«Квартирный вопрос всех испортил» – бессмертная фраза Булгакова справедлива нынче, как никогда прежде. Коммунальные проблемы в фокусе внимания даже президента и премьера, которые вынуждены почти каждодневно молотить кулаками по столу, требуя от подчиненных навести порядок в ЖКХ.
А в регионах продолжается вакханалия коммунальных предприятий, жонглирующих тарифами, а вместе с ними – и людскими судьбами. Жутким примером тому стало самоубийство в Ставрополе молодой женщины Натальи Головиной, не выдержавшей «тарифного» гнета своего ТСЖ «Параллель», которое вписывало в платежки все более безумные цифры.
Автор этой статьи совсем недавно был избран старшим своей многоэтажки и лицом к лицу столкнулся с коммунальщиками, которые даже при ближайшем рассмотрении сливаются в единую серую массу, тупо противостоящую гражданам. Скажем, наша «Управляющая компания №2» являет демонстративный пример циничного «бессилия»: какую бумажку ни попросишь – нету, какое предложение ни внесешь – мол, не наша компетенция.
Что же делать жителям, загнанным в угол этой «серостью»? Когда, наконец, в краевом жилкомхозе будет порядок? Об этом корреспондент «Открытой» беседует с руководителем краевого комитета по ЖКХ Александром СКОРНЯКОВЫМ.
– Александр Иванович, на минувшей неделе Минрегион провел селекторное совещание с регионами, на котором прозвучала цифра: половина всех обращений в органы власти касается вопросов ЖКХ. Неужели государство способно только беспомощно констатировать очевидное?
– Почему же только констатировать?! Я тоже участвовал в этом заседании, на нем говорили как раз о том, что за последнее время принято много законов, расширяющих права жителей. Например, прошлым летом Федеральным законом №123 был принят пакет поправок к Жилищному кодексу, который узаконил существование не только старшего дома (раньше в законе такая должность вообще не была закреплена), но и совета дома.
Новые правила предоставления жилищно-коммунальных услуг (постановление правительства №354) дают возможность населению напрямую перечислять деньги в ресурсную организацию, минуя управляющую компанию. Только для этого жильцам надо провести собрание и принять соответствующее решение.
– Думаю, многие жильцы этим правом воспользуются, ведь сегодня управляющие компании сродