Почему больницы Ставрополья глухи к мнению своих пациентов?
Ученые Ставропольского медицинского университета (СтГМУ) провели мониторинг сайтов лечебных учреждений края. Работу организовали на кафедре «Организация здравоохранения, экономика и социальная работа», которую возглавляет профессор Валентина Муравьева, до недавнего времени работавшая ректором университета.
Еще в октябре 2013 года Минздрав России издал приказ №810, который предписывает создать в регионах систему независимой оценки качества медицинских услуг. Такой оценкой вправе заниматься все, кроме чиновников, – ученые и эксперты, общественные советы и страховые компании, да и просто сами граждане.
Одно из приложений к этому приказу касается сайтов: в нем перечислена та информация, которая обязательно должна быть на интернет-страничке любого медицинского учреждения. И вот ученые СтГМУ решили эти требования воплотить в жизнь, детально проанализировав сайты восьми десятков государственных больниц, диспансеров, поликлиник, роддомов Ставрополья.
Вот какие самые слабые места обнаружились. Две трети проверенных учреждений не сообщают пациентам о своей транспортной доступности (каким видом транспорта можно добраться), особенно в Невинномысске, Ессентуках, Кисловодске.
Только половина организаций разместили информацию о перечне льготных лекарственных препаратов, которые обязаны здесь предоставлять.
Менее половины сайтов содержат информацию о страховых организациях, работающих с конкретным медучреждением по программе обязательного медстрахования (ОМС).
Боятся медики и обратной связи: лишь половина сайтов дает пациентам возможность оставить отзыв о качестве полученных услуг или личное мнение о враче. Также на половине сайтов отсутствует даже возможность оставить простое обращение on-line (бывает, что такой раздел есть, но он просто неактивен).
На каждом третьем сайте отсутствует информация, полезная для самих медиков, а именно о наличии вакансий. На каждом четвертом сайте нет сведений о медработниках (фамилии, уровень образования и квалификации), а также о графике личного приема главврачом.
Каждый третий сайт не предоставляет возможность предварительной записи на прием (консультацию или обследование) по телефону или on-line. Бывает, что такой раздел хоть и присутствует, но не работает. Либо нет подробной, пошаговой инструкции (или хотя бы кратких разъяснений), как записаться к врачу через интернет. А ведь это бывает порой так важно для пожилых пациентов, которые с интернетом не в ладах.
Иные сайты, хоть формально и удовлетворяют критериям Минздрава, все равно неудобны для пользования. Например, чтобы получить доступ к расписанию (графику) приема врачей, его нужно сначала скачать на компьютер, а уж потом открыть.
Очень важен, конечно, и сам дизайн. Пример – это сайт Петровской ЦРБ (crb.petradm.ru [3]) с мрачной цветовой гаммой и простеньким дизайном (хотя объем и актуальность информации соответствуют требованиям Минздрава).
Приятными примерами, отмечают исследователи университета, стали сайты Пятигорской городской больницы (cgbp.ru [4]), Новоалександровской ЦРБ (novoalexcrb.ru [5]), Ставропольской консультативно-диагностической поликлиники (stavkdp.ru [6]). График яркий, дизайн приятный, интуитивный интерфейс (то есть без подсказок понятно, какую информацию и где можно найти).
Теперь такой мониторинг медицинских сайтов на Ставрополье станет регулярным.