Уничтожение Ботанического сада, разорение малого бизнеса, отток жителей, огромные автомобильные пробки – такова истинная цена нового губернаторского мегапроекта в дорожном строительстве
Двойные стандарты
Проект новой транспортной развязки в Ставрополе стоимостью 4 млрд рублей должен пройти широкое общественное и экспертное обсуждение. Этого требует от краевых и городских властей в видеообращении председатель общественной организации «Наша инициатива», бывший депутат гордумы от ЛДПР Александр Куриленко.
Самая дорогая в истории края автомобильная развязка должна появиться на пересечении улицы Ленина и проспекта Кулакова в Ставрополе.
Ее предварительная стоимость – 4 млрд рублей, и это без учета переноса коммуникаций. Причем даже предварительная стоимость мега-проекта постоянно росла: поначалу называлась сумма в 1,5 миллиарда, затем в 2,5 миллиарда.
Сколько будет реально стоить трехуровневая развязка, неизвестно. Но в любом случае, как подсчитали эксперты «Нашей инициативы», она будет в разы дороже, чем обходится содержание и строительство всех городских дорог. В частности, в 2020 году дорожный фонд Ставрополя составит 950 млн рублей.
При этом новая развязка – дорогостоящая, но абсолютно ненужная. И более того, даже вредоносная, как считает транспортный эксперт Андрей Черняков. Доводов у него несколько.
При строительстве развязки будут сооружены подземные переходы, которые недоступны для трети населения (в основном маломобильных категорий – пенсионеров, мамочек с детьми, инвалидов). На прилегающих улицах будут стерты пешеходные переходы, зато увеличится протяженность пешеходных маршрутов.
Новая развязка как нож отрежет два развитых района жилой застройки – Ботанику от психбольницы. Начнет падать цена недвижимости, у малого бизнеса снизится выручка, люди начнут переезжать. То есть некогда один из лучших городских районов перестанет быть привлекательным для жизни, пишет эксперт Черняков.
Граждан, по сути, подсадят на иглу автомобильной зависимости, ведь даже ходить в магазин пешком станет невозможно. То есть строительством новой развязки администрация Ставрополя как бы сама намекает, чтобы люди не ходили пешком, а покупали авто.
Трехуровневую эстакаду и подземные переходы очень дорого содержать. После постройки развязки ее содержание тяжким (а возможно и неподъемным) бременем ляжет на дефицитный городской бюджет.
Наверняка после открытия развязки исчезнут троллейбусные линии на пересечении Ленина и Кулакова, а здесь ходят три троллейбуса – №1, 7 и 9. Таким образом, город в один момент может лишиться половины маршрутов, после чего троллейбусный парк можно будет сразу закрывать.
Строительство развязки займет не менее двух лет. И на это время город погрузится в еще большие пробки: будут перекрыты улица Ленина, Объездная улица и проспект Кулакова, увеличатся перепробеги машин, количество ДТП и расход бензина.
Наверняка будут частично вырублены Ботанический сад и сквер Памяти. То есть колоссальный урон понесет городская экология.
Быть может, игра стоит свеч, и Ставрополю наконец-то удастся решить проблемы пробок? Ничего подобного! Даже изучив дорожную ситуацию по сервису «Яндекс.Пробки», можно понять, что причина пробок – это наличие «бутылочных горлышек» до и после перекрестка.
«Наша инициатива» еще в декабре направляла в министерство транспорта Ставрополья запрос по поводу строительства развязки.
Из ответа понятно, что никто даже не проводил какие-либо исследования или моделирование транспортных потоков, проходящих через перекресток Ленина-Кулакова. То есть просто губернатору и мэру очень захотелось освоить 4 млрд рублей.
Михаил АНТОНОВ