На главном телеканале страны закончился сериальный фильм «Таинственная страсть» о поэтах-шестидесятниках по роману Василия Аксенова.
Удовлетворил ли наше любопытство фильм? Можно сказать, что вполне, считает наш читатель
Эпоха хрущевской оттепели была настоящей эпохой Вдохновения космического масштаба. В нашем представлении поэты-шестидесятники - мечтательный студенческий народ, сплошь романтики-идеалисты, свободные творцы, стиляги и вершители мод, обласканные властью.
Удовлетворил ли наше любопытство фильм? Можно сказать, что вполне. Эпоха передана зеркально, хотя кое-где в деталях сгущены краски (как всегда чересчур убогий быт коммуналок, даже дверь у непьющих родителей героини обшарпанная донельзя).
Кадр из фильма
Вот только название фильма озадачило, и зрителю пришлось гадать, к чему же у героев таинственная страсть. К алкоголю ли - где спиртное рекой, или к тайной любовной связи женатого героя к замужней даме, не сумевшей развестись с мужем, чтоб разрешить тем самым проблему счастья с любимым?
А ведь название оказалось всеобъемлющим. Как разъяснила вдова Вознесенского Зоя Богуславская после фильма, на встрече актеров у Малахова, у Аксенова главная таинственная страсть - к писательству, сочинительству! Это тот вдохновенный порыв, заданный временем первооткрывателей космоса, который и сделал талантливых поэтов-шестидесятников впоследствии классиками.
Жаль, что в фильме эта страсть не показана столь убедительно, как тяга к спиртному или тайная любовь главных героев. Разве что на примере поэта Бродского да спешного наброска стихотворения Евтушенко на бланке телеграммы. Хорошо, что звучали вдохновенные стихи поэтов-шестидесятников и песни Окуджавы, Высоцкого. За это отдельное спасибо авторам фильма.
Но если вернуться к стихам Беллы Ахмадулиной «По улице моей который год...», то в третьей строфе есть строки, обращенные к уходящим друзьям:
Стихотворение написано еще в 1959 году, когда уже была травля Пастернака. О каком же предательстве поэт говорила и почему это слово не закавычено, догадайтесь сами.
Лишь Ахмадулина и Евтушенко первыми выступили против травли (за что и были исключены из Литинститута). Да и Вознесенский в статье «Ах, шестидесятые...» писал, что после его злополучного выступления в Кремле, брани Хрущева, около него «сразу образовалось пустое место, недавние приятели отводили глаза, испарялись».
Лишь Владимир Солоухин пытался «заговорить нервы, приговаривал: «Ведь это вся мощь страны стояла за ним - все ракеты, космос, армия - все это на тебя обрушилось. А ты, былиночка, выстоял. Ну ничего».
А чьи очи туманила «к предательству таинственная страсть» уже после Пастернака, в конце 60-х и 70-х, когда появился Высоцкий среди вышеупомянутых поэтов? По фильму все друзья сочувствуют Ваксону и выручают его в трудных ситуациях. Только в финале его и Тушинского разводят по разные стороны одновременно - одного высылают из страны, другому дают отпуск в Америку, дабы «посеять раскол» в среде творческой талантливой молодежи.
Выходит, банально - кагэбэшники и ответственные работники, что мешали свободно жить и самовыражаться писателю. У них своя таинственная страсть. Они главная движущая сила, запрещавшая печатать правду, т.е. «антисоветчину».
Сам сериал очень интересен и увлекателен, герои симпатичны, отчаянны и бесшабашны. Их души обнажены и открыты, и им сочувствуешь всей душой. Понятно, что по мотивам романа и что имена изменены и, значит, не ищите прямого попадания событий и сходства героев.
С одной стороны, это прекрасно сыгранные роли всех поэтов и писателей, особенно симпатичны они у Филиппа Янковского и Чолпан Хаматовой - как открытия - радостно узнаваемые Евтушенко и Ахмадулина.
Герой романа - Ваксон, он же Василий Аксенов - дан в двух возрастных образах, мудрые комментарии и умозаключения старшего удачно дополняют развитие фильма.
Но первая серия несколько озадачила: сцен застолья больше, чем стихов. Во второй серии - стихи звучали чаще, что, несомненно, порадовало, однако и выпитого немало. Если посчитать, сколько раз в течение сериала собираются герои фильма, чтоб откупорить бутылки, собьешься со счета.
Кадр из фильма
Простому обывателю может показаться: мол, сплошные гулянки-пьянки у этих писателей-поэтов, тогда как народ строил в поте лица ракеты, заводы и пятиэтажки, почти не зная праздников.
Но миф о пьянстве, поданный как очевидность в фильме, слава Богу, развеяла Зоя Богуславская, сказав, что собирались вместе поэты очень и очень редко. «Вопреки легенде мы не так часто выступали вместе, - писал Вознесенский в той же статье. - Аудитории у нас были разные, да и жили мы каждый по-своему. Общими были страсть страны, воздух надежд, люди, верящие в нас, творческий взлет 60-х».
А вот взаимопомощь и взаимовыручка, несомненно, были, как и любовные романы.
Ровесников той эпохи не могут не задеть оскорбительные фразы главного героя Ваксона (актер Алексей Морозов) в адрес страны: «Пью за то, чтоб это государство умерло. Пусть скорей сдохнет СССР!», а также Хрущева, несколько раз с нескрываемой злостью названного им «хряком».
А ведь это государство дало им все блага. На один гонорар можно было жить весь год. Понятна обида героя романа, которому строили козни и мешали счастью воссоединения с любимой женщиной (прекрасно сыгранной Юлией Пересильд).
Их связь оставалась страстью таинственной. Хотя разводы в стране той поры уже были обычным делом, и героиню ничто не держало, не то что Анну Каренину в свое время. Но, может, преследований мужа можно было избежать, оформив отношения, по-человечески мирно с ним договориться и уехать в Ленинград, например, или на родину?
Злость героя по отношению к государству, а стало быть, к Родине, вызывает отталкивающее впечатление, как и любое зло. «Плоха та птица, что свое гнездо хает», - напомнит пословица. В конце концов герой не по своей воле, но все же отбыл за рубеж с любимой женщиной, стал там печататься и жил счастливо. Но почему же тогда вернулся? - звучит в финале фильма. «Глупый вопрос», - был ответ Аксенова. И в нем есть оправдание! Как и многих вернувшихся «оттуда».
Любовь к родной земле тоже их таинственная страсть. Родина для них всегда оставалась Родиной, хоть и вела себя порой, как мачеха. Права народная мудрость: «За морем теплее, а у нас веселее», «И кости по родине плачут».
Читаю воспоминания Вознесенского, где нет ни тени мести, как у Аксенова. «Через год, будучи на пенсии, он (Хрущев) передал мне, что сожалеет о случившемся и травле, потом последовавшей. Я ответил, что не держу на него зла. Ведь главное, что после 56-го года были освобождены люди...
Спасибо 60-м годам за духовный подъем, за то, что освободили и реабилитировали людей. Повторяю, это основное».
P.S.
Об авторе:
Наша справка: