Поиск на сайте

Законодатели гарантировали малому бизнесу налоговые и проверочные «каникулы».

В ближайшее время планируется ввести и мораторий на повышение налогов. Но такие меры могут привести к новым конфликтам, а также злоупотреблениям как со стороны предпринимателей, так и надзорных органов.

Проверочный мораторий будет действовать до конца 2018 год. Он исключает плановые проверки малых предприятий, которые в течение последних трех лет не допускали грубых нарушений. А вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели 67 регионов вправе воспользоваться налоговыми «каникулами».

Стабильность – признак беспокойства

Внесенный в Госдуму законопроект защищает субъекты малого и среднего предпринимательства от повышения фискальной нагрузки. Одна норма предлагаемых поправок запрещает принятие законов, устанавливающих новые виды налогов или увеличивающих размеры налоговых платежей и социальных взносов для малого бизнеса. Другая де-факто допускает изменение налогового законодательства, но если «оно создает менее благоприятные условия» для субъектов малого предпринимательства, то в течение первых четырех лет своей деятельности они платят налоги в порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

На самом деле эта норма заимствована из закона о государственной поддержке малого бизнеса, который действовал с 1995 по 2005 год. Но на практике она привела только к многочисленным спорам и конфликтам с фискальными органами: фактически они должны были игнорировать новые законы, повышающие или вводящими новые налоги. Служители Фемиды неоднозначно оценивали конкуренцию нормы о «налоговом моратории» и новых законов. В частности, арбитражный суд признал правомерным взимание введенного в 1998 году налога с продаж, так как он заменял сразу шестнадцать местных налогов и сборов (в том числе на нужды образовательных учреждений, за право торговли, с владельцев собак, за выдачу ордера на квартиру, парковку автомобилей, за проведение местных аукционов и лотерей, участие в бегах на ипподромах, уборку территорий, проведение киносъемок и ряд других). Поэтому малому бизнесу не удавалось доказать факт ухудшения своего финансового положения в результате изменения налоговой системы. «Ни один из законов, устанавливающих налог с 
продаж, незаконным, неконституционным в установленном порядке признан не был, следовательно, основания для их неприменения отсутствуют», – констатировали суды.

Аналогичные споры могут разгореться и в случае принятия предложенного законопроекта. Ведь во многих случаях даже изменение ставок автоматически не влечет повышения нагрузки. Например, введение регрессивной или прогрессивной шкалы в зависимости от ситуации может привести как к увеличению, так и снижению размера уплачиваемых налогов. Кроме того, базовые суммы для специальных налоговых режимов (ЕНВД, патентная система и другие) ежегодно индексируются пропорционально инфляции – в абсолютном исчислении налоги возрастают, в относительном – остаются на том же уровне.

Формальное обновление

Также никто не запрещает законодателям отменить введенную норму о налоговом «моратории». Так, в частности, было сделано в том же 1998 году с введением единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Но в этом случае Конституционный суд России указал на недопустимость придания новым правилам обратной силы, гарантировав ранее зарегистрированным субъектам право платить налоги «по старому»: «Подобное истолкование указанного положения обусловлено конституционно-правовым режимом стабильных условий хозяйствования», – заключила высшая инстанция.

Не исключены и злоупотребления со стороны самих участников рынка. Ведь никто не запрещает владельцам бизнеса зарегистрировать новое юридическое лицо и перевести на него деятельность действующей организации. Формально это будет уже новый субъект, который четыре года вправе пользоваться «налоговым мораторием».

Инспектор – entrance is closed

Уже действующий с 1 января закон призван ограничить «кошмаривание» малого бизнеса. В плановом порядке с 2016 по 2018 год проверки можно проводить, только если в течение предыдущих трех лет компания уличалась в грубых нарушениях.

Между тем критерии грубых проступков определены только в отношении нарушений лицензионных условий. В иных случаях плановые инспекции надзорные органы вправе проводить в компаниях, деятельность которых была в административном порядке приостановлена или руководитель дисквалифицирован. Такие меры применяются крайне редко и, чаще всего, за серьезные нарушения санитарных правил, регистрацию «подставных» фирм и ущемление трудовых прав.

Вместе с тем государство фактически признает, что даже самые законопослушные малые предприятия могут попасть в план проверок, хотя он проверяется вышестоящими органами и согласуется с прокуратурой. Попавшим по ошибке нужно доказать, что они имеют право на применение «моратория», – к соответствующему заявлению требуется приложить подтверждающие статус субъекта малого предпринимателя документы (о выручке, среднесписочной численности и так далее). А надзорный орган вправе отказать в исключении компании из числа проверяемых.

Более того, никто не ограничивает проведение внеплановых инспекций. Налоговики, санитарная, антимонопольная и миграционная служба, пожарники и почти сорок иных ведомств могут проверять без предупреждений, санкции прокуратуры и даже предъявления каких-либо мотивированных оснований для вторжения.


Справка

В сводный план на 2016 год включено 364 тысячи проверок. Еще 293 тысячи ревизий, запланированных надзорными органами, были отклонены в процессе согласования с прокуратурой.

Ежегодно суды общей юрисдикции рассматривают 260 тысяч дел об административных правонарушениях против юридических лиц, 186 тысяч признаются виновными. Арбитражи разрешают 134 тысячи административных дел, подтверждая правонарушения в 90 тысячах случаев. В 2014 году служители Фемиды приостановили деятельность 27 тысяч организаций, 2,1 тысяча их руководителей были дисквалифицированы.


Мнение экспертов

Дарья Розенберг, корпоративный юрист «Объединенной Консалтинговой Группы»
 
Инициатива по снижению налогового бремени может благоприятно повлиять, прежде всего, на принятие бизнесом решений по участию в инвестиционных, долгосрочных проектах, оформлению кредитов (особенно это касается регионов), привлечению дополнительного числа работников. Кроме того, подобная мера окажет некий «успокоительный» эффект: какой-то период времени бизнес не будут трогать в этой сфере, менять устоявшиеся «правила игры». 

Однако все не так безоблачно. В предыдущие годы налоговая нагрузка имела тенденцию к усилению. Последние «новшества» – исчисление налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости и повышение ставок некоторых акцизов, а также введение новых местных сборов (в том числе торгового сбора в Москве) и так далее. Таким образом, новый закон фиксирует статус-кво. Но прогнозировать, что же будет по истечении этих четырёх лет, пока представить трудно. 

Способ налогообложения не является единственным фактором, который бы повлиял на возможность оценки финансового состояния организации. В данном случае речь не о том, что такие законы будут приняты, а оценивать их предпринимателю придется уже постфактум, доказывая пагубный эффект нового нормативного регулирования. Законопроект предусматривает, что в предлагаемый период в отношении данной категории бизнес-сообщества не должны вводиться дополнительные налоги и сборы, ухудшаться условия уже существующих (например, увеличиваться ставки по тому или иному налогу). И, хочется верить, не будет усиления ответственности в этой сфере. 

Андрей Корницкий, руководитель проектов Адвокатского бюро «S&K Вертикаль»

Новый законопроект имел благую цель – обеспечить поддержку субъектам малого предпринимательства в условиях экономического кризиса.

Однако содержание законопроекта, к сожалению, вызывает целый ряд вопросов. Например, что понимать под увеличением размера налоговых платежей и ухудшением финансового положения налогоплательщика в данном случае? Также не ясно понятие «создание менее благоприятных условий для субъектов малого предпринимательства», которое допускает достаточно широкое толкование.

Кроме того, предусмотренный законопроектом четырехлетний мораторий на изменение порядка налогообложения может спровоцировать фиктивное создание новых организаций на базе существующих юридических лиц с целью воспользоваться преференцией. В этом случае цель данной законодательной инициативы вряд ли будет достигнута.

Просмотр всей ленты новостей: http://www.opengaz.ru/news\
 

 

Добавить комментарий