Фальшивое образование – венец коррупции в стране, считает доктор философских наук Вахит Акаев
Вахит Хумидович Акаев - известный ученый-кавказовед, доктор философских наук, профессор Чеченского государственного университета, заведующий кафедрой теории и истории социальной работы. Тема фальшивого образования, затронутая в статье «Липовая роща» (№ 31 от 11 августа 2011 г.), не могла не иметь своего продолжения. Уж больно много откликов на нее поступило от читателей - обычных выпускников вузов и докторов наук. Сегодня на тему фальшивого образования мы беседуем с доктором философских наук Вахитом Акаевым.
- Вахит Хумидович, где искать корни коррупции в современной России? Некоторые считают, что они - в «липовом» образовании.
- Коррупция в современной России явление сложное, трудно найти хоть одну область, где она отсутствует. Существует она и в системе российского образования, но сводить ее корни только к «липовому» образованию было бы некорректно. Положение в сегодняшнем образовании - следствие той коррупции, которая обрела масштабный характер в государстве. Ни общество, ни государство не могут найти эффективную систему ее преодоления.
А так называемое «липовое», или поддельное, образование, с моей точки зрения, является «венцом» всей коррупционной системы в нашей стране.
Что может быть более опасным для работы учреждения, компании, существования государства, общества, чем наличие руководителя, имеющего фальшивое образование? Что может быть хуже приобретенного в московском метро диплома о высшем образовании?
- Что хуже для общества - фальшивый диплом или отсутствие знаний при полученных законным порядком корочках?
- То, что мы называем «липовым» образованием, явление перестроечных и постперестроечных процессов. Это связано с разрушением советской системы образования, расшатыванием государственных контрольных функций. Во многом изменились образовательные стандарты, отвечающие потребностям государства, общества, научно-техническому процессу.
Раньше стране были нужны образованные, интеллектуально развитые кадры. Знания, профессиональные и деловые качества ставились во главу угла при подборе и расстановке этих кадров. Были и тогда, конечно, индивиды с купленными дипломами, но их быстро находили, снимали с работы, сажали и отправляли в соответствующие места. Общественное мнение было против таких «кадров», поэтому и явление не было столь распространено, как сегодня.
Понятие «липовое» образование, будучи народным выражением, имеет переносный смысл, но не имеет ни юридического закрепления, ни научного определения. Нынешние реалии в стране и в различных регионах, в том числе и на Северном Кавказе, таковы, что появилось столько носителей поддельных корочек, что при одной только мысли, какой ущерб это явление наносит обществу, волосы дыбом становятся.
- Какова, на ваш взгляд, перспектива государства, имеющего этаких специалистов?
- Представьте ситуацию, когда фальшивый диплом имеет врач, педагог, судья, инженер. Осуществляемая ими деятельность при отсутствии профессионализма – преступление, совершаемое против своего же народа, общества и государства. Для нашей страны слишком дорого обходится безграмотность людей, некомпетентность, непрофессионализм управленческих кадров, специалистов.
Подобная ситуация негативно отражается на экономике, ослабляет безопасность, не позволяет быть конкурентоспособным. Сила государства, как мне представляется, в наличии великолепной и доступной системы образования, которое при желании может получить средних способностей человек.
Сегодня сложилась ситуация, когда образование находится в состоянии дефундаментализации, дегуманизации и денационализации. И это прямое следствие тех болезненных, противоречивых реформ, происходящих в стране. В ходе такой ситуации сложились условия получения «высшего» образования, не посещая лекций, не отвечая на семинарах, не показывая личностных способностей…
В мое время в вузе высоко ценились знания, мы учились, соревнуясь друг с другом, решали задачи на скорость, знали, кто способен, талантлив. Таких ставили в пример. Получивших красные дипломы направляли на престижную работу.
Ныне иная ситуация. Нередко имеющий красный диплом не может на трех страницах написать аналитическую справку по проблеме специализации. А талантливому выпускнику с красным дипломом сложно трудоустроиться без протекции. Таких примеров на Северном Кавказе много, немало их и в Чеченской Республике.
- С вашей точки зрения, какова причина такого широкого распространения коррупции в образовании?
- Я работаю в системе образования и науки 38 лет. Для меня этот вид жизнедеятельности - святая святых. Когда был аспирантом, имел «слабость» изучать различные модели образования в мире - немецкую, британскую, шведскую, американскую, японскую.
Помню, при изучении японской системы образования встретился с описанием интересного факта. Покаявшийся за взятку преподаватель одного из японских университетов подвергся такому общественному осуждению, что, не выдержав этого, бросился вниз с 16-го этажа.
В 1998 году, находясь в США, составил представление об американской системе образования. В 2008 году, находясь в командировке в Норвегии, изучал норвежскую систему образования.
И раньше, и сейчас я сталкиваюсь с тем, что коррупция в образовании в этих странах не только карается государством, но и жестоко осуждается обществом. Для Запада коррупция в образовании – это недопустимое явление, преследуемое государством, вызывающее общественный протест.
Коррупция в образовании в России многолика. В городах появились фиктивные вузы, предлагающие фальшивые дипломы, филиалы престижных российских вузов, вся суть образования в которых – это купля-продажа оценок и дипломов.
Помнится одно выступление бывшего министра образования страны Филиппова, который заявил, что оплата репетиторства, общая сумма взяток на вступительных и курсовых экзаменах превышает годовой бюджет этого ведомства. Сегодня ситуация стала еще хуже. Некоторые эксперты считают, что в России ежегодная общая сумма взяток за поступление составляет около 520 млн. долларов США.
В стране происходят странные вещи. Ввели ЕГЭ, а взятки за поступление в вуз выросли в два раза, их дают и в школе, и в вузе. И это знают все. Слава Богу, стали появляться случаи, когда на основе самостоятельно полученных баллов молодые люди стали попадать в высшие учебные заведения. Но как минимизировать коррупцию? Вопрос сложный, в этом должны быть в равной степени заинтересованы и государство, и общество.
- Есть ли реальные способы борьбы с коррупцией в образовании?
- При наличии политической воли такие способы найти можно. Но я пока не вижу конкретных механизмов, задействовав которые, можно было бы начать борьбу по ее искоренению. Даже президент России, начавший «крестовый поход» против коррупции, не может предложить что-либо существенное в плане обуздания этого социального зла. В обществе не сложился дух неприятия коррупции, хамства, обмана, лести и прочих человеческих «слабостей».
Более того, власть сегодня не нуждается в образованных молодых людях, хотя общество в этом очень нуждается. Власть нуждается в слепых исполнителях, готовых услужить начальнику, выполнить любую его прихоть. Мыслящие люди, подвергающие сомнению глупости чиновников, государству не нужны.
Коррупция в образовании приняла гигантский размах, ее вред выражается в миллиардных убытках, и она может лишить многих бесплатного образования, не позволит реализовать цель «образование для всех». Она опасна для будущего нашей молодежи. Для борьбы с коррупцией следует принять не только соответствующие законы, но важно усилить общественный контроль, подключить родителей, профсоюзы, молодежные организации. Словом, здесь нужна системно организованная работа.
- С какими дипломами и знаниями чаще можно встретить специалистов в Чеченском государственном университете?
- Наш университет испытал серьезные потрясения: исход очень многих высококвалифицированных кадров, резкое снижение уровня образованности и научной подготовки преподавателей, явную нехватку кандидатов и докторов наук.
Но, несмотря на все это, он имеет хорошие перспективы. На работу в университет мы принимаем только лучших выпускников различных факультетов. Они и опытные преподаватели, не имеющие научных степеней, втягиваются в научные исследования, которые становятся основой для написания кандидатских и докторских диссертаций.
Такая система дает положительные результаты. Хочу также отметить, что у чеченской молодежи после кризисной ситуации появляется стремление к знаниям, освоению новых технологий, потребность в науке.
Вместе с тем я покривил бы душой, если бы не отметил, что далеко не всегда получаемые дипломы отражают высокий уровень квалификации и профессионализма наших выпускников. Хотя учатся и оканчивают наш университет немало талантливых молодых людей. Работая с ними, сознаешь свою полезность, нужность обществу и государству.
И у нас встречаются случаи приобретения фальшивых дипломов кандидатов и даже докторов наук. Буквально на днях в одном из вузов Чеченской Республики имел место такой случай.
Преподаватель принес заявление на имя начальства с просьбой повысить ему зарплату, при этом показал диплом кандидата наук. Но этот диплом выдан не ВАКом, на нем печать одного из московских вузов. Кадровики, разобравшись в ситуации, посоветовали «кандидату наук» не позориться.
Для республики подобные явления не являются распространенными. А вот дипломы с высшим образованием через различные филиалы получило немало случайных людей. В целях противодействия дискредитации высшего образования в Чеченской Республике закрыты почти все существовавшие филиалы от различных вузов.
Елена СУСЛОВА
Как не стыдно профессору, так он сам готовит липовых кандидатов наук у нас в Ростове, он за деньги таких дураков привозит, что мы тут диву даемся, и все чиновники, нет ни одного преподавателя! Совести у него не , вот и все
Коррупция в науке процветает по всей стране. Знаю это не по наслышке. Верю, что Великая российская наука справится с этой бедой! Аркадий [email protected] [3]
Официально для всех!!!. Под покровительством своего куратора Ю.В. Белого начальник управления ветеринарии СК Марченко за 2 года получил диплом ветеринарного вельдшера Александровского техникума и диплом ветеринарного врача одного из вузов КБР. КЛАСНО!!!. Мой племянник тоже "хочет получить"за 2 года дипломы- МГУ и Плехановского института.
Вахит Хумидович Акаев - известный ученый-кавказовед, доктор философских наук, профессор Чеченского государственного университета, заведующий кафедрой теории и истории социальной работы,благополучно ушёл от принципиального ответа на вопрос "где искать корни коррупции в современной России?". А ответить в принципе несложно/ Её корни-в гнилом,преступном общественно-политическом строе ,который может определяться по-разному.Олигархический коррумпированный капитализм-так можно назвать то,в чём мы живём. Когда каждое выступление ,все дела властей любого уровня аморальны,а народ молчит и терпит-так общество и, в первую очередь русский народ,выгнивают на корню.Этого мы.к сожалению,не услышали в "дипломатичнском " ответе маститого учёного из Грозного.А даль.