Об этом свидетельствовали участники Южного театрального форума Союза театральных деятелей России, который прошёл под девизом «Театр - время перемен» в Ростове-на-Дону.
На культурное мероприятие, которое случается лишь раз в пять лет, съехались актеры, постижеры, режиссеры, костюмеры, руководители PR-служб, театральные деятели из 15 регионов России.
В рамках форума прошли мастер-классы от ведущих специалистов театральной сферы.
Первым гостей поприветствовал руководитель СДТ, народный артист РФ Александр Калягин (на снимке). На большом общем собрании он начал свое выступление с хорошей новости:
«Сегодня с нами впервые представители театров Республики Крым и Севастополя - мы приняли их в нашу театральную семью. В ближайшем будущем в нашем союзе станет на два региональных отделения больше. Это замечательно! Мы должны им помогать и сделать все, чтобы они почувствовали себя равноправными участниками театрального процесса в России».
Затем театралы перешли к проблемам насущным. «Заканчивается Год культуры, на который возлагалось столько надежд. Много хорошего действительно произошло: создан Центр гастролей при Министерстве культуры, проведено 22 гастрольных тура в 30 регионах России, - делился Калягин. - Но вот что сообщили нам коллеги из Дагестана, Краснодарского края и Волгоградской области: по их мнению, никаких положительных изменений в связи с проведением Года культуры не произошло. И действительно, не было решено ни одной проблемы: в театрах чехарда с кадрами, в плачевном состоянии материально-техническая база, нет возможности пригласить артистов из-за отсутствия служебных квартир, низкие заработные платы».
В Ингушетии, например, не построено ни одного театрального здания, театры уже не первый год работают в неприспособленных, случайных помещениях.
В Карачаево-Черкесии все четыре театра ютятся в одном здании с единственной сценой, играют по очереди. По мнению Александра Александровича, такой печальный опыт, когда четыре театра работают на одной сцене, можно смело заносить в Книгу рекордов Гиннесса.
Но не все отделения высказались в столь категоричной форме по поводу Года культуры, были и другие мнения. Например, позитивные изменения произошли в Северной Осетии, где в нынешнем году активизировалась гастрольная деятельность и увеличилась зарплата актеров.
В Калмыкии республиканские театры значительно улучшили материально-техническую базу.
Завершился капитальный ремонт и реконструкция Кабардинского государственного драматического театра. Там же, в Нальчике, проведена полная реконструкция Музыкального театра - он оснащен светозвуковой аппаратурой последнего поколения.
Как рассказали участни ки форума, очень сложная ситуация сложилась и у наших соседей в Краснодар-ском крае – практически обез-главлены все театры, нехватка кадров просто аховая.
«Меня потрясло, что вместо повышения зарплаты, вроде утвержденного постановлением губернатора, на сборе труппы Краснодарского музыкального театра было официально объявлено об уменьшении зарплаты. А как это могло произойти, если постановление действительно было? На каком этапе пропали деньги? Что за детективная история?!» - возмущался Александр Калягин.
«Конечно, все эти проблемы всплыли не сегодня, ничего неожиданного для себя мы не узнали - за Дом актера в Дагестане, к примеру, бьемся не первый год. Наши специалисты побывали практически во всех регионах, и ситуация везде нам известна. Но когда все проблемы сводятся в одну таблицу, то как-то отчетливее и неприглядней выглядит вся картина. Я подумал: а как театры этих регионов были представлены на фестивале «Золотая Маска»? Это ведь тоже показатель, причем главный - художественного уровня. К сожалению, список номинантов и лауреатов оказался небольшой», – размышлял на съезде Калягин.
Кроме осетинского театра «Арвайден» за все годы существования премии в фестивале не участвовал ни один национальный театр.
Между тем, по мнению лидера театрального союза страны, национальные театры имеют свое особое назначение и требуют особенной поддержки, поскольку в театрах, как нигде, сохраняются национальная культура и национальный язык. А в международной хартии артистов есть пункт: артист обязан хранить красоту и выразительность языка.
Калягин очень подробно остановился на проблемах национальных театров, подчеркнув, что сейчас необходимо увеличить количество семинаров национальных драматургов.
«Очень важно, чтобы театры были приобщены к мировой и русской литературе, осваивали опыт мирового театра. Для этого необходимо возродить школу перевода. Важно воспитать профессиональных переводчиков, которые бы предоставляли театру не только классику, но и современную драматургию. И на это должна быть выделена специальная строка в бюджете Министерства культуры, местного или федерального.
Необходима популяризация национальных театров. Имена замечательных режиссеров и артистов национальных театров нам известны по отчетам специалистов, которым удалось увидеть их спектакли. Но и региональные отделения, и местные министерства культуры должны активнее входить в информационное поле страны. Нужно объяснить власти, что национальные театры - это достояние страны», - высказался Александр Александрович.