За что осудили ессентукскую школьницу?
Об этом не знают даже те, на кого по решению суда возложена ответственность за её поступок
Не ведают, что творят
В судебном заседании девочка признала свою вину и раскаялась в своем поступке. Но в чем же ее обвиняли? Какие именно ее слова посчитали экстремистскими? Этих слов и даже их пересказа, не подпадающего под запрет, вы не найдете.
Ни в новостных материалах, ни в судебных пресс-релизах, ни даже в тексте частных постановлений, вынесенных судьей в отношении чиновников и религиозного деятеля, на которых возложена ответственность за поступок девочки.
Что же тогда установлено судом?
В 15 лет девочка Аня из армянской семьи приняла ислам в мечети Кисловодска, пройдя обряд посвящения. Такое решение она приняла после общения с мусульманами, которые убедили ее, что именно их религия – истинная.
Вот выдержки из приговора: «Приняв ранее религию ислам и ложно понимая его вероучение, будучи вдохновленной просмотром видеозаписи, в которой имеются призывы побудительного характера принять участие в борьбе за веру, желая побудить к осуществлению экстремистской деятельности, прокомментировала видеозапись...
При этом в своих высказываниях одобряла имеющиеся в видеозаписи призывы к враждебным действиям и лично призывала к совершению враждебных действий одной группы лиц по отношению к другой группе лиц, объединенных по признакам религии».
Заметьте, никаких указаний на то, что комментируемый девочкой видеоролик, в котором имеются враждебные призывы, внесен в разряд экстремистских.
Синдром неофита
В религиоведении есть термин «синдром неофита» – импульсивность и излишнее рвение новообращенных в религиозных делах. Неофит, как правило, обретая новый смысл жизни, становится радикалом и готов принести в жертву практически все и всех, включая счастье и благополучие близких людей. Радикализм взглядов неофита любой веры — как переходный возраст у подростка. А если вновь принявший ислам человек и так подросток?
Следователи, опросив школьных учителей, выяснили, что после принятия ислама Аня с новыми друзьями отправилась в Дагестан. Родители и учителя узнали об этом поздно...
Как живут, о чем мечтают эти девочки, принявшие ислам, почему пишут такие жесткие комментарии в Сети, за которые наступает уголовная ответственность? Мне хотелось поговорить об этом с самой Аней...
Звонкий девичий голосок в домофоне на двери Аниного подъезда на мою просьбу поговорить отозвался: «Хорошо!» Однако для разговора никто так и не вышел. Что осталось после судов в ее головке?
Не читал, но осуждаю
В поисках ответа на вопрос, что же написала в комментариях Аня, я обратилась к ессентукской судье Галине Шевченко, которая выносила ей приговор. Текста приговора, кстати, на сайте суда нет. Объяснив судейскому секретарю цель своего визита, через пять минут услышала: никаких комментариев по этому приговору Шевченко давать не будет.
Ну, может быть, прокурор, поддерживающий обвинение в судебном процессе, хоть что-то мне скажет? Старший помощник прокурора Пенькова пояснила, что процесс проходил в закрытом режиме.
– Так какие все же слова старшеклассницы в комментариях повлекли возбуждение уголовного дела? – спрашиваю прокурора.
– Ну, девочка считает, что религия ислам – самая истинная, – расплывчато ответила Пенькова.
Ну так каждая религия считает себя истинной. Так что же, теперь на каждого верующего человека уголовное дело заводить?!
В следственном отделе, где уголовное дело расследовалось, заявили сразу:
– Текст комментария признан экстремистским, я его вам не скажу.
В общем, создается впечатление, что уголовное дело состряпано только ради отчетной галочки по «модной» сегодня статье. Даже судья Шевченко «отчиталась» сразу тремя частными постановлениями (за каждое по одной галочке) – директору школы, начальнику городского отдела образования и руководителю местной религиозной организации Армянской апостольской церкви.
Всем адресатам частных судебных постановлений мне захотелось задать один и тот же вопрос: «Как они будут реагировать на судейский документ? Что предпринимать, чтобы подобные истории не повторялись?»
Секретарша руководителя отдела образования Артема Данилова передала мне, что встречаться со мной по «экстремистской теме» он не будет, и отправила к юристам. Те приговора не видели, слов, за которые судили девочку, не читали... Но девочку осуждают... Потому что суд так решил.
Что делать будут, они и сами не знают. Лишь заверили, что работа в школах города уже давно ведется. Мне показали перечень религиозных курсов, которые читаются в школах Ессентуков: в основном «Основы православия».
Осуждают девочку и в школе, педагоги которой принимали участие в следственных разборках. Девочка часто и подолгу не ходила в школу, об этом даже справку в гороно писали. Впрочем, завуч по воспитательной работе выразила свое несогласие с судебным постановлением:
– При чем тут школа? Я не согласна. Что, мы должны за девочкой следить, чтобы в школу ходила?.. А семья тогда зачем?!
Загнать всех в конфессиональные квартиры
Согласно ст. 29 УПК, частное определение выносится, если при судебном разбирательстве уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления. И с этой позиции постановление судьи Шевченко в отношении настоятеля армянского храма поражает профессиональной безграмотностью.
Судье бы внимательно перечитать свой текст, где черным по белому написано: прихожанкой храма Святой Рисмине Армянской апостольской церкви Аня никогда не являлась! А преступление совершила, будучи мусульманкой...
Так почему бы не вынести постановление в адрес имама кисловодской мечети, где она проходила обряд посвящения? Вот, мол, не ведете никакой работы среди молодежи, особенно вновь обращенной...
В том же самом частном постановлении судьи Шевченко указано, что в настоящее время Аня вернулась в лоно православной церкви... Ну тогда можно вынести постановление в адрес священника РПЦ. Только нужно предварительно выяснить, прихожанкой какого храма была Аня до ухода в ислам и какой – после возвращения.
Тем временем случаи сетевого экстремизма встречаются в нашем крае все чаще. Только вот какие меры и кому необходимо принимать, чтобы было поменьше радикалов в нашем обществе?! Приглашаем наших читателей обсудить это на страницах «Открытой».
Елена СУСЛОВА