На минувшей неделе в Ессентуках прошел XI Международный фестиваль воздушных шаров
Много лет подряд праздник проводился в Железноводске, а с 2006 года его взяли под патронат администрация Ессентуков и Минэкономразвития Ставропольского края.
Тот, кто хоть раз побывал на уникальном празднике свободы, красоты и полета, никогда не забудет этого зрелища. В наше время воздухоплавание становится все более и более массовым: по всему миру тысячи ярко раскрашенных шаров плывут по небу во время проведения воздушных праздников и фестивалей.
Нет, наверное, на свете человека, которому хотя бы раз в жизни не хотелось увидеть мир с высоты птичьего полета! На Кавказских Минеральных Водах, похоже, таких романтиков с избытком! Нынешним летом небесные просторы Кавказских Минеральных Вод каждый вечер бороздили отважные мотодельтапланеристы. А на одной из дизайнерских выставок в Железноводске мне удалось заприметить проект станции дирижаблей, которую автор собирался разместить в одном из городов КМВ. Предполагалось, что полеты на дирижаблях займут свое место в перевозке пассажиропотока во время все более скапливающихся автомобильных пробок.
Народ просто тянет в небо огромными толпами. И тяга эта известна очень давно.
Ровно триста лет назад, в августе 1709 года, португальский священник Бартоломео Лоренцо при королев-ском дворе продемонстрировал модель воздушного шара, которая поднялась за счет нагретого воздуха. Первый полет человека на воздушном шаре состоялся почти через 20 лет в России. В 1731 году его совершил подьячий Крякутной из Нерехты.
Но мировую известность в истории воздухоплавания получили братья Монгольфье. 5 июня 1783 года они продемонстрировали собственноручно сконструированный аэростат на базарной площади в городе Анноне. Воздушный шар Этьена и Жозефа Монгольфье поднялся на высоту до 500 метров и продержался в воздухе 10 минут, пролетев 2 километра. С тех самых пор за этим летательным аппаратом прочно закрепилось название монгольфьера.
Как только потом не пробовали использовать воздушные шары для житейских нужд! И баранов, петухов да уток с собой брали, и пассажиров, отправляли в полеты женщин и даже пытались использовать шары в военных целях. Приделывали к ним шестилопастные винты, организовывали перелеты через Ла-Манш. Но вот в нашей России почему-то, как всегда, на передовые технологии накладывался запрет. 4 апреля 1784 года Екатерина II своим указом запретила полеты аэростатов в России «под страхом заплаты пени 20 рублей в Приказ общественного призрения и взыскания вреда, ущерба и убытка, тем причиняемого». А 20 рублей по тем временам – сумма немалая!
Первый официально зарегистрированный полет на воздушном шаре в России был совершен в Петербурге почти через 20 лет, в июне 1803 года, французом Гарнереном и его женой. С этого года и для России начались времена новых достижений воздухоплавателей. Уже осенью того же года отважный француз совершил полет на воздушном шаре над территорией России дальностью в 300 километров! А к весне следующего, 1804 года первая русская воздухоплавательница А.Турчанинова отправилась в свой первый полет с уже известной нам мадам Гарнерен.
Летели времена, отважные пилоты покоряли на воздушных шарах все большие расстояния и брали все новые высоты. Приложил руку к развитию воздухоплавания и великий русский химик Дмитрий Иванович Менделеев. 19 октября 1875 года на заседании Русского физико-химического общества он предложил проект аэростата для высотных полетов (стратостата с герметически закрывающейся гондолой). А через 5 лет по его же инициативе в Русском техническом обществе был создан 7-й воздухоплавательный отдел.
Полет в новое тысячелетие совершил пилот Ян Фридман. Он взлетел 31 декабря 1999 года, а посадку совершил 1 января 2000 года в 9:00.
Ставропольская краевая федерация воздухоплавания существует с 1998 года. На сегодняшнем фестивале это шесть пилотов и шесть аэростатов, а всего в рядах организации около 40 человек.
Победитель нынешнего фестиваля воздухоплавания пилот Александр Тарасов из Новосибирска получил главный приз - золотой перстень в виде подвижной переворачивающейся корзины воздушного шара с бриллиантом работы железноводских мастеров-ювелиров.
Красочным завершением фестиваля воздухоплавания 2 октября стало ночное свечение воздушных шаров.
Елена СУСЛОВА