Поиск на сайте

Конституционный суд РФ проверил нормы регионального закона о мерах социальной поддержки на соответствие Конституции РФ.

Поводом стала жалоба сельской воспитательницы, которой перестали предоставлять льготы из-за повышения общего пенсионного возраста.

Согласно материалам дела, жительница села Венгерово Новосибирской области Татьяна Мельникова с 1991 по 2019 год работала воспитательницей в детском саду. В 2018 году ей как педагогическому работнику с выработкой стажа в 25 лет была досрочно назначена страховая пенсия по старости. При этом вплоть до января 2020 года Мельниковой выплачивали компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании регионального закона о мерах социальной поддержки работников образования, проживающих и работающих в сельской местности.

Однако с 2020 года заявительнице перестали предоставлять данные льготы, ссылаясь на положения того же закона. Такую позицию местный орган соцзащиты обосновывал тем, что на момент увольнения Мельникова не достигла общеустановленного на 31 декабря 2018 года возраста, дающего право на страховую пенсию по старости на общих основаниях, — 55 лет.

Тогда заявительница обратилась в Венгеровский районный суд Новосибирской области, который частично удовлетворил ее исковые требования, признав за Мельниковой право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Вышестоящие инстанции, напротив, встали на сторону соцзащиты. Так, Новосибирский областной суд отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении требований заявительницы. Апелляция обосновывала это тем, что из действующего законодательства не вытекает необходимость сохранения за пенсионерами из числа педагогических работников права на такие меры поддержки в случае досрочного назначения им страховой пенсии по старости. Восьмой кассационный суд общей юрисдикции согласился с такой позицией.

После поражения в судах общей юрисдикции Мельникова обратилась в КС. Заявительница считала, что такие решения привели к снижению уровня ее социальной защищенности, а примененное судами положение регионального закона противоречит Конституции РФ.

В своем решении КС напомнил, что жилищно-коммунальные льготы педагогическим работникам из сельской местности начали предоставляться еще в 1982 году как элемент политики стимулирования притока квалифицированных кадров. При этом законодатель Новосибирской области, принимая оспариваемый региональный закон, не только установил для таких лиц меры социальной поддержки, но и предусмотрел сохранение за ними соответствующих льгот после ухода на пенсию.

Затем в 2018 году в связи с повышением в стране общего пенсионного возраста в данный закон были внесены изменения, уточняющие критерии отнесения граждан к категории получателей предусмотренных мер социальной поддержки. И эти изменения, как отметил КС, были направлены как раз на сохранение прежних условий предоставления указанным лицам соответствующих льгот. Сейчас, в соответствии с нормами оспариваемого закона, право на эти меры социальной поддержки связывается с возникновением у сельских педагогических работников права на страховую пенсию по старости безотносительно к основанию, по которому они ее получили.

В итоге КС пришел к выводу, что органы соцзащиты и суды неверно истолковали положения регионального закона о мерах социальной поддержки, что ограничило права заявительницы на получение соответствующих льгот. На основании этого решения по делу Мельниковой должны быть пересмотрены.

Источник: © LEGAL.REPORT  

Добавить комментарий