА: Выходы на улицу на свежий воздух могут легко заменить физические нагрузки.

- «Удача приходит в счастливые двери», - говорят японцы. Есть методики, как запрограммировать себя на позитив? Многие говорят, что полезна визуализация: когда ты представляешь, как сдаешь экзамен, как вытягиваешь счастливый билет и все у тебя получается... мысленно рисуешь картину победы...

Александр ФЕДОРОВИЧ:  Сама идея созидательной визуализации - это поиск некоей ресурсной системы. У подростка можно спросить: какой образ, воспоминание о каком-то человеке или пейзаж вызывает у него положительные эмоции? Эдакая коучинг-стратегия. Например, можно разложить на столе «билеты», обыграть момент экзамена. Ребенок сможет понять, в какой момент у него нарастает волнение. И в момент экзамена он сможет это нивелировать.

Анна ПОРТНОВА: Запрограммировать себя на успех ребенку сложно. Ведь в противном случае неудача может обернуться крахом всего в жизни для ребенка. Многие великие люди, кстати, не были отличниками, учились средне или даже плохо, но это никак не отразилось на их успешности в жизни. Важно, чтобы не опустилась самооценка. Важно на самом экзамене выглядеть уверенно, хорошо, не надо заходить в аудиторию с видом страдальца. Этим вызвать сострадание у экзаменаторов не удастся.

- Можно ли ударить по стрессу смехом? Малайзийские ученые установили, что смех не только продлевает жизнь, но и снимает стресс. Согласитесь? Дети в Малайзии по 9 дней проходят перед экзаменами спецкурс смехотерапии...

Александр ФЕДОРОВИЧ:   Я отношусь критически к таким вещам. Чему радоваться, когда ты еще ничего не сдал? Смешно дураку, что нос на боку? А если использовать аутотренинг, то здесь не все так просто, он требует навыка, а не просто фразы типа «Я - самая обаятельная и привлекательная»... Лучше чередование нагрузки и отдыха, организованный режим, правильный свет, правильный монитор и никакого фанатизма.

- Некоторые родители любят сравнивать своих детей друг с другом, приводить в пример брата или сестру, а то и соседских детей, которые «и на флейте играют, и на пятерки учатся, и маму не волнуют». Полезно ли это?

Александр ФЕДОРОВИЧ: Это неверная техника. Когда мы сравниваем, мы обесцениваем своего ребенка. И в конце концов он думает, что лучше дураком быть, чем слыть. Людей, которых такая техника простимулирует, гораздо меньше, чем тех, кому она навредит.

Анна ПОРТНОВА: Конечно, никогда не надо сравнивать ребенка с братом или сестрой. Никакого соперничества! Это тоже может привести к заниженной самооценке. 

Источник: © МИР НОВОСТЕЙ
Просмотр всей ленты новостей: http://www.opengaz.ru/news
 

Добавить комментарий