Почему российская молодёжь не читает учебники истории
Кампанейщина, популизм, непрофессионализм… Это так не сдержан в оценках был полпред Сергей Меликов, когда журналисты на недавней встрече его спросили о том, как в регионах готовятся к празднованию 70-летия Победы.
Готовятся, конечно, как к важнейшей исторической дате. Потому и перегибов хватает, когда чиновники спешат выслужиться перед начальством, взять под козырек, поставить себе «галочку» в личное дело, освоить бюджет. Бездушно и бездумно. Конкретные примеры чиновничьего головотяпства Меликов приводить не стал, но их и так каждый видит ежедневно.
Из этого разряда, на мой взгляд, и рвение, недавно проявленное Следственным комитетом, который обнаружил рассадник нацизма… прямо на Лубянке. В магазине «Детский мир», в отделе коллекционных моделей, нашлись стендовые фигурки (7 сантиметров в высоту) в форме СС – со свастиками, орлами, черными крестами и рунами. А еще коллекционную модель финского самолета - тоже со свастикой. Финской, синего цвета (она, кстати, до сих пор изображена на президентском штандарте страны).
Следком возбудил на продавцов уголовное дело за пропаганду нацизма. Подобные стендовые фигурки – страсть узкой прослойки коллекционеров, людей образованных, историю войны хорошо знающих и явно не пропагандирующих нацизм. Тем не менее не стоило бы продавать подобные изделия в детском супермаркете. Но не уголовным же делом продавцам грозить?!
А следом члены Роспатриотцентра предложили всем россиянам пойти в магазины по месту жительства и выяснить, не продается ли там что-нибудь нехорошее? И сообщить куда следует. Прозвучали предложения и пожестче: вымарать свастики и орлов с крестами из фильмов о войне. Даже из советских, которых в теплоте к нацизму не заподозришь.
Запретить – просто. А нужно ли? Помнится, когда на советские экраны вышли «Семнадцать мгновений весны», режиссера Татьяну Лиознову заклевали именно за то, что нацистов она показала не ходульными и обезличенными, как было принято в кинематографе прежде, а живыми людьми. Умными, хитрыми, хваткими. То есть такими, какие они и правда были в истории. Сильным противником, который потому и сумел за несколько лет поработить пол-Европы.
Да простят меня эстеты, но позволю себе сравнить выдающийся сериал Лиозновой с другим фильмом о войне – уже российским, этаким «Семнадцать мгновений весны» для нынешних тинейджеров. О «Сталинграде» речь. Критики его заклевали. Особенно за то, что самый эмоциональный, внутренне насыщенный, живой и яркий образ – это нацист. Капитан вермахта (вооруженных сил. – Ред.) Питер Кан.
Его весь фильм человеческие страсти обуревают, он мечется между желанием спасти русскую любовницу и приказами жестокого командира-полковника. Это драма живого человека на войне.
Отдавая приказ своим солдатам взять дом, где засели наши разведчики, капитан Кан произносит пламенную речь. Кто видел фильм, навсегда запомнил: мол, за этим домом не просто Волга, а путь в Индию, в рай на земле.
Был бы у немецкого капитана исторический прототип, он бы наверняка в это свято верил. Как и любой солдат вермахта. Это и есть трагедия немецкого народа, о которой я говорил в начале статьи. Ослепленный идеологией нацизма, построенной на лозунге Deutschland uber alles, десятки миллионов вчерашних рудокопов, водителей, бухгалтеров, одев солдатские бушлаты, сгинули в пучине войны. Нюрнбергский трибунал, напомню, вермахт не признал преступной организацией (в отличие от СС, гестапо и верхушки нацистской партии).
В современной Германии нацизм преследуется самым жестоким образом. Сразу после окончания войны в Уголовном кодексе ФРГ появилась даже соответствующая статья.
Но и при этом здесь издаются мемуары нацистских преступников и рассекреченные архивы Третьего рейха. Не огромными тиражами, естественно, а для узкого круга историков, да и с огромными академическими комментариями, которые сводят на нет весь пафос идеологов немецкого расизма. Дурмана, который отравил прежде всего саму Германию, где в годы войны погибла десятая часть населения.
И продолжает, увы, отравлять. С незавидным постоянством появляются телекадры с улиц немецких, австрийских или венгерских городов, по которым марширует голубоглазая молодежь в черных рубашках и с красными нарукавниками. И приветственно вскидывает «зиги». Нацизм, увы, в Европе жив.
И если его реинкарнацию в странах бывшей «Оси», подсознательно тянущихся к реваншу за проигрыш, еще как-то можно объяснить, то откуда нацизм в современной России?! В стране, потерявшей седьмую часть населения, где в каждой, абсолютно в каждой семье был фронтовик! Проходили же мы и марширующих по улицам чернорубашечников из РНЕ, и даже победу на парламентских выборах ЛДПР. Откуда все это?! Единственное объяснение: неонацизм – от невежества. От незнания собственной истории. От исторического вранья и утаивания.
Тут позвольте снова обратиться к социологическому опросу ВЦИОМ, о котором уже шла речь выше. Две трети жителей страны считают, что изучать малоизвестные события Великой Отечественной войны и рассекречивать архивы не просто нужно, а необходимо! А половина (причем и молодых, и пожилых) готова принять самую горькую историческую правду, касающуюся войны.
Если верить соцопросам, то россияне готовы честно обсуждать даже столь острые темы, как цена блокады Ленинграда и взятия Берлина, СМЕРШ и заградотряды, да и вообще роль Сталина в войне.
Вдвойне необходимы такие дискуссии, сколь бы болезненными они ни были, для молодежи, которая, как сама признается, знания о войне черпает из голливудских блокбастеров, а не из школьных учебников. Исторические мифы, безусловно, нужны. Нужны герои, вдохновляющие новое поколение патриотов. Но нужна и рефлексия о собственном историческом прошлом и о роли России в мировой истории.
Именно потому и нужно объяснять детям – поколению завтрашних патриотов, что советский, французский, польский, югославский народы воевали не с безликим, условным злом, а с вполне реальными, конкретными нацистами. Двунадесятиязыкой армией, в которой были немцы, австрийцы, итальянцы, финны, японцы…
Завтрашние российские патриоты должны знать, что эти народы Европы и Азии считают Вторую мировую войну самым позорным пятном в собственной истории. Потому ведь вчерашние страны «Оси» и сумели подняться на нынешнюю ступень развития, что этот исторический позор поспешили не забыть, а загладить.
И если нашим школьникам государство все это объяснит, может, они перестанут восторгаться притягательной нацистской эстетикой, которой не на прилавках коллекционных магазинов, а в компьютерных играх и даже в видеоклипах с избытком (при полном невнимании Следственного комитета, кстати).
И уж тем более перестанут повторять смертельно обидное для их дедов-ветеранов: «А вот если бы Германия нас победила, мы бы пиво баварское сейчас пили!» Ведь никто им – ни в школе, ни даже в институте – не объясняет, что, состоись эта победа Германии над СССР, нынешнее поколение вместо баварского пива в лучшем случае глотало бы собственный пот в угольных рудниках.
Если бы человечество вообще сохранилось...