Поиск на сайте

Знаете, за сколько Алексей Мордашов, один из богатейших олигархов России (№5 в российском списке Forbes-2022) получил контроль над 77% акций Череповецкого металлургического комбината, ныне – «Северстали»

За 76 тыс рублей. Именно столько, около $70 по тем временам (на дворе был 1992 год), внес молодой 28-летний предприниматель Алексей Мордашов в уставный капитал «Северсталь-Инвеста», компании, на которую в дальнейшем был приватизирован комбинат. Еще 24% были оформлены на сам ЧМК в лице подписавшего устав «Северсталь-Инвеста» генерального директора Юрия Липухина.

Вскоре Мордашов становится генеральным директором ЧМК, а Липухин – председателем Совета директоров. Объявленные Западом санкции против «аполитичного» Мордашова («жить в обществе и быть свободным от общества нельзя») и его компаний привели к тому, что в 2022 году его состояние уменьшилось до $13 млрд (в прошлом году – №48 мирового рейтинга богачей, в этом году – №138). Однако он по-прежнему считает, что
а) с государством можно разговаривать на равных (одно из последних подтверждений – прошлогодняя пикировка с правительством о налоговой нагрузке на металлургов),
б) любые проблемы, в т.ч. санкционные, можно решить через коммерческо-коррупционные схемы.

По пунктам, сначала пункт первый (второй пункт – сенсация). В прошлом году общим местом было говорить о смешной фискальной нагрузке на металлургическую и горнодобывающую отрасли. И действительно, в последние годы уровень налоговой нагрузки в металлургической и горнорудной сферах составлял 22%, тогда как в могущественном банковском секторе – 27%, в газовой сфере – 63%, а в нефтянке – все 79%.
В абсолютных цифрах поступления в бюджет от «Газпрома» вместе с «Газпром нефтью» в 2020 году составили 1,4 трлн рублей, от НЛМК – 21 млрд, «Норильского никеля» – 14 млрд, а «Северстали» – всего 10 млрд рублей.

Чувствуете разницу?

В 2021 году, по оценкам депутата ГД Михаила Делягина, цена на арматуру выросла по сравнению с декабрем 2019 года на 52%, на горячекатаную сталь – на 64%, на стройматериалы – суммарно на 20%, не говоря уже о возросшей экспортной выручке металлургов. Их маржа взошла как на дрожжах: в 1 квартале 2021 года EBITDA (отношение прибыли до уплаты налогов, процентов и амортизации к выручке) у «ММК» увеличилась на 33% у «НЛМК» – на 41%, у «Северстали» – на 52%.

Но стоило правительству заикнуться об увеличении налоговой нагрузки (в тот период цены на нефть, если помните, просели, и бюджет испытывал определенные трудности), как металлурги обвинили кабмин чуть ли не в рэкете с рейдерством.

Неуважительная полемика, не находите?

В начале марта после введения ЕС санкций Мордашов тут же фактически открестился от своей страны:

«Я далек от политики и всю жизнь создавал экономическую ценность для компаний, в которых я работал в России и за рубежом. Абсолютно не имею никакого отношения к возникновению нынешней геополитической напряженности. Не понимаю, почему в отношении введены санкции… Не понимаю, как санкции в отношении меня будут способствовать урегулированию конфликта на Украине».

Если бы Мордашов оказался хоть чуть-чуть патриотом, он бы перерегистрировал свои (на самом деле – народные) активы из офшоров в тех же специальных административных районах в Калининградской области и на острове Русский. Но все осталось как есть.

Что до ЕС, то покаянные слова не подействовали. Больше того, все новые санкции против Мордашова и его компаний были введены и другими юрисдикциями, распространившись не только на мордашовские активы, но и на членов его семьи.

И тут Мордашов вместе с заокеанскими консультантами находит выход. Как недавно сообщил WSJ, одно из предложений предполагает реструктуризацию прав собственности в санкционных «Северстали» и Nord Gold. Предложение направлено на то, чтобы сохранить права Мордашова в долгосрочной перспективе путем помещения половины его долей в санкционных компаниях опять же в офшорный траст, находящийся под управлением независимых попечителей, до тех пор, пока санкции не будут сняты.

Еще раз: до тех пор, пока санкции не будут сняты. Затем Мордашов разместит другую половину пакетов акций в фонде, который будет направлять прибыль в ООН. О каких именно усилиях ООН идет речь, не сообщается. После снятия санкций и получения $1 млрд(!) от фонда ООН, поддерживаемого Мордашовым, контроль над этими пакетами акций вернется к олигарху. Полагаю, что $1 млрд от фонда ООН – переговорная замануха, от которой Мордашов, без сомнения, откажется.
После снятия санкций. Красиво, да?

То есть контроль над стратегическим российским активом, приобретённым за бесценок и принесшим баснословное состояние одному человеку при минимальных поступлениях от этого актива в казну, фактически, переходит к американцам.

WSJ пишет, что «готовность США и союзных правительств рассмотреть такие предложения от Мордашова и других олигархов не является однозначной», как бы намекая, что ситуация отнюдь не безнадежна. Подтверждение – «Русал», ныне контролируемый американским Советом директоров и спокойно продолжающий свою работу.
И знаете, что? Американцы, вероятно, согласятся, поставив непременным условием финансовое и организационное содействие Мордашова смене власти в России. В дальнейшем Мордашова кинут – Roma traditoribus non premia («Рим предателям не платит») – но для России это в любом случае будут гарантированные внутренние потрясения, взращенные как в 1917-м, своими же коллаборационистами.

Уважаемая власть, пресечь такое скотство несложно. Достаточно взять под госконтроль (национализировать) «Северсталь» и другие олигархические компании. Иначе доиграемся.

Мнение автора может не совпадать с мнением Редакции.

Источник: © Оsnmedia.ru 

 

Добавить комментарий