228 лет назад родился выдающийся художник XIX века Алексей Венецианов, творчество которого связано с нашим краем
Картины Алексея Венецианова сегодня украшают Третьяковскую галерею наряду с творениями таких великих русских художников, как Карл Брюллов или Павел Федотов. При этом Венецианов знаком в большей степени специалистам и в блестящей плеяде мастеров русской живописи первой половины XIX века остается как бы в тени.
Вместе с тем, не Орест Кипренский, не Карл Брюллов, не Александр Иванов, а мало известный при жизни и почти забытый после смерти Венецианов на полстолетия вперед указал движение отечественного искусства. Он первым из художников увидел и сделал героем своих произведений единоверный русский народ.
Столь глубокое проникновение в глубины народной жизни тем более удивительно, что Венецианов по своему происхождению не был русским человеком. Родители художника, прибыв из Греции, поселились в городе Нежине. Отец Алексея Гавриловича долго именовался «нежинским купцом-греком», а после переезда в Москву - «московским купцом-греком» - там Гаврила Юрьевич Венецианов женился на дочери местного купца, с которой прижил пятерых детей. Алексей появился на свет 7 (18) февраля 1780 года.
С юных лет будущий художник любил много рисовать карандашом и пером, и зачастую ему доставалось за его «художества». Но настойчивость и привязанность взяли свое и в Алексее стали просматриваться задатки большого мастера. В 1791 году Гаврила Юрьевич подписывается для Алексея на книгу «Любопытный художник и ремесленник», ставшей первым поощрением его огромной страсти к рисованию.
Общее образование Алексей Гаврилович получил в одном из Московских пансионов. Работая чиновником в почтовом ведомстве, Венецианов берет уроки живописи у знаменитого Владимира Лукича Боровиковского, известнейшего портретиста, к которому обращались самые высокопоставленные особы, вплоть до членов императорской фамилии.
Особое обаяние и неувядаемое совершенство творчества Боровиковского явилось для Венецианова образцом на всю жизнь. Мастерство, отточенное учителем, а также опыт работы в печатной графике для народных изданий дали молодому художнику необходимую уверенность в своих силах. И уже начиная с 1820 года Венецианов делает резкий творческий рывок. Что дает ему эти силы? Страстная преданность своей идее, великая вера в призвание, в свой путь, художественный долг.
В небольшой картине «Утро помещицы» он, воспроизведя обыденную сценку, проложил дорогу русскому бытовому жанру. В многочисленных портретных этюдах Венецианов впервые создал целую галерею крестьянских образов, переданных правдиво, с добрым чувством, не лишенным, однако, некоторой сентиментальности. В полотнах «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето» он впервые поэтично запечатлел крестьянскую жизнь. В обеих этих картинах, а также в «Спящем пастушке» реалистическое изображение характерного среднерусского пейзажа задолго предвосхитило будущие искания русских пейзажистов. Показанные на академической выставке в 1824 году, его работы имели шумный успех и вызвали восхищенные отзывы в печати.
Причиной первой поездки Венецианова на Кавказ было желание повидать своего младшего брата Павла, жившего в Ставрополе. Уже будучи зрелым художником, в 1829 году Алексей Гаврилович создает здесь образы Марии Магдалины, некоторых из своих своих родственников и их знакомых. Вторая поездка Алексея Гавриловича в Ставрополь относится к 1830 году. В то время на Кавказе проживало немало видных служащих, купцов, военных греческой национальности. Но ни с кем из них Венецианов так и не сдружился. Для художника главной оставалась не национальная принадлежность, а любовь к России с ее великим народом и славной историей.
Следы родственников художника в Ставрополе удалось разыскать известному ставропольскому краеведу Герману Беликову. Дом Павла Николаевича (двоюродного брата художника), где останавливался Венецианов, находился на улице Первой станичной, 2 (ныне Калинина, 60), около армянской церкви. В «Табеле домов и дворовых мест Ставрополя» за 1877 год этот дом числился уже за племянником художника - Николаем Павловичем. Сегодня на этом месте стоит старинный особнячок. Жив ли кто-то из потомков мастера, неизвестно.
Илья ИЛИАДИ,
руководитель краевого отделения общероссийской общественной организации «Российские пенсионеры»
Минеральные Воды