Президент смягчил пенсионную реформу для некоторых категорий граждан
О предпосылках реформы
Дискуссия о необходимости повышения пенсионного возраста началась не вдруг, не сегодня. Но решения не принимались, по тем или иным причинам откладывались.
Очевидно, что на рубеже 2020-х годов мы неизбежно столкнемся с серьезными демографическими проблемами. Чем они вызваны?
Каждые 25-27 лет во взрослую жизнь, когда можно создавать семьи, заводить и растить детей, у нас вступает гораздо меньшее число граждан, чем могло и должно было бы. Так происходит в результате тяжелейших демографических потерь во время Великой Отечественной войны. А это не только прямые потери, но и миллионы не родившихся в военные годы.
Период, когда во взрослую жизнь входило очередное малочисленное поколение, пришелся и на середину девяностых годов. Но именно в это время страна столкнулась еще и с тяжелейшим экономическим, социальным кризисом, с его катастрофическими последствиями. Это привело ко второму мощному демографическому удару.
Вывод понятен: сокращается трудоспособное население – автоматически снижаются возможности для выплаты и индексации пенсий. А значит, необходимы изменения.
Еще в 2005 году соотношение работающих граждан, за которых регулярно выплачиваются взносы в Пенсионный фонд, и граждан, получающих страховую пенсию по старости, у нас составляло почти 1,7:1. А в 2019-м оно составит практически 1:1. И если не предпринимать никаких мер, то мы не сможем сохранить доходы пенсионной системы. А значит, и доходы сегодняшних и будущих пенсионеров.
Как только нам удалось сформировать необходимые финансовые ресурсы, мы направили их на социальное развитие, на сбережение нашего народа. Начали реализацию долгосрочных демографических мер, включая программу материнского капитала. И это дало хорошие результаты. За последние 15 лет продолжительность жизни выросла почти на восемь лет.
Владимир Путин, президент России:
«Мы должны развиваться, преодолеть бедность и обеспечить достойную жизнь»
Об альтернативах реформе
Рассматривало ли правительство какие-то другие варианты, другие резервы для обеспечения устойчивости пенсионной системы без повышения пенсионного возраста? Конечно, да. Конечно, рассматривало.
Вроде бы эффективная, кажущаяся справедливой мера – введение прогрессивной шкалы подоходного налога. Этих средств в лучшем случае хватит на шесть дней.
Другой вариант – продать часть госсобственности, например, как некоторые предлагают, все здания Пенсионного фонда, включая его региональные отделения. Даже если мы все их продадим, а деньги направим на пенсии, сможем выплачивать их также порядка шести дней. Это тоже не выход!
Или предлагается обложить дополнительными налогами нефтегазовые компании, топливно-энергетический комплекс. Могу вам сказать: всего того, что мы таким образом сможем собрать, хватит, чтобы выплачивать пенсии максимум пару месяцев. Более того, так мы поставим выплату пенсий, всю пенсионную систему страны в крайне уязвимое положение, в зависимость от перепада цен на мировых рынках углеводородов.
Наше бездействие сейчас или принятие временных «косметических» мер было бы безответственно и нечестно по отношению и к стране, и к нашим детям.
О смягчении реформы
Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет.
Мы должны предусмотреть право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. То есть если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока.
Если четверо детей – на четыре года раньше. А для женщин, у которых пять и более детей, все должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет.
Для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, предлагаю установить особую льготу – право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста.
Для примера, человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года. То есть на шесть месяцев раньше.
Мы должны предусмотреть дополнительные гарантии, которые защитят интересы граждан старших возрастов на рынке труда. Поэтому на переходный период предлагаю считать предпенсионным возрастом пять лет до наступления срока выхода на пенсию.
Считаю необходимым установить для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приеме на работу граждан по причине их возраста.
О поручениях правительству
Предлагается увеличить максимальный размер пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста более чем в два раза – с 4900 рублей, как сейчас, до 11 280 рублей с 1 января 2019 года – и установить период такой выплаты в один год.
Необходимо закрепить обязанность работодателя ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты.
Нужно сохранить действующие условия назначения пенсий и для коренных малочисленных народов Севера.
Предлагаю уже с 1 января 2019 года начать выплаты 25%-ной надбавки к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих на селе, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве.
Предлагаю на три года уменьшить стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию: для женщин до 37 лет, а для мужчин до 42 лет.
Считаю принципиальным сохранить на переходный период, до завершения преобразований в пенсионной системе, все федеральные льготы, действующие на 31 декабря 2018 года.
Имею в виду: льготами по налогам на недвижимость и землю, как и прежде, смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины с 60 лет.
Предлагаю сохранить и все действующие региональные льготы – бесплатный проезд в общественном транспорте, льготы по ЖКХ, при капитальном ремонте и газификации, льготы на приобретение лекарств и ряд других.
Поручаю правительству предложить реальные стимулы для бизнеса, чтобы работодатели были заинтересованы принимать и сохранять на работе граждан предпенсионного возраста.
Поручаю правительству утвердить для граждан предпенсионного возраста специальную программу по повышению квалификации. Она должна заработать как можно раньше и финансироваться из федерального бюджета.
Первые отклики
Кто-то доволен, кто-то - не очень
На выступление Владимира Путина оперативно отреагировали и представители «партии власти», и оппозиция. В частности, секретарь генсовета «Единой России», вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак пообещал, что все предложения Путина будут в кратчайшие сроки оформлены в качестве поправок и внесены в Государственную Думу.
Занимается этим вопросом вице-спикер Госдумы, представляющая Ставрополье Ольга Тимофеева: она возглавляет рабочую группу по «настройке» пенсионной реформы, которая собралась на заседание уже в пятницу.
Раскритиковала предложения президента ЛДПР: партия по-прежнему категорически против повышения пенсионного возраста, но «за» повышение пенсий за счет оптимизации работы Пенсионного фонда.
КПРФ и «Справедливая Россия» также заявили, что даже во втором и третьем чтениях в Госдуме будут голосовать «против» законопроекта о пенсионной реформе – насколько бы единороссы во главе с Тимофеевой его не «смягчили». Кроме того, лидер компартии Геннадий Зюганов заверил, что не будет отказываться ни от проведения протестных акций, ни от подготовки референдума по пенсионной реформе.
Не слишком обрадовались предложениям Путина даже в правительстве. Скажем, первый вице-премьер Антон Силуанов уже заявил, что «смягчение» реформы (в частности, дополнительные льготы) обойдется бюджету как минимум в 500 млрд. рублей.
А по оценкам вице-премьера Татьяны Голиковой, из-за решения президента повысить возраст выхода женщин на пенсию до 60 лет (вместо 63), федеральный бюджет лишится от 3,2 до 3,6 триллиона рублей дополнительных доходов.
Андрей ЧЕХОВ