Связь народов Северного Кавказа и России имеет глубокие корни. И современники должны помнить об этом
Древнерусское государство включало в себя 22 разноязычных народа, но, в отличие от Византийской империи, подчинившей 20 народностей, среди которых греки составляли меньшинство, в Киевской Руси древнерусская народность являлась этническим, культурным и экономическим ядром. Уже тогда прослеживаются связи Древней Руси с государствами и народами Северного Кавказа.
Так, христианство сблизило древнюю Аланию с Русью. Аланы искали среди единоверцев помощи для отпора хазарам и половцам. Многие русские князья выбирали себе жен из прекрасных осетинских царевен - Владимир Мономах, Ярополк Владимирович, Андрей Боголюбский...
В 1107 году Владимир Мономах женил сына своего Юрия на внучке аланского князя Осеня. А одна из княгинь - Мария, рожденная в древней Алании, подарила двенадцать детей великому князю Всеволоду III, прозванному за это «Большое гнездо».
Впоследствии за мудрость, благочестие, подвижничество Русская церковь провозгласила Марию святой.
В XVI веке женой первого русского царя Ивана Грозного стала Мария Темрюковна (до крещения - княжна Кученей), дочь кабардинского князя Темрюка. От родственников царицы пошел род князей Черкасских.
Присоединение Кавказа к России в XVIII-XIX веках хотя отчасти и проходило с помощью оружия, объективно имело прогрессивное значение. Прекратились феодальные усобицы, была запрещена работорговля, велась борьба с разбоем, так называемым «наездничеством».
Хозяйственное, политическое и культурное сближение русских с горцами и кочевниками помогло сформировать единую экономическую систему на Северном Кавказе. Это, в свою очередь, привело его к включению в общий процесс развития Российской империи.
Уже тогда наиболее дальновидные представители правящей политической и военной элиты России проводили гибкую и гуманную национальную политику, чтобы сохранить единство страны.
Навсегда останутся в памяти горцев благородные поступки царского пристава в Карачае генерал-майора Николая Григорьевича Петрусевича. В XIX веке под его руководством в аулах Карачая было построено 40 школ, открывались больницы, прокладывались дороги. Петрусевич свободно владел карачаевским языком, знал и уважал обычаи и традиции местных жителей.
Когда Петрусевич погиб в январе 1880 года в одной из военных кампаний в Средней Азии, карачаевцы за тысячи километров перевезли его тело и похоронили в своей земле. Для них потеря такой личности была невосполнимой утратой. Это был, как отмечалось в «Кубанских областных ведомостях» в 1881 году, «рыцарь правды и честности».
За время существования Российской империи, а затем и Советского Союза ни один из народов не исчез с карты истории. Как отмечал Федор Достоевский, Российское государство впервые объявило миру, что «не через подавление личностей иноплеменных нам национальностей хотим мы достигнуть собственного преуспевания, а напротив, видим его лишь в свободнейшем и самостоятельнейшем развитии всех других наций и в братском единении с ними».
По большому счету русская нация никогда не занимала особого привилегированного положения среди других народностей. Даже в известной формуле «Православие, самодержавие, народность» не было тезиса об исключительной роли русской нации в рамках империи.
Дружба народов прошла испытания Великой Отечественной войной, и битва за Кавказ - одна из ярчайших ее страниц. Наши полки поистине были интернациональными. В них за свободу Кавказа сражались более 30 национальностей, стояли насмерть на горных перевалах и победили. Вот лишь несколько боевых эпизодов.
В неравном бою на Марухском леднике погибла вся четвертая рота 808-го полка во главе с капитаном Татаршвили и старшим лейтенантом Зайцем, но не отступила. Бывший комиссар 856-го артиллерийского полка Андгуладзе рассказывал, как татарин Курмышев выносил с поля боя тяжелораненого грузина Ахобадзе, а рядом истекавший кровью грузин Экизашвили вытаскивал из зоны обстрела потерявшего сознание русского солдата Якунина.
Снайпер первой роты 2-го сводного полка башкир Абдул Валиулин уничтожил на Санчарском перевале 97 фашистских егерей. Крылатая семья авиаторов Ашота Аветисяна, Нино Кинцурашвили и Петра Савельева - армянина, грузина и русского - в тяжелых погодных условиях бомбила фашистов, доставляла оружие и боеприпасы советским подразделениям.
Черной, трагичной страницей в истории страны стала депортация карачаевцев, балкарцев, чеченцев, ингушей и других народов в годы войны. Но лучшие представители кавказских народов понимали, что не русские в этом виновны.
Балкарский поэт Кязим Мечиев, не доживший до Великой Победы 50 дней и умерший в изгнании, завещал своему народу и всем другим, разделившим его учесть изгнанника: