Чиновники, прокуроры и полицейские закрывают глаза на махинации в сфере ЖКХ, доказывает тщательным анализом платёжных документов Валентина Фомина
Я много лет работала в сфере экономики и бухучета на крупных предприятиях Ставрополя. Выйдя на пенсию, надеялась, что смогу наконец-то отдохнуть, уделив время внукам. Но вместо этого пришлось тратить его на совсем иное. Так, в 2005 году во дворе дома по ул. Тухачевского, 9/4, где я живу, компания «Александрия» начала возводить еще одну многоэтажку.
«Открытая» в статье «У точки кипения» (№32 от 17 августа 2005 г.) рассказала о нашей судебной борьбе с этой незаконной стройкой, которую, к сожалению, мы проиграли. Уже тогда я убедилась, насколько крепка в Ставрополе броня «вороваек», проворачивающих аферы в сфере строительства: на их проделки закрывают глаза прокуроры, полицейские, чиновники, судьи...
Но еще вольготнее себя чувствуют те самые «воровайки» в сфере ЖКХ. Нашим домом управляет ООО «Управляющая компания №8» (УК-8). О том, каким образом оно получило это право, разговор особый: собрание собственников помещений не проводилось, никаких решений они не принимали. О том, что нашим домом управляет УК-8, лично я узнала только в момент получения копии договора управления в мае 2012 года.
После этого через суд я пыталась доказать, что УК-8 незаконно начисляет нам плату за жилищно-коммунальные услуги. Исковое заявление попало к судье Промышленного районного суда Наталье Долгополовой, которая вернула его мне, даже не рассматривая.
Последние три года я не оплачиваю платежные документы, которые предъявляет мне к оплате УК-8. Мне удалось провести финансово-экономический анализ платежек, которые получают мои соседи. По моим расчетам оказалось, что ежемесячно стоимость услуг УК-8 увеличена на 53,3 тысячи рублей. Учитывая, что под управлением УК-8 таких многоквартирных домов более 50, нетрудно подсчитать размеры приписок по невыполненным работам и услугам.
Л юбой денежный документ, будь то чек в магазине или накладная на отпуск материальных ценностей, оформлен с указанием ответственных лиц. А вот платежный «документ» за услуги ЖКХ на тысячи рублей не имеет никакого указания на ответственных лиц. Следовательно, он не подлежит оплате на основании п. 7 ст. 9 Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Согласно этому закону первичные учетные документы составляются лицом с указанием должности, фамилии и инициалов ответственного за правильность их оформления (либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц). Кроме того, согласно закону, первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после его окончания.
Валентина Фомина
ООО «УК-8» – юридическое лицо, исполнитель коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирного дома. Часть 2 ст. 161 ЖК РФ гласит, что «при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и выполненные работы, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме».
Однако по всем вопросам собственников дома по суммам, предъявленным к оплате в платежных документах, УК-8 отправляет собственников в АО «СГРЦ». Расчетный центр не несет никакой ответственности за указанные в платежных документах физические объемы энергоресурсов и не обязан давать разъяснения собственникам помещений, так как с ними не заключены никакие договоры.
СГРЦ направляет собственников с их вопросами в ресурсоснабжающие организации, но и там мы слышим тот же ответ: «Договоров с вами нет». В итоге для человека, который получил платежку, все вопросы так и остаются загадкой.
Да и о каком вообще качестве оказания услуг можно говорить, если за последние четыре года ООО «Управляющая компания №8» трижды(!) меняло ИНН. Договоры на управление домом, заключенные в 2012 и 2015 годах, приложения к ним и дополнительные соглашения составлены в одном экземпляре и подписаны одним собственником. Безо всякого проведения собраний, в нарушение ст. 162 ЖК РФ.
Затраты по содержанию общедомового имущества должны быть рассчитаны на основании существующих правил и определенных нормативов по каждой категории жилых домов. Утверждать их должна Региональная тарифная комиссия, причем без учета НДС (в соответствии с п. 29 ст. 149 НК).
В реальности же Региональная тарифная комиссия края при утверждении тарифа на энергоносители потребителям на собственные нужды включает НДС в размере 18% в противоречие Налоговому кодексу. Затраты устанавливаются неким протоколом, состряпанным УК совместно с экономически безграмотным председателем существующего только на бумаге совета дома. При том что этот председатель получает плату от УК за счет средств, собранных с других собственников помещений дома.
За период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2015 года по нашему адресу: ул. Тухачевского, 9/4, к оплате предъявлены объемы энергоресурсов по общедомовым приборам учета.
Из-за отсутствия приборов учета электроэнергии в местах общего пользования применяться для расчетов должен норматив, установленный министерством ЖКХ края (до 1 июля 2015 года – 2,84 кВт на 1 кв.м общедомовой площади, а с 1 июля – 2,87 кВт). Таким образом, согласно нормативам, мы должны платить за ОДН 61,5 тысячи кВт. Однако реально предъявлено к оплате 76,6 тысячи кВт электроэнергии. Превышение над нормативом составило 15,1 тысячи кВт на общую сумму 55 тысяч рублей.
Точно таким же образом собственникам помещений в доме были незаконно предъявлены к оплате суммы на ОДН по холодному водоснабжению. УК-8 не выполняет объемы работ по содержанию общедомового имущества в надлежащем санитарном состоянии, вместо управляющей компании этим занимаются собственники помещений дома. Для этого применяется вода из собственных кранов (снабженных, разумеется, индивидуальными приборами учета).
Следовательно, расхода воды на ОДН по нашему дому не может быть в принципе. Однако УК-8 за три года незаконно начислила нам почти 6,3 тысячи кубометров. Кроме того, были якобы «потеряны» еще более 4,8 тысячи кубометров. Общая сумма фиктивных потерь (а по сути, приписок) – 339 тысяч рублей.
Что касается теплоэнергии (на отопление и горячее водоснабжение), то по показаниям общедомовых приборов учета нам необоснованно была предъявлена оплата за 968 Гкал на общую сумму 1,6 млн. рублей. Кроме того, из показаний приборов учета видно, что температурная разница между холодной и горячей водой незначительная (температура горячей воды по нормативу должна составлять 50-60 градусов, а в наших кранах она была не горячее 41).
Общая сумма приписок по трем видам энергоресурсов (электричество, вода, тепло) составила 1 млн. 917 тысяч рублей. На каждый кв.м общей площади пришлось по 362 рубля! В нашем доме собственники помещений в основном малоимущие – дети войны и многодетные семьи, имеющие право на получение субсидий.
Следовательно, часть этой украденной суммы приписок была компенсирована из бюджета края. По моим подсчетам, приблизительно 958 тысяч рублей. И это, еще раз напомню, только в одном доме, который находится под управлением УК-8. При желании не составит труда подсчитать общий итог приписок и другим управляющим компаниям.
Дмитрий МЕДВЕДЕВ:
– В сфере ЖКХ находятся миллиарды рублей, принадлежащих нашим гражданам. А всего в эту сферу затянуты триллионы рублей. Все правоохранительные органы должны включиться в постоянную работу в этой сфере. Каждый рубль должен быть учтен. «Воровайки», которые существуют в этой сфере, надо закрывать. Сажать в тюрьму нужно вне зависимости от постов, званий и партийной принадлежности. Контролировать надо всех.
(Видеоконференция по борьбе с коррупцией в сфере ЖКХ и госзакупок, 10 октября 2011 г.)
Все факты приписок с подробными расчетами я направила на имя губернатора Владимира Владимирова с просьбой провести проверку. Однако чиновникам соответствующих служб все это оказалось неинтересно.
28 мая 2016 года я получила ответ из аппарата правительства края, что мое заявление передано в управление по строительному и жилищному надзору. А уже 4 июня управление сделало заключение: «Ранее по вашим обращениям управлением проводились внеплановые выездные и документарные проверки в отношении ООО «УК-8».
Опытному специалисту потребуется не менее десяти рабочих дней для проверки документов и расчетов, указанных в моем заявлении. Мне же сочинили ответ всего за шесть дней, отделавшись общей фразой: «Нарушений не выявлено».
Мое повторное письмо на имя губернатора было передано в краевое следственное управление, оттуда – в прокуратуру Промышленного района, затем в отдел полиции №3 по Ставрополю. Наконец оттуда в сентябре(!) пришел ответ о том, что мое заявление рассмотрел лейтенант полиции К. Толстоухов.
«В ходе проверки был направлен запрос в ООО «Управляющая компания №8» для предоставления информации о расчетах и установке стоимости коммунальных услуг. Ответ в настоящее время не получен. Таким образом, в материале проверки не усматриваются признаки состава преступления».
Такое «отказное» постановление сочинил Толстоухов, копию которого мне и прислали из полиции.
То есть лейтенант не снял показания заявителя, не получил оправдательных документов от ООО «УК-8» и всего за пять дней закрыл дело. Не найдя правды у чиновников и полицейских, я обратилась в Промышленный суд Ставрополя с исковым заявлением к УК-8 о признании предъявляемых платежных документов необоснованными. К заявлению приложила копии документов и подтверждающие расчеты суммы на ста листах.
Заявление, поданное 4 сентября 2015 года, судья Наталья Донских рассмотрела только 9 сентября 2016 года и в удовлетворении исковых требований отказала. После этого еще почти полгода не передавала дело в апелляционную инстанцию краевого суда, в которой я обжаловала решение Донских.