ФАС врубил угарный газ. И для края, и для нас
Руководитель краевого управления ФАС Сергей Никитин и его подчинённые превратили своё ведомство в сугубо карательный орган, серьёзно подрывающий бюджет Ставрополья и его социальную базу.
Подтверждающие факты изложены в официальном письме правительства края руководителю федеральной службы И. Артемьеву
«УФАС, по сути, стало репрессивным органом... Специалисты контролирующего органа не имеют достаточных профессиональных знаний для выполнения возложенных на них полномочий, либо присутствует заинтересованность органа в отмене процедур размещения заказа, либо заявители жалоб и контролирующий орган находятся в сговоре...Действия УФАС и принимаемые им решения основываются только на содержании и доводах жалоб... отсутствуют признаки объективного, всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, зато присутствует давление... связанное с нежеланием УФАС на профессиональном уровне исполнять свои полномочия».
Из официального письма правительства края
Вразрез с российской практикой
На прошлой неделе состоялось заседание Общественного совета при краевом министерстве строительства, дорожного хозяйства и транспорта.
Министр Игорь Васильев доложил о том, что новый перинатальный центр на 130 коек в Ставрополе откроется 25 октября, с задержкой ввода на четыре месяца. Поначалу перинатальный центр обещали сдать в эксплуатацию не позднее июля 2016 года.
Кроме того, медицинское учреждение начали строить через год после планируемого срока. Причина потерь времени и больших рисков для младенцев - искусственные препоны, создаваемые Ставропольским управлением Федеральной антимонопольной службы (УФАС).
Главный вопрос, который сразу же возник у членов Общественного совета к министру: почему работы так затянулись? По словам Игоря Васильева, все дело в позиции краевого управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС), из-за которого даже само строительство центра началось на год позже положенного срока.
Напомним, что еще в 2013 году премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил «дорожную карту» по созданию в стране сети перинатальных центров, один из них должен был разместиться в Ставрополе.
В ноябре 2014 года краевой минстрой объявил конкурс на поиск подрядчика, который должен был не только построить медцентр, но и поставить всю технологическую «начинку» для него. Именно по такому пути пошли все регионы, где в соответствии с поручением Медведева также приступили к строительству перинатальных центров.
И только краевое УФАС пошло вразрез с общероссийской практикой, потребовав отменить электронный аукцион: якобы совмещение разных видов работ в одном конкурсе... снижает конкуренцию потенциальных подрядчиков.
Минстрой края был вынужден выполнить требования УФАС и объявил два самостоятельных конкурса: один - на строительство перинатального центра, а второй – на поставку медицинского и сопутствующего оборудования.
И снова УФАС «взбрыкнуло», потребовав, чтобы каждый аппарат для медцентра поставляла и монтировала отдельная фирма. И снова правительству Ставрополья пришлось заново проводить аукционы – 210 вместо одного.
Как рассказал на заседании Общественного совета Игорь Васильев, объединение разных лотов на одном конкурсе – это вовсе не прихоть министерства, а насущная необходимость. Ведь только в том случае, когда поставщик один, он несет полную ответственность за наладку оборудования.
Сейчас же, рассказывает Васильев, когда поставщиков оказалось по воле УФАС более двухсот, приходится тратить время и силы, чтобы подстроить разную аппаратуру друг к другу, совместить программное оборудование, отладить компьютерные серверы...
Страшное дело - хлыст в злых руках
Искусственные придирки УФАС отразились не только на сроках сдачи перинатального центра, но и ударили по бюджету Ставрополья. Игорь Васильев привел конкретный пример с паровым стерилизатором.
Подрядчик выстроил помещения в центральном стерилизационном отделении (ЦСО), исходя из габаритов оборудования, которое и планировали закупать для перинатального центра.
Для расчетов взяли средние размеры стерилизаторов, которые выпускают в большинстве стран мира, а также более трех десятков заводов в России.
Однако под давлением УФАС министерству пришлось закупать совершенно другой прибор, негабаритный... И чтобы его можно было установить в уже выстроенном помещении, подрядчику (это ООО «Межрегиональный строительный альянс» из станицы Ессентукской) пришлось разбирать стены, «подняв» потолок на 35 сантиметров.
Или еще пример. По первоначальному проекту планировалось закупить компактный магнитно-резонансный томограф весом 4,5 тонны (такие выпускает большинство ведущих производителей – от Siemens до Philips).
Однако УФАС посчитало, будто бы указание точного веса оборудования сокращает конкуренцию среди поставщиков. И потребовало конкурс объявить заново.
В итоге министерство было вынуждено закупить томограф весом 6,5 тонны производства компании General Electric. И ради его установки пришлось снова разбирать стены, усиливать фундаментную подушку под кабинетом и даже переделывать клетку Фарадея (это экран, который защищает врача-рентгенолога от вредного излучения).
То же самое с маммографами, рентгеновскими аппаратами, инкубаторами для выхаживания недоношенных младенцев. Причем, подчеркнул Игорь Васильев, краевой бюджет ничего не сэкономил на закупках: многие приборы оказались даже дороже тех, которые поначалу планировалось закупать, но при этом ничуть не современнее и не эффективнее.
Зато все дополнительные монтажные работы, разумеется, оплачиваются из бюджета, подчеркивает Васильев. Нужно увеличивать размеры технологических проемов, переносить места подключения к источникам вентиляции и электроэнергии. На уже построенном и готовом к сдаче объекте подрядчику приходится держать бригаду рабочих... только для разбора стен под такое негабаритное оборудование.
Маховик репрессий раскручен не случайно
С чем же связана такая откровенно самодурная позиция краевого УФАС, идущая вразрез с интересами края?!
Ответ на этот вопрос – в письме, которое правительство Ставропольского края еще два года назад направило на имя руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева.
В многостраничной жалобе перечисляются задокументированные факты неправомерных действий руководителя краевого управления ФАС Сергея Никитина.
Главный инструмент давления в его руках – это внеплановые проверки госзакупок, которые он лихо проводит по любой жалобе. Нередко такими «жалобщиками» оказываются люди с улицы, не имеющие никакого отношения к проведению закупок.
При этом специалисты УФАС отстаивают интересы этих «жалобщиков» куда рьянее, нежели сами заявители, демонстративно отметая доводы и ходатайства другой стороны. Дескать, нечего нас учить, мы сами с усами!
В жалобе на имя Игоря Артемьева говорится, что самое сильное давление ведомство Никитина оказывает на министерство дорожного хозяйства и транспорта. Чиновники нередко идут на должностные злоупотребления, чтобы угодить сомнительным «жалобщикам», с которыми почти наверняка находятся в сговоре.
В марте 2014 года министерство объявило несколько электронных аукционов на ремонт и содержание краевых автодорог (что предусмотрено госпрограммой «Развитие транспортной программы и обеспечение безопасности дорожного движения»).
И тут же краевое УФАС оказалось завалено жалобами от мелких фирмочек и предпринимателей, которые требовали отменить объявленные конкурсы. Причем почти все эти «жалобщики» не только не имели возможности выполнять дорожные работы (у них на балансе – только стол, стул да штамп), но даже не участвовали в электронных аукционах.
Маховик своих репрессий краевое УФАС развернуло во всю мощь. В жалобе на имя Игоря Артемьева приводятся такие цифры: только за первые три месяца 2014 года на Ставрополье управление под руководством Никитина умудрилось провести 241 внеплановую проверку госзакупок (они затронули 3% торгов, проведенных органами власти).Для сравнения: в Москве за тот же период антимонопольный орган провел лишь 3 внеплановые проверки, в Краснодарском крае – 2, а в Московской области – 1...
Жалобы - липовые, итог разрушительный
Дорожный «пирог» на Ставрополье весьма увесистый, сытный, - вот и хотят от него отщипнуть кусок пожирнее все кому ни попадя. Взять хотя бы два конкурса на ремонт и содержание автодорог в Шпаковском, Минераловодском, Георгиевском и Предгорном районах общей стоимостью 262 млн. рублей.
В конкурсной документации, разработанной министерством, были указаны точное время (24 марта) и дата (8.00), до этого времени можно было подавать заявки на участие в аукционе.
Однако спустя час после окончания указанного срока в УФАС прилетела жалоба от некоего предпринимателя Романа Воробьева, который в конкурсе даже участия не принимал (более того, он вообще не был аккредитован на конкурсной площадке «РТС-тендер»). Но все это не помешало Воробьеву потребовать отменить объявленный конкурс.
Естественно, антимонопольный орган рассматривать эту жалобу был не вправе, но вместо этого ушлые сотрудники УФАС зарегистрировали ее «задним числом» – не 24, а 21 марта...
Видать, жалобщик готовился к тому, чтобы в сговоре с УФАС добиться отмены конкурса. Но когда его действия стали достоянием общественности, отозвал свою жалобу на действия министерства из антимонопольного управления. Но это не помешало УФАС начать внеплановую проверку по уже отозванному заявлению Воробьева.
Прошла проверка 28 марта, а ее результаты были опубликованы лишь 3 апреля, когда уже вышел срок обжалования. Налицо подлог, цель которого очевидна – затянуть проведение конкурса, а в конечном итоге - сорвать его...
В итоге так и вышло: УФАС потребовало отменить проведение конкурса, полностью проигнорировав все доводы юристов министерства.
Было объявлено еще два электронных аукциона на право ремонта и обслуживания автодорог в девяти районах края (общая стоимость почти 750 млн. рублей). На сей раз жалобщиком выступило некое ООО «Сварог», которое избрало ту же самую стратегию на срыв конкурсных процедур, что и Роман Воробьев.
Состряпанную на коленке жалобу эта фирма направила в УФАС, затем отозвала, но проверка все равно началась. Итог – отмена дорогостоящих аукционов.
Еще более иезуитски УФАС поступило в случае с ремонтом дорог на востоке Ставрополья (Буденновский, Левокумский, Нефтекумский районы), на что из бюджета края было выделено 349 млн. рублей.
Сообщение о том, что некий предприниматель Виталий Жуков обжаловал проведение аукциона, появилось на официальном портале госзакупок... всего за пару часов до рассмотрения УФАС этой самой жалобы.
Идут на подлог безоглядно
Естественно, юристы министерства не могли ни изучить жалобу Жукова, ни подготовиться к заседанию комиссии УФАС, которая мигом удовлетворила заявление, потребовав аукцион на обслуживание «восточных» дорог Ставрополья отменить.
Между тем составлено обращение было с грубейшими нарушениями: подписано оно предпринимателем Жуковым... но на бланке некоего ООО «Торгово-производственная группа 26».
Фирма эта зарегистрирована в Пятигорске, ее учредителем и директором является некая Алла Жукова (вряд ли просто однофамилица жалобщика), а вот основной вид деятельности – производство мебели...
Еще один пример сомнительной деятельности УФАС. В декабре 2013 года краевые власти объявили конкурс на то, чтобы осуществлять строительный контроль при реконструкции двух краевых дорог. Общая стоимость работ составила почти 7 млн. рублей. Казалось бы, невеликая сумма. Но и тут нашлись лица, которые попытались руками УФАС сорвать проведение аукциона.
В антимонопольный орган на сей раз прилетела жалоба... сразу от двух заявителей, неких Владимира Асимова и Аслана Арсланова. Не стоит и говорить, что ни один, ни второй участия в конкурсе и не думали принимать.
Причем в жалобе не было ни номеров телефонов, ни даже адресов электронной почты. Вот уж точно – люди с улицы, которым попросту захотелось покуражиться за бюджетный счет.
