«Кавминводыавиа» снова меняет владельца. Выиграют ли от этого ставропольцы?
На минувшей неделе премьер Владимир Путин разрушил планы по созданию в стране нового авиаперевозчика «Росавиа», который планировал составить конкуренцию «Аэрофлоту». Напомним, что новую структуру планировали создать на базе госкорпорации «Ростехнологии» - два года назад ей передали принадлежащие Правительству РФ пакеты акций трех авиапредприятий («Владивостокавиа», «Саратовские авиалинии» и «Сахалинские авиатрассы»), а также трех авиационных ГУПов («Россия», «Оренбургские авиалинии» и «Кавминводыавиа»).
Новые активы «Ростехнологии» планировали акционировать, а затем объединить в холдинг, действующий под брендом «Росавиа». Парк новой авиакомпании должен был составить 250 грузовых и пассажирских бортов (у «Аэрофлота» их около сотни) с объемом перевозок до 20 млн. человек ежегодно.
В «Кавминводыавиа» тоже было начали подготовку к слиянию: предстояло разделить перевозочное и аэропортовое направления работы. Минераловодский аэропорт готовился обрести статус акционерного общества, а ставропольский - перейти в собственность края.
Однако грандиозным планам не суждено было сбыться - время для построения новой суперкомпании выбрали неудачно: экономический кризис подкосил рынок авиаперевозок (в прошлом году пассажиропоток в стране упал на 10%). Сначала не удалось договориться о стратегическом партнерстве с правительством Москвы, которому принадлежит компания «Атлант-союз». Потом прекратил работу из-за долгов вошедший в состав «Ростехнологий» альянс AirUnion («Красэйр», «Самара», «Домодедовские авиалинии»). Начались финансовые проблемы у «России» - за компанией числились астрономические долги, ей пришлось срочно помогать деньгами Стабфонда.
В общем, убедившись, что ничего толкового от появления на рынке авиаперевозок «Росавиа» не выйдет, Путин объявил о передаче всех авиационных активов «Ростехнологий» главной авиакомпании страны «Аэрофлоту». Схема, разработанная Минтрансом России, выглядит так: до конца 2010-го три ГУПа (в том числе и «Кавминводыавиа») будут акционированы и пройдут процедуру санации (оздоровления).
Сегодня «Аэрофлот» активно осваивает рынок международных перевозок, занимая 42% этого прибыльного сектора, а потому региональные рейсы придутся ему весьма кстати. По мнению экспертов, компания, скорее всего, превратит в полноценный хаб (аэропорт с большим числом внешних и внутренних рейсов) свое «родное» Шереметьево, а также два региональных аэропорта - во Владивостоке и Питере (Пулково). Международный аэропорт Минвод в качестве стратегического пока не рассматривается. Однако не исключено, что в связи с созданием нового Северо-Кавказского федерального округа он все же получит долгожданные финансовые вливания.
Между тем, по мнению ряда российских аналитиков, наиболее возможен такой сценарий: часть новичков «Аэрофлот» превратит в свои дочерние компании, другую часть распродаст за долги (выручить, правда, много не получится - авиакомпании, входящие в «Ростехнологии», имеют очень старый парк самолетов).
ФАС России уже заявила, что может предписать «Аэрофлоту» после объединения с авиационными активами «Ростехнологий» продать ряд маршрутов. Однако в ценообразование антимонопольщики вмешиваться не намерены. А зря. Уже высказываются опасения, что на внутренних направлениях, где «Аэрофлот» займет лидирующее место, билеты могут заметно подорожать. Если эти прогнозы сбудутся, то летать из Минеральных Вод смогут позволить себе лишь люди весьма состоятельные - и сегодня ведь услуги «Кавминводыавиа» многим не по карману.
Егор ВЕСЕЛОВСКИЙ,
обозреватель «Открытой»
Комментарий
Василий БАБАСКИН, генеральный директор ФГУП «Кавминводыавиа»:
– Форма собственности не должна влиять на качество и безопасность полетов. По крайней мере, существующая структура нашего предприятия (когда функции аэропорта и авиаотряда сосредоточены в одних руках) себя оправдала: мы имеем полностью замкнутый технологический цикл - от реализации авиабилета до отправки пассажира. Есть с кого спрашивать... Когда объединился с крупнейшим национальным перевозчиком «Аэрофлотом», у нас будет больше возможно-стей для замены существующего самолетного парка на новую технику. Это даст очередной толчок в развитии предприятия.