
Бюджетные траты на «улучшение имиджа края» неуклонно растут – вопреки жесткой установке президента.
Сотни миллионов бесконтрольно раздают СМИ, неустанно восхваляющим власть и лично губернатора
Большинство краевых СМИ такое положение дел весьма устраивает
За какие заслуги подпускают к кормушке
Недавно краевые депутаты утвердили очередную порцию поправок к бюджету-2018. Увеличились, в частности, и расходы по статье «Средства массовой информации» – до 265 миллионов рублей: 162 миллиона – на электронные СМИ (телевидение и радиовещание), а 64 миллиона – на газеты и журналы.
Сумма фантастическая! Чтобы было наглядно: примерно столько же правительство тратит на лекарства для людей с генетическими болезнями. Недавно «Открытая» опубликовала письмо мамочек детей-инвалидов, которые вынуждены с огромным трудом выбивать лечебное питание и лекарства для своих маленьких мучеников, несмотря на законодательно закрепленное право получать их за счет государства. Зато средства массовой информации бюджетное «питание» получают исправно.
Причем сумма трат ежегодно растет: если в 2013 году она составляла всего 110 миллионов, то в прошлом году – уже вдвое больше, под 200 миллионов. Постоянно демонстрируя рабскую лояльность чиновничьей братии, СМИ требуют от власти постоянного увеличения бюджетных вливаний. С незастенчивой откровенностью об этом говорили на днях на заседании правления краевого Союза журналистов.
Главное, что волновало «акул пера» – это бюджетное финансирование, а не интересы читателя-зрителя. Союз журналистов голосил: выдавай, власть, нам гранты, как это делают от Дагестана до Якутии. Ну а если не гранты, тогда выделяйте субсидии. Союз журналистов даже пакет коммерческих предложений направил на имя Владимирова. Тот идею одобрил, так что новая строка в краевом бюджете появится уже в 2019 году.
И ведь время выбрано какое удачное – всего через год состоятся выборы губернатора. Правительству в этой ситуации очень нужны информационные «подпорки», которые и могут обеспечить только провластные СМИ.
Владимир ПУТИН:
– То, что на улучшение имиджа губернатора миллионы запланированы, – это, конечно, самый большой удар по его рейтингу! Ничего глупее придумать невозможно!..Давайте попросим, чтобы эти миллионы направили, скажем, на строительство детских садов, либо на решение каких-то других острых социальных проблем. Вот это будет самый лучший способ повышения рейтинга!
Подозрения о «распилах» возникают неслучайно
«Открытая» убедилась, что бюджетные средства на поддержку СМИ распределяют крайне непрозрачно. Первый способ – это государственные контракты на освещение деятельности органов власти, которые со СМИ заключает правительство, Дума и некоторые министерства. Все конкурсные процедуры и заключенные по их итогам контракты легко отследить: они отображаются в единой информационной системе zakupki.gov.ru. [3]
Но от этой прозрачности как раз и убегают. Чиновники чаще выбирают иной способ распределения средств лояльным СМИ – напрямую выплачивают им субсидии на выполнение некоего «государственного задания». Отследить эти деньги сложно, поскольку они глубоко запрятаны в недрах бюджета.
Известна лишь общая сумма: в нынешнем году СМИ, которые учредило правительство, получили в виде субсидий около 71 млн. рублей – почти в четыре раза больше, чем в прошлом году.
«Пылесосом» этих огромных сумм стали учрежденные самим правительством структуры. Давайте на них взглянем пристальнее. Белый дом края выступает учредителем двух издательских домов – «Ставропольская правда» (издает одноименную газету) и «Периодика Ставрополья» (издает 24 районные газеты), а также госучреждения «Ставропольское телевидение» (телеканал «Свое ТВ»)...
Но чтобы «пережевать» огромные бюджетные куски, в сентябре прошлого года губернатор Владимир Владимиров учредил еще одну странную структуру – автономное учреждение «Ставропольское краевое информационное агентство». Внутри него существует редакция краевого информагентства «Победа26». Председателем наблюдательного совета нового госучреждения был назначен, разумеется, свой человек - Вячеслав Мелешихин, начальник управления по информационной политике аппарата правительства края. На содержание госучреждения из бюджета края в 2018 году пошло 35 миллионов.
Причем странное госучреждение не только получает бюджетные деньги на собственные расходы, но и служит «прокладкой» для перераспределения контрактов лояльным СМИ. С начала года учреждение распределило почти 6 млн. рублей на «продвижение социально-значимых материалов». И вот ведь что удивительно-подозрительно: почти всю эту огромную сумму получили два СМИ.
1,5 млн. рублей упали на счета пятигорского ООО «Кавказ Сегодня», которому принадлежит одноименное интернет-издание. Генеральный директор этой фирмы – депутат гордумы Ставрополя от «Единой России» Вадим Баканов.
3,2 млн. рублей получил предприниматель Евгений Омельченко, основной вид деятельности которого, согласно ЕГРЮЛ, – это «розничная торговля спортивными товарами». А на сайте информагентства «Победа26» он числится... директором отдела продвижения. Кругом «свои» и «наши» – там, где бюджетные деньги.
Выходит, бюджетные деньги просто переложили из одного кармана в другой?! Судя по условиям контрактов, Омельченко был обязан в течение всего 2018 года беспрестанно информировать жителей края о позитивной работе правительства.
Только позитивную информацию Омельченко должен был распространять не в печатных изданиях или на ТВ... а через социальные сети. Какое-то странное «госзадание»! Настолько странное, что в силу бесконтрольности соцсетей с их мутными результатами и возникает стойкое подозрение о некой мошеннической схеме по распилу бюджетных средств.
Кому и сколько платят. Но за что?! Рассудит читатель
Большинство денег на пропаганду деятельности правительства Белый дом раздает напрямую, заключая контракты с «нужными» газетами и телеканалами. «Открытая» также решила проанализировать, какие краевые СМИ получают наибольшие суммы от правительства региона на «информирование».
Абсолютным «рекордсменом» по объему бюджетных контрактов оказался издательский дом «Комсомольская правда»: он получил с начала года более 17,5 млн. рублей. За эти деньги в газете в течение года должны быть статьи о работе правительства общим объемом 15 печатных страниц в разделах «Экономика», «Политика» и «Общество».
14 миллионов рублей получило от правительства ВГТРК (в нашем крае ее представляет филиал – ГТРК «Ставрополье») на изготовление теле- и радиопередач.
7,5 миллионов рублей – правительственная газета «Ставропольская правда».
3,2 миллиона рублей – телестудия Андрея Юндина, которой принадлежит телеканал «26-й регион» (Юндин – депутат краевой Думы от «Единой России»).
1,7 миллиона рублей – ООО «Аргументы и факты – Северный Кавказ».
1,3 миллиона рублей – компания «Город АТВ», которой принадлежит телеканал «АТВ-Ставрополь».
872 тысячи рублей – ФГУП «Редакция «Российской газеты».
847 тысяч рублей – ООО «М-Кавказ», издающее газету «Московский комсомолец – Кавказ». Эта фирма принадлежит Елене Бакановой, супруге уже упомянутого выше депутата-единоросса Вадима Баканова, издание которого «Кавказ сегодня» получило от правительства как минимум 1,5 миллиона. Нет, ну какая же любовь к губернатору!
803 тысячи рублей – информагентство «Интерфакс-Юг».
792 тысячи рублей – МУП «Издательский дом «Вечерний Ставрополь». Муниципальная газета, главный редактор которой Михаил Василенко является депутатом гордумы от «Единой России», щедро кормится и из бюджета города. От администрации Ставрополя она получила почти 14 млн. рублей на публикацию местных нормативных актов.
744 тысячи рублей – ООО «Ставропольская медиагруппа» (медиахолдинг, который учредил радиостанцию «Русское радио – Ставрополь»).
476 тысяч рублей – ООО «Ведомости», издающее газету «Губернские ведомости».
444 тысячи рублей – ООО «Юг-ЦТ» (учредитель радиостанции «Победа FM»).
400 тысяч рублей – редакция газеты «Время» из Минераловодского округа (в округе существует еще одна газета, «Минеральные Воды», но она получает деньги только из местного бюджета – с начала года это 3,5 млн. рублей).
295 тысяч рублей – МУП «Редакция газеты «Невинномысский рабочий» (помимо этого из бюджета Невинномысска газета получила в виде контрактов 4,4 млн. рублей).
123 тысячи рублей – ООО «Блокнот-плюс», издающее электронную газету «Блокнот-Ставрополь».
Как видно, за счет средств бюджета правительство «прикормило» почти все издания Ставропольского края. Так что не стоит удивляться, если следом за подрядами и гранты, за которые так ратует Союз журналистов Ставрополья, пойдут исключительно на обслуживание предвыборных целей и задач.
А читатели напрасно будут стучаться в эти богатые двери со своими проблемами и бедами: болеть за народ сытые «акулы пера» не хотят и не умеют. Им комфортнее обслуживать тех, кто затем щедро отблагодарит за лояльность из бюджетной «кормушки».