Еще одним «жалобщиком», требовавшим отменить конкурс на реконструкцию дорог, было ООО «Маккон».
Об этой фирме «Открытая» уже не раз рассказывала: например, еще в 2007 году она получила четыре гектара земель в Ставрополе под строительство гостиницы... на территории ботанического сада, то есть особо охраняемой природной территории.
Фигурировала эта компания и в скандальной истории со строительством жилья для военных: квартиры в доме на улице Ленина, 441/9, построенном на средства Минобороны России, еще в 2007 году таинственным образом перекочевали нескольким фирмам. Минобороны по этому поводу много лет судилось с «Макконом» в краевом арбитражном суде, но проиграло.
Ну а в 2014 году эта компания вознамерилась якобы контролировать строительство автодорог. Причем, как говорится в жалобе на имя Игоря Артемьева, в своей заявке «Маккон» предложил стоимость услуг в разы ниже начальной цены контракта.
Напомним, что объем работ был оценен почти в 7 млн. рублей, а вот ставропольская фирма обещала выполнить все услуги... за 265 тысяч рублей.
Да еще и сразу же ринулась в краевое управление ФАС с жалобами, потребовав отменить проведение электронного аукциона по формальным признакам. Стоит ли говорить, что в ведомстве Никитина именно подобных «жалобщиков» принимают с распростертыми объятиями.
Кого обслуживает никитинское УФАС
Как уже рассказывала «Открытая», именно из-за мелочных, самодурных придирок УФАС были сорваны госпрограммы расселения жителей из аварийного жилья и строительства спортивных площадок (см. «Накаты без удержу, смысла и пользы. Каков диагноз?» [3], №20 от 25 мая с.г.).
Злонамеренные придирки Никитина были постоянными и выматывающими. Их истинная цель у краевых чиновников почти не вызывала сомнений, особенно после того, как и Верховный суд в феврале этого года по иску министерства строительства края подтвердил очевидное.
В решении суда написано: «Выводы антимонопольного органа носят предположительный характер, поскольку управлением не установлены конкретные обстоятельства, объективно свидетельствующие о состоявшемся сговоре».
То есть якобы картельным сговором Никитин пытался ложно обосновать задуманное им финансовое опустошение дорожно-строительной отрасли края на более чем миллиард рублей(!), содрав их в виде штрафов с нескольких ДРСУ.
Можно ли назвать «ошибкой» попытку изъять из бюджета миллиард рублей? На наш взгляд, это скрытое преступление (возможно, потаенное намерение что-то извлечь и для себя).
Но ведь на каждую такую придирку со стороны УФАС реагировать судебным иском у работающих управленцев не хватит ни времени, ни сил, ни нервов, поскольку в своем самоуправстве Никитин неистощим.
Образумить зарвавшегося подчиненного мог бы только его непосредственный начальник. А потому руководство министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта направило жалобу на имя Игоря Артемьева, в котором содержалось много настораживающих фактов (вплоть до сведений о служебных подлогах) в деятельности ставропольского антимонопольщика.
Какова же была реакция руководителя федеральной службы на задокументированные факты в многостраничной жалобе из правительства Ставрополья?! Никакой!
Статс-секретарь ФАС Андрей Цариковский прислал в правительство коротенькое письмо: мол, назначена дополнительная проверка... И тишина. Письмо сгинуло в недрах раздутого аппарата антимонопольной службы.
Чем можно объяснить такое поведение Артемьева?
Причина, похоже, одна: по количеству и объему взимаемых штрафов Никитин лидирует среди своих коллег в стране, и это обстоятельство обеспечивает ему лояльность руководства, закрывающего глаза на факты сомнительной деятельности УФАС.
Но безнаказанность не бывает вечной - это факт. И мы еще сообщим об этом читателям. Возможно, не в таком и далеком будущем.
Владимир ЯРЫГИН