Директор школы – бывшая горожанка, учит сельских ребят трудиться и любить свою малую родину
Под одной крышей три поколения
Татьяна Валерьевна родилась в Ставрополе. Ее мама – коренная ставропольчанка. Папа из сельской местности, из гребенских казаков, но большую часть жизни живет тоже в городе.
- Я училась в пединституте на русской филологии, - рассказывает Татьяна Валерьевна, - и у нас после второго курса была диалектологическая практика. Большинство девочек – из сельской местности, вот домой и поехали. А мне куда? Подруга пригласила к себе в Расшеватскую. И я две недели прожила у нее дома, в казачьей семье.
Поразило, насколько живы там старые традиции, несмотря на то, что приближался уже 21-й век. Этот особый, непривычный для меня уклад жизни, пленил меня, показалось, что в этом ретроградстве был какой-то глубокий смысл, который делал людей сильнее, мудрее.
Там же, в Расшеватке, я познакомилась со своим будущим мужем, Васей Толоконниковым, студентом ветфака Ставропольского сельхозинститута. Когда встал вопрос, где и как нам жить после учебы, подумав и взвесив все за и против, решили ехать в станицу, там мужа уже ждала работа ветврачом в местном колхозе. Для меня это было непростое решение, и я не сразу вписалась в станичную жизнь.
Так Татьяна стала «завезенкой», как в станице испокон веков называли жен казаков, привезенных со стороны. А это значило, что к тебе особое внимание, что уважение людей и тем более их любовь надо еще заслужить.
- Я думала, что легко впишусь в станичный быт. В Ставрополе у нас была дача, стало быть, к работе на земле я привычна. Но одно дело обрабатывать шесть соток, другое – тридцать! А еще живность, а уборка двора!
Я видела, что за мной внимательно наблюдают свекровь и бабушка, и далеко не все, что я делала, им нравилось. А жили мы в доме мужа. Сначала здесь под одной крышей жило три поколения, а потом, когда родилась у нас дочь, и четыре.
Здесь так принято, старший сын должен жить с родителями. Ему во всем помогают, а потом и он обязан досматривать родителей.
- Надеюсь, вас там не гнобили, как это у Некрасова: «Будет бить тебя муж-привередник, и свекровь в три погибели гнуть», или, как в старых советских фильмах о казачестве, где невестки и слова молвить не могли?
- Нет. Свекровь и бабушка – мудрые женщины, я им благодарна за терпение и хорошую науку.
Свекровь, кстати, тоже учительница, хорошо понимала меня. Даже раньше срока ушла на пенсию, чтобы помогать приглядывать за маленькой дочкой, и тем самым позволила мне реализоваться в профессии.
Вообще, преимуществ у большой семьи, где под одной крышей живут несколько поколений, очень много. В этом великая мудрость предков, - говорит Татьяна Валерьевна. - Сейчас, когда мы стали жить самостоятельно, я поняла, что нам стало труднее.
Что такое – расшеватский образ жизни?
В этом образе жизни много всяких нюансов.
Кровать надо заправить, например, не просто, чтоб было аккуратно, а с шиком. Подушечка на подушечку кладется, башенкой в виде пирамидки. Белье вывесить для сушки тоже как попало нельзя. Женское с женским, мужское с мужским, детское отдельно. И по цвету, и по размеру надо гармонию соблюсти.
- Мы купили стиральную машинку-автомат, а у нее мощность такая, что если параллельно утюг включить – пробки выбивает. А у расшеватцев нельзя, чтоб белье постирать сегодня, а завтра выгладить. Надо, чтоб все в один день, чтоб ничего не валялось. А я не могу параллельно утюжить, - вспоминает Татьяна Валерьевна, - вот бабушка меня постоянно и спрашивала: «Ты уже погладила, нет?» Объясняю, что не получается теперь так, как у них принято. Она смотрела, смотрела и говорит: «Гадня, твоя машинка, неправильная какая-то!»
Может это показаться, действительно, привередливостью, вредностью, но за этим, по мнению Татьяны Валерьевны, стоит стремление к порядку, желание, чтоб у тебя в доме и во дворе было «красивше, чем у других», чтоб люди видели – эта семья крепкая, ладная, здесь блюдут свое достоинство.
При всей суровости семейных взаимоотношений в станичных семьях царит культ детей. Здесь разобьются, но сделают все, чтобы их дети были не хуже других: и в одежде, и в поведении, и в учебе. Если студенты едут учиться в города, то им стараются там квартиру купить, чтоб по общежитиям не мыкались, не развращались, а жили достойно.
При всем этом как-то умудряются детей не баловать, они и к работе приучены, и умеют добиваться цели в жизни, и, «выбиваясь в люди», в массе своей носы не задирают, скучают по родной станице, помнят, что многим обязаны именно своей малой родине, ее людям.
Понятно, что исключения бывают, в семье, как говорится, не без урода, но тенденция очевидная – расшеватцы идут по жизни достойно, не срамят родословной.
Я сам знаю много выдающихся фермеров-станичников. Они сделали сами себя, что называется, с нуля, и детей приохотили к работе на земле, и они теперь достойно продолжают дела отцов.
Есть среди станичников и военачальники, и ученые, и целая куча секретарей райкомов, крайкома, а теперь и бизнесменов, чиновников. И большинство из них не порывают связей со станицей и гордятся своим расшеватским происхождением.
Хеллоуин — не наш праздник
Уже 11 лет Татьяна Валерьевна – директор станичной школы. Переняв эстафету от коренной казачки Любови Петровны Певкиной, она продолжает в воспитательной работе опираться на традиции казачества. Расшеватская школа имеет официальный статус учебного заведения с казачьим компонентом в воспитательной работе.
Не буду вдаваться в подробности, уже рассказывал об этой школе. Но, думаю, весьма характерен такой пример. Когда в школе проводили опрос, какие праздники ребята считают молодежными, никто не назвал Хеллоуин.
Даже официальный День молодежи не самый любимый праздник у расшеватских юных. Зато в почете «Краса-казачка», «Попов курган». Это чисто школьные местные праздники, которые связаны с историей станицы, ее культурными традициями и героическим прошлым.
- Я не люблю такие слова как космополитизм, толерантность в ее западном толковании. Человек должен любить свою родину, чтить предков и хранить свою культурную идентичность. Если он будет хранить то, что ему любо, он будет понимать и то, что дорого людям другой национальности, культуры, говорит Толоконникова.
Это я поняла, живя в станице, окунувшись в ее семейный быт. И здесь нет никакого противоречия с современной жизнью.
Опыт наших молодых станичников говорит о том, что они прекрасно вписываются в сегодняшнюю жизнь и не выглядят в ней белыми воронами. Наоборот, наличие крепкого фундамента позволяет им не потерять себя в самых сложных жизненных обстоятельствах.