У жителя станицы Новотроицкой самая большая коллекция самоваров на юге России
Сергей Брежнев утверждает, что у него самая большая коллекция самоваров на юге России – 152.
У одного коллекционера из Пятигорска - 80 самоваров, у жителя Ставрополя - 40, у сочинца – 50. Самая большая коллекция у одного краснодарца – 100 штук. Вот он-то, прознав, что в станице Новотроицкой живет парень, у которого больше самоваров, чем у него, приехал глянуть на соперника. Вынужден был признать, что Сергей Брежнев перещеголял его. Тут же предложил выкупить коллекцию целиком за большие деньги. А краснодарец этот весьма состоятельный человек. У него даже забор вокруг особняка выложен камнем от старинной крепости, во дворе корабельные пушки, со дна Черного моря поднятые.
- Нет, не продам, - сказал Сергей, - я ее не для наживы собирал, для души.
Сергей Брежнев переехал в станицу Новотроицкую в 93-м году из Гудермеса. Там у них был свой дом, где жили большой семьей.
- Корни у нас кубанские, и по казачьей традиции старики жили вместе с молодыми. Теперь я понимаю, насколько это правильно и мудро! Сколько интересных историй из жизни нашей семьи узнал я от бабушки Ксени! Она рассказывала мне их, когда мы пили чай из большого старинного самовара. А было у нас их три, - вспоминает Сергей.
Он спрашивал у бабушки: зачем ей три самовара?
- У каждого самовара, внучек, своя история. Вот этот мне в наследство от родителей достался, этот подарили на свадьбу, а это – подарок дяди на 16-летие. Каждый самовар хорош по-своему и дорог.
Бабушка рассказывала, как ходили они из станицы Вознесеновской пешком на базар в Армавир. В дорогу брали самовар. Когда уже совсем притомятся, садились на травке, разводили самоварчик. После горячего чайку усталость как рукой снимало. А там уж и до Армавира недалече…
- Самовар с детских лет стал для меня символом домашнего уюта. Это память об ушедших дорогих людях, это история рода, да и страны в целом. Это же часть русской культуры. Потому я и стал собирать эту коллекцию. Начало ей положили три бабушкиных самовара.
У Сергея есть еще один фамильный самовар, подаренный родственницей из станицы Тихорецкой. Он достался от прадеда. Человеком тот был не-ординарным. Ездил на Урал за строевым лесом, которым успешно торговал в безлесных кубанских степях. Но думал не только о своем благе. Из каждой поездки привозил саженцы сосны, высаживал потом вокруг станицы, чтоб была красота и польза для всех.
А самовар этот был один-единственный на всю улицу. Прадед давал его всем, кто попросит. Однажды пузатого красавца помяли в драке не в меру разгулявшиеся соседи. Грозился больше никому не давать. Но потом передумал. Ну как откажешь, когда общество просит?
- Я, глядя на эти самовары, жизнь свою вспоминаю, - говорила Сергею бабушка Ксеня.
- А я, глядя на свои самовары, представляю, через сколько рук они прошли, что за люди пили из них чай, какие судьбы за этим железом сокрыты, – размышляет Сергей. - И это не только игра воображения. За некоторыми экземплярами моей коллекции – конкретные жизненные истории.
Сергей показывает мне большой старинный самовар. Он добыл его совсем недавно. Ехал из Архыза на своей машине через станицу Исправную, что в Карачаево-Черкесии. Как раз был праздник Покрова Пресвятой Богородицы. День выдался хороший. Старики вышли посидеть, погутарить на лавочках. Он не преминул остановиться у одной хатки.
- А нет ли у вас самоваров старинных? Куплю за хорошие деньги.
- У меня на потолке есть самовар, - сказал один дедушка, - да жалко продавать. Ну, поехали посмотрим.
А по дороге рассказал удивительную историю своей жизни.
Сам он из блокадного Ленинграда. Но не знает ни улицы, где жил, ни своей фамилии. Помнит только, что звали его Валентином и что забрали его из дому от мертвой мамы какие-то люди. Посадили вместе с такими же, как он, бедолагами в поезд и повезли в неведомые края. Так он оказался среди нескольких сотен ленинградских детей в Карачаево-Черкесии.
Малышей тогда забирали в свои семьи и черкесы, и русские. Он попал в станицу Исправную в большую русскую семью, где уже было пятеро детей. Одним из ярких воспоминаний новой жизни был большой самовар, из которого изголодавшемуся мальчонке наливали душистый чай. Такого вкусного чаю он больше никогда в своей жизни не пил.
Приемные родители записали его в сельсоветовскую книгу под своей фамилией. Когда ленинградских детей после войны попытались вывезти назад, многие люди прятали их в подвалах, не хотели расставаться. И его приемные родители сказали, что он им родной.
Так и остался ленинградский мальчик Валентин в станице Исправной. Окончил здесь школу, после армии работал в колхозе шофером, женился, вырастил детей.
- Родители мои померли, дети разъехались. А тот самовар я лет 30 не доставал, он никому, кроме меня, не нужен. Но у нас в станице газ проводят. Надо за подключение три тысячи заплатить, у меня их нет. Если дашь столько, продам самовар, а на меньшее не согласен.
У Сергея было 4300 рублей. Он оставил себе три сотни, остальные отдал деду.
- Он так меня растрогал…
С другим дедушкой из Новотроицкой совершили взаимовыгодный обмен. Тому тоже было жаль расставаться с самоваром, которому лет 200.
- Денег мне не надо, а вот на генератор к мотоциклу обменяю.
Сергей тут же отправился в автомагазин. И ударили с дедом по рукам.
У одного переселенца из Молдавии, учителя музыки, купил сразу три самовара. Он дал объявление в газету: «Продаю дымовые самовары».
Самоваров оказалось аж шесть, три, правда, современных. Сергея они не интересуют, взял только старые.
- Продаю тебе с легким сердцем, - сказал владелец, - хорошо, что ты не перекупщик, а любитель. Мне они были очень дороги.
Самому старому самовару в коллекции Брежнева больше 200 лет. Судя по описанию в самоварной энциклопедии (оказывается, и такая есть), он сделан в петровское время. Этот медный самовар Сергей купил на барахолке в Армавире. Кстати, медных самоваров в его коллекции немного. Медь - дорогой металл, и ее быстро заменили на более дешевую латунь, большинство самоваров из этого металла. На многих из них стоят клейма заводов братьев Баташовых.
Как и Демидовы, Баташовы – «птенцы гнезда Петрова». Имели литейные заводы на Урале, в Туле. В Туле и наладили выпуск самоваров. Помимо Баташовых, самовары выпускали на заводах Козлова, Люзберга.
На одном из них надпись: «Поставщик двора его величества короля Черногорского». Конечно, поставляли Баташовы самовары и российскому императорскому двору. Их изделия снискали славу далеко за пределами России. На блестящей латуни выбиты медали, полученные на выставках в Париже, Вене, Бессаре, Милиере, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону.
После революции Паровая самоварная фабрика купца Баташова превратилась в Первый патронный завод. А на самоварах вместо двуглавых орлов появились пятиконечные звезды и надпись: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
Но, по словам Сергея Брежнева, в советские времена самоварная культура ушла из нашей жизни. Чайники убили романтику русского чаепития. Наверное, с уходом самовара из нашего быта ушло и нечто очень хорошее, что было присуще русскому характеру, образу жизни. Мы стали духовно беднее. Но, может, не все еще потеряно?
Сергей ИВАЩЕНКО
станица Новотроицкая,
Изобильненский район
Здравствуйте!А вы можете определить по медалям на самоваре кто его производитель?
Молодец!!! За каждым самоваром своя история .Может и моя история в Ваших руках поскольку мои предки жили в Новотроицкой с 1809 года .