Поиск на сайте

15 июня умер выдающийся актер Алексей Баталов.

Он ушел в ночь на четверг, во сне, как, говорят, уходят только святые люди. Алексей

Баталов не был, конечно, святым. Но был и останется символом чистоты, красоты, нравственной опрятности, человеческой цельности. Под стать большинству сыгранных им героев.

Баталов был личностью, пишет«Российская газета». Его душевные качества, его убежденность и жизненные принципы магическим образом сообщались его персонажам, давали им масштаб, энергию и его неповторимое, баталовское обаяние. Владимир Меньшов, автор оскароносного фильма «Москва слезам не верит», вспоминал, как выбор именно этого актера перевернул всю задуманную концепцию роли и как Гоша из «хамоватого мужика, говорившего всем колкости и гадости», превратился в «рабочего интеллигента», в «аристократа золотые руки», способного установить свои правила в жизни героини - на правах мужчины. Пока вся Америка делала макияж под Мэрилин Монро, зрители Советского Союза сверяли по Баталову свое сердце, мысли, жизнь. Разница принципиальна. «Девять дней...» в кинотеатрах посмотрели около 25 млн. человек, по опросам журнала «Советский экран» Баталов был признан актером года. Но он был больше, чем кинозвездой - ему повезло воплотить то неуловимое, что называют национальной идеей («Аристократ золотые руки»).

«Труд» отмечает, что Баталов не был правильным советским человеком. Не состоял в партии, не был даже в комсомоле. В конце 70-х годов не стал читать по радио «Малую землю» Брежнева, отказался от чести играть на «Ленфильме» Ленина. Внук репрессированных в 1938 году дедушки и бабушки, он знал цену советским вождям, называл Сталина не иначе как сатрапом. Власть чувствовала, что он не до конца «свой», может, поэтому в его биографии не так много ролей. В последние десятилетия Алексей Баталов снимался редко. В годы махрового застоя играть партийных функционеров и колхозных активистов ему не хотелось. «В новом русском кино с культом бандитов и банкиров Баталов себя не видел». И этот символ советской киноэпохи не нажил каменных палат, а тем более круизных яхт и крутой недвижимости на Лазурном Берегу. Его скромная дачка в Переделкино напоминает скорее охотничий домик. Да и за эту землю ему пришлось судиться до самой смерти с бизнесменом-хапугой.

Актер долгие годы преподавал актерское мастерство во ВГИКе, был секретарем правления Союза кинематографистов и президентом «Ники», писал сценарии и книги, выступил в качестве режиссера трех фильмов. В кино сыграл более пяти десятков ролей пишет «Независимая газета». В том числе, звездную, как сейчас говорят, в фильме «Летят журавли». Картина Михаила Калатозова, снятая в 1957 году, до сих пор остается одним из самых выдающихся произведений советского, да и мирового кино – и все еще единственным фильмом на русском языке, получившим «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Военная лента, существующая вне времени и географии, говорящая со зрителем на универсальном киноязыке. Герои в исполнении Татьяны Самойловой и Алексея Баталова молчаливы, но их молчание, иллюстрированное невесомой, будто парящей камерой, взмывающей ввысь в самых кульминационных моментах, к тем самым летящим журавлям, заявляет о величине актерского дарования громче любых произнесенных вслух слов («Герой без упрека»).

«Московский комсомолец» вспоминает Баталова не только как талантливого актера, каждая роль которого становилась символом, но и как режиссера, педагога и мемуариста. По словам киноведа Кирилла Разлогова, его режиссерские работы классичны и академичны в хорошем смысле слова, они давали возможность раскрыться актерским дарованиям. «Если говорить об историческом значении — да, им иногда не хватает остроты, полемичности, того, на что обычно обращают внимание. Но что касается культуры режиссуры как профессии, то здесь Баталов безупречен», - говорит киновед. Преподаватель актерского факультета ВГИКа Владимир Грамматиков описывает Баталова-педагога как высокоинтеллигентного человека, крайне доброжелательного со всеми: «Один его голос чего стоит! Бархатный». Кроме того, Баталов — блестящий, весьма тонкий мемуарист, что чувствуется по фразам из его книг «Судьба и ремесло» (1984 год) и «Сундук артиста» (2016 год) («Дорогой наш человек»).

Источник: © "Заголовки.ru"
Просмотр всей ленты новостей: http://www.opengaz.ru/news
 

Добавить комментарий