В этом убедились обозреватели «Открытой» Олег Парфёнов и Антон Чаблин, совершив пешую экскурсию по улицам Ставрополя. Впечатлениями от увиденного они поделились с читателями...
Ставрополь считается казачьим городом. Поэтому еще несколько лет назад возникла идея установить памятник основателям краевой столицы. Был объявлен конкурс на эскиз памятника, который выиграл скульптор из Ростова Сергей Олешня.
Он предложил изваять скульптурную группу из трех казаков: один – на коне и двое пеших – со знаменем и иконой.
Памятник встанет на постамент, напоминающий крепость. Рядом с ним на круглой площадке разместят шары с выписками из исторических документов, в частности императорский указ об учреждении оборонительной линии от Моздока до Азова.
Но тут же разгорелась дискуссия, в каком месте Ставрополя нужно ставить монумент. Казаки настаивали на Крепостной горе. Однако администрация такой вариант отвергла, поскольку планировки этой исторической части города нет вообще, и дальше разговора дело не идет.
Администрация сделала вид, что надо-де посоветоваться с горожанами, и объявила на сайте сбор предложений. «Большинство» решило: монумент должен стоять на площади Фрунзе, в нижней части города, где и возникла казачья станица, положившая начало строительству Ставропольской крепости.
Жарким был спор и по поводу исторической достоверности памятника Сергея Олешни. Ведь в закладке Ставропольской крепости участвовали не только хоперские казаки, но и владимирские драгуны, а им места на монументе не нашлось.
Да и сами историки до сих пор не могут договориться, кого нужно считать основателями Ставрополя: одни настаивают только на казаках и драгунах, другие требуют не забыть про крестьян и мещан.
Деньги на монумент решили собирать, что называется, всем миром. Казаки города учредили в феврале благотворительный фонд «Хоперцы», в копилке которого сейчас около 4 млн. рублей, но это втрое меньше, чем требуется.
Сколько понадобится времени на сбор всей суммы, неизвестно. К примеру, на строительство звонницы Казанского храма, начиная с 2004 года, только из краевого бюджета потратили более 90 млн. рублей. Когда казенные средства иссякли, объявили народный сбор денег, а стройка по прежнему стоит как вкопанная.
Ставрополь давно нуждается в увековечивании памяти замечательного пейзажиста Павла Гречишкина, заслуженного художника России, прославившего краевой центр и страну. Гречишкин объездил почти всю планету, но на своих живописных полотнах, которых у него более тысячи, воспевал прежде всего красоты родного Ставрополья.
Художник ушел из жизни в 2009 году, и вскоре администрация города объявила конкурс, на который было представлено восемь проектов авторов из Москвы, Ростова-на-Дону, Ставрополя и села Александровского. Победу одержал снова ростовчанин Дмитрий Лындин, уже изваявший несколько десятков скульптур в донской столице.
Скульптор предложил изобразить Гречишкина сидящим на пригорке и всматривающимся вдаль, словно бы он выбирает натуру для очередной картины. Чиновники администрации решили, что монумент будет стоять у картинной галереи Гречишкина по улице Морозова.
Однако в среде архитекторов и скульпторов пошли разговоры, что на улице Морозова, на фоне здания мечети, памятник смотреться явно не будет. Такой скульптуре нужен простор, а соседствовать два разностилевых произведения искусства не могут.
Почему же выбор именно пал на место у мечети? А потому, что таким оказался результат интернет-голосования. Нехитрый способ «народного волеизъявления» мэрия города в последнее время невероятно полюбила, демонстрируя безграничный «демократизм». Но в таком «демократизме» много подводных камней, не говоря уже о возможности легко подогнать мнение большинства под волю меньшинства.
Да и разве домохозяйке с сантехником решать, где стоять памятнику Гречишкину?! У замечательных наших граждан для этого нет соответствующих знаний, а часто и художественного вкуса. Это все равно, что путем интернет-голосования решать, как, скажем, делать хирургические операции или принимать роды.
Проект памятника, его изготовление и установка должны проходить через «сито» художественной комиссии из скульпторов, архитекторов, художников, дизайнеров, историков. А «втыкать» памятники куда ни попадя, без учета просвещенного мнения художественной общественности, – это проявление чиновничьего волюнтаризма, самоуправства, обывательской вкусовщины.
На минувшей неделе интернет-голосование по выбору лучшего варианта скульптуры, посвященной предпринимательству, объявила Торгово-промышленная палата края. И снова вопрос формирования городской среды отдан на откуп «большинству», как будто в крае не осталось больше профессионалов, которых, конечно же, всегда меньшинство.
Похоже, в ТПП пока и понятия не имеют, что вообще они хотят соорудить: величественный памятник или современную инсталляцию? При этом никого не волнует, в каком месте собираются поставить скульптуру.
К слову, год назад ТПП уже проводила конкурс на разработку памятника ставропольским предпринимателям.
Тогда на итоговое заседание комиссии было вынесено девять работ, но ни одна из них «худсовету» не понравилась. Вернуться к вопросу решили после завершения работ по созданию пешеходного сквера вдоль улицы Доваторцев. Только к этим работам администрация Ставрополя не приступила до сих пор, несмотря на постоянные обещания.
Свободное городское пространство в Ставрополе (которого и так немного, особенно в центре) ныне потихоньку заполоняют так называемые малые скульптурные формы, авторы которых пытаются привнести в дыхание города частицу тепла и уюта...
Вызывает добрую улыбку, например, фигура дворника у здания комитета городского хозяйства по улице Дзержинского – толстый добряк в фартуке, в сапогах и с метлой. Человеческое, не пропитое (как принято считать, бывает у дворников) лицо, натруженные руки... Прошлым летом на углу улиц Пушкина и Ленина появилась скульптура сантехника, выглядывающего из канализационного люка. Установил ее добродетель, который пожелал остаться неизвестным. Скульптура симпатичная и очень даже вписалась в окружающее пространство. Пусть он улыбается прохожим, а они – этому вечному трудяге!
Около входа на ставропольский пивоваренный завод (на улице Спартака) поставили скульптуру его основателя Антона Груби. Австрийский пивовар, который поселился в Ставрополе в конце 1880-х годов, изображен в шуточном виде: он восседает верхом на пивном бочонке, с пенной кружкой в руке.
А перед караоке-баром в нижней части города появилась такая же прикольная скульптура дядюшки Сэма в цилиндре, с тростью, часами на цепочке, толстой сигарой в зубах - собирательный образ американских капиталистов времен Великой депрессии. А что – выглядит забавно!
Но появились в Ставрополе и такие «формы», от вида которых разве что только скулы не сводит. Например, скульптура в сквере около краевого наркологического диспансера на улице Доваторцев, которая называется «Завязал» (в том смысле, что с дурными привычками покончено раз и навсегда).
Идея-то понятная, и право «витать в воздухе» имеет. Но каково исполнение?! Даже подойдя вплотную, не поймешь, что именно «завязывает» железная конструкция, в которой с трудом угадывается человеческая фигура. Вроде какой-то железный прут скручивает из металлолома. Может, змею поймал и мучает, может, в приступе белой горячки схватил ремень и бросится сейчас гонять домочадцев…
Осмотрели мы и другие монументы, которые появились в Ставрополе за последнее время. Сначала отправились на проспект Юности, где полтора года назад поставили памятник «Защитникам Отечества от радиационных катастроф»: модель атома в ладонях.
Только руки почему-то изображены старческие, в глубоких морщинах. Как-то это не вяжется с тем, что на ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС были задействованы, как правило, люди молодые. На Ставрополье сегодня проживают свыше четырех тысяч жертв чернобыльской катастрофы, участвовали в ликвидации аварии почти триста ставропольцев, 40 семей краевой столицы потеряли кормильца.
...Рассматриваем бюст генерал-лейтенанта юстиции Михаила Ядрова, который появился в прошлом октябре на огороженной высоким забором территории гимназии №24 на улице 50 лет ВЛКСМ.
Ядров служил в органах госбезопасности, а в последние годы жизни работал в Следственном комитете России. Потому и открывал памятник лично глава следственного ведомства Александр Бастрыкин.
Но бюст генерала никто, кроме «избранных», не увидит – он установлен словно бы для «внутреннего пользования». Даже нам, журналистам, разрешили подойти к бюсту лишь после тщательной проверки, кто мы да откуда, а для надежности приставили охранника.
Подходим к зданию краевого следственного управления на улице Абрамовой, где прошлой весной появился памятник, посвященный 70-летию Победы. На красном гранитном постаменте – белая звезда на фоне георгиевской ленточки. Разглядываем монумент и не можем понять, почему ленточка оказалась разорвана звездой. Что этим пытался сказать скульптор?
Следующая остановка – Крепостная гора: там в июле прошлого года в ограде Казанского собора установили бюст Николая I, приурочив к 190-летию восшествия Николая Александровича Романова на престол. Имя императора тесно связано со Ставрополем: царь бывал у нас, следуя из Тифлиса в Петербург. Спустя несколько лет Большая Черкасская улица (ныне проспект Карла Маркса) была переименовала в Николаевскую, и носила это имя до революции.
Бюст получился добротным, но – вот странность! – императора, как бы стесняясь, упрятали за стенами собора, так что прохожим он не виден вообще! В чем тогда смысл его установки?!
Новый памятник, посвященный сотрудникам госбезопасности, открылся в декабре на проспекте Октябрьской революции перед зданием краевого управления ФСБ. На граните выбиты слова: «Высшая цель – служение Отечеству».
На гранитную тумбу нагромоздили карты (не поймешь – то ли топографические, то ли военные), знамя, разгрузочный жилет, автоматный рожок с патронами… Каждая деталь прописана с реалистической точностью, в чем, собственно, особого смысла нет. А вот какова идея монумента?
Нас смутило, что памятник какой-то «безжизненный», не «человеческий» – ни единой детали, которая бы символизировала победу органов безопасности над врагом.
Читается, будто в схватке с врагами поверженными оказались сами спецслужбы: в трагические моменты знамена лишь приспускают, а тут стяги сложили... Удивило и то, что обращен памятник лишь к тем, кто прогуливается по центру проспекта. А что видят те, кто ходит по тротуару? Пустой гранитный «задник».
Так же странно, к слову, развернут в сторону дороги и спиной к пешеходам памятник «Первой учительнице» около одного из корпусов СКФУ на улице Пушкина. И саму учительницу, и лирическую надпись на монументе видят только проезжающие автомобилисты.
Мимо некоторых памятников просто пробегаешь, не подымая глаз, потому что никаких добрых чувств они не вызывают, а часто их вид и состояние даже неприятно изумляют.
У памятника губернатору Николаю Никифораки на Ермоловском бульваре сыплются погоны; у памятника чернобыльцам на проспекте Юности отваливается плитка… Барельефы почетных граждан напротив входа в Воронцовскую рощу (ныне парк «Центральный») красят черной краской.
После неуклюжей реконструкции не узнать и скульптуру «Мальчик и девочка» на Ермоловском бульваре: их густо покрасили ядовито-золотой краской.
А бюсты Ленина с Марксом на бульваре (прямо напротив мэрии) покрыли таким слоем кладбищенской серебрянки, что даже в ночи светятся как призраки.
Памятник мелиораторам на улице Ленина, возле Дома водников, как в насмешку над самой идеей, стоит «сухим». В том смысле, что в чашу должна постоянно бежать вода, а потом широкими струями стекать в бассейн, без чего сама скульптурная группа теряет не только свое обаяние, но и смысл. Это все равно, что построить фонтан и не подвести к нему воду. На чем экономят водники?!
Зато за последние годы улицы Ставрополя заполонили не только памятники и скульптуры, но и низкопробные поделки, которые выдают за некие «художества». Так, еще пять лет назад сити-менеджер Игорь Бестужий с большой помпой открыл на Крепостной горе... «Лавку влюбленных».
Таких «лавок» в стране сотни – образцы пошлости и безвкусия. Следом появилась такая же аляпистая «Скамья примирения» в городском парке Победы.
Большим любителем подобных поделок оказался и нынешний сити-менеджер Андрей Джатдоев. Каждый год ко Дню города в центре устанавливают странные конструкции: то громадные ангельские крылья с подписью «Ставрополь – город, который окрыляет», то огромную, в человеческий рост, скамейку. Выглядят они на фоне исторических фасадов, мягко скажем, нелепо. Но и простояли недолго, всего несколько месяцев, после чего сочли за лучшее их с улиц убрать.
Зато уже три года красуется посреди площади 200-летия цветочная композиция «Подкова счастья». Пресс-служба администрации разнесла весть о том, будто ее якобы установили на народные деньги, в сборе которых участвовали более четырех тысяч человек.
И вот сегодня эту нелепую металлическую «дуру» тоже представляют едва ли не как достопримечательность. Что конструкция делает на огромной просторной площади, посреди которой выглядит инородным телом, да еще и невесть что отражающим?! Возможно, она могла бы украсить двор чьего-то особняка, хозяин которого «академий не кончал», зато деньги девать некуда. Но вот за наши, налогоплательщиков, деньги мозолить глаза убожеством – тут уж извините...
Более того, авторы «подковы» проявили себя как незнайки из мультфильма: подковы, как известно из русского фольклора, располагают «рогами» вверх, чтобы падающее с небес счастье задерживалось на них. В Ставрополе же подкова установлена «рогами» вниз. Читается между строк: счастье в городе не задержится, сколько бы его ни свалилось.
Но прохожим это по барабану: развешивают по всей подкове «замочки на память». Так в голову горожанам, мало читающим и мало знающим, вдалбливаются ложные «традиции» и «ценности».
Из ряда низкопробных поделок и «Знак, с которым все фотографируются», установленный ко Дню города в 2013 году на Александровской площади Ставрополя. Что-то вроде дорожного знака, только приземистый и невзрачный. Кого-то это так достало, что он свернул знаку «башку», освобожденная от него площадь только эстетически выиграла. Правда, ненадолго – странное изделие восстановили.
А потом чиновников опять прорвало. По всему городу стали вырастать такие же «знаки», рядом с которыми, судя по надписям, нужно «звонить маме», «танцевать», «петь», «поздравлять с днем рождения», «загадывать желания», «заниматься спортом», «назначать свидания», «признаваться в любви»... Подобных тупых символов по городам России наберутся сотни: местные дизайнеры «передирают» друг у друга примитивные поделки, а нам на них «любоваться»?!
Безусловно, творческих людей на Ставрополье много, но не всякие «художества» должны становиться частью улиц и площадей. Потому как городское пространство, с его сложной и многослойной эстетикой, принадлежит всем! Любая скульптура должна быть общей гордостью и радовать каждого, а не только ее авторов.
Этой простой истины, похоже, не понимают чиновники Ставрополя, которые и разрешили на улицах города городить все, что кому вздумается. Потому и наш город вслед за строительной, архитектурной и рекламной анархией захлестнула новая напасть – анархия скульптурная.
Как же бороться с этим засильем, раздражающим глаз и вкус?! Этот вопрос «Открытая» адресовала известным скульпторам Ставрополя, которые выскажутся на страницах газеты в ближайших номерах.