Поиск на сайте

Госдума разворачивает наступление на депутатские свободы под предлогом повышения качества законотворческой работы.

Народным избранникам прямым текстом заявили, что они «не партизанский отряд».

В Госдуме намерены поставить заслон на пути законодательного «спама» и утихомирить депутатов-«троллей», предлагающих то запретить хождение в стране иностранной валюты, то перекрасить Кремль в белый цвет. Именно против таких инициатив и направлены изменения думского регламента, ужесточающие правила по внесению и доработке законопроектов, которые депутаты Госдумы одобрили в пятницу.

© Фото с сайта duma.gov.ru

На первый взгляд, поправки, подготовленные специальной рабочей группой под руководством первого вице-спикера Госдумы от КПРФ Ивана Мельникова, выглядят техническими и незначительными. Именно так их и представила депутатам глава комитета Госдумы по регламенту Ольга Савастьянова. Среди явных нововведений она указала лишь на норму регламента, устанавливающую срок для доработки законопроектов, возвращенных по каким-либо причинам их авторам. Сейчас депутаты могут переписывать отвергнутые проекты все пять лет, пока не закончатся их полномочия. Новый регламент устанавливает конкретный срок в 30 дней, по истечении которого депутат уже не сможет внести заново видоизмененный законопроект, пояснила Савастьянова.

Больше ни одного дополнительного условия или требования, которые бы «усложняли или ограничивали право субъекта законодательной инициативы» в предлагаемых нормах нет, заверила депутат.

Депутатов беспокоят странные имена

Между тем, наряду с этим новшеством среди одобренных поправок в регламент выделяется норма, разрешающая думским комитетам возвращать без разрешения Совета Госдумы депутатам и другим субъектам законодательной инициативы законопроекты, которые не соответствуют Конституции или нормам регламента. Например, в том случае, когда предлагаемый законопроект требует заключения или отзыва из правительства.

По действующему регламенту, комитет решает вопрос о соответствии вносимого проекта необходимым требованиям с учетом мнения правового управления Госдумы, но главная роль отводится все-таки Совету Госдумы. Теперь же на рассмотрение Совета вопрос будет выноситься только, если «он вызвал дискуссию или споры на заседании комитета», пояснял ранее Иван Мельников. Севастьянова уточнила, что в спорных случаях комитет будет незамедлительно информировать Совет Госдумы, при этом она добавила, что предлагаемые поправки в регламент были согласованы со всеми фракциями.

Несмотря на это, у отдельных депутатов нашлось немало возражений. Так, «эсер» Галина Хованская заметила, что депутаты часто не могут год получить из правительства отзыв на свой законопроект. Как правило, отзыв и заключение правительства требуется на законопроекты, касающиеся бюджетных расходов или поправок в уголовное законодательство. Выходит, что промедление чиновников теперь лишит депутатов шанса «перевнести» свой законопроект?

Коммунист Владимир Бортко заподозрил, что депутатов пытаются вогнать в некие рамки и ограничить их свободы. «Может, я наивно полагал, что депутат является основным субъектом законотворческой деятельности? Теперь же законопроекты должны проходить некую инстанцию, фильтр. Зачем это нужно?», — выразил недоумение депутат.

Конец «бешеного принтера»

Расширение полномочий комитетов вызвало сомнения и у лидера ЛДПР Владимира Жириновского. «Депутат наделен правом законодательной инициативы по Конституции, и комитет не вправе «зарубать» его инициативу. А что будет, если кто-то опротестует решение комитета? Ведь эксперты они такие — напишут заключение, а потом приходится его отменять», — заметил лидер ЛДПР.

Однако в защиту поправок внезапно выступила «тяжелая артиллерия» в лице не только спикера Госдумы Вячеслава Володина, но и представителей президента и правительства, которые, сидя в своей ложе, редко вмешиваются в споры депутатов. «Никто не вправе ограничивать депутата в его законодательной инициативе. Права депутата защищены Конституцией, мы должны это понимать», — заверил Володин. Полпред президента в Госдуме Гарри Минх и вовсе сказал, что депутаты — это «не партизанский отряд и должны точно соблюдать требования Конституции и действующего законодательства». «И если конституция требует заключения правительства, то мы на это должны обращать внимание», — строго сказал Минх. Он также предложил народным избранникам не относиться к думским комитетам как к какой-то «внешней структуре». «Комитет — это коллектив депутатов, который обладает таким же базовым статусом», — заметил Минх.

Поправки в регламент поддержал и полпред правительства в Госдуме Александр Синенко, который сравнил процедуру внесения законопроектов в парламент с подачей иска в суд. «Не заплатил пошлину — иск не приняли», — аргументировал свою позицию чиновник, указав на важность соблюдения «порядка реализации любого права как гарантии его реализации».

Россия — не место для собраний

Настоящие же «фильтры» на пути законопроектов в Думу еще не введены, но ждать осталось недолго, дали понять в Госдуме. Рабочая группа уже подготовила предложения, касающиеся согласования разработанных законопроектов с фракциями, а если инициатива поступает из региона, то с Советом законодателей. Как ожидается, соответствующие поправки будут приняты в думский регламент уже в ближайшее время.

Хотя Володин утверждает, что и в данном случае ни о каких «фильтрах» говорить не стоит. «Фильтров» не существует, но если депутат хочет, чтобы за его инициативу проголосовала его же фракция, то, соответственно, с фракцией он это обсуждает. Но, опять-таки, он вправе вносить эту инициативу», — заявил спикер Госдумы.

То же самое, по его словам, касается законопроектов, разрабатываемых региональными заксобраниями. «Если регион свою инициативу продвигает и хочет поддержки Совета законодателей, чтобы другие регионы поддержали, значит, он обращается в Совет. Но в любом случае он свою инициативу может вносить, даже если Совет ему скажет, что поддерживать не будет», — сказал Володин.

Так что теперь, если депутаты предложат, например, отменить «антиэкстремистскую» ст. 282 УК или выдать деньги из бюджета на поддержку отечественных сыроваров, их законопроекты могут быть заблокированы уже на стадии получения отзыва из правительства и Верховного суда, не говоря уже о необходимости заручиться поддержкой со стороны парламентского большинства.

Источник: © Росбалт.RU
Просмотр всей ленты новостей: http://www.opengaz.ru/news
 

Добавить комментарий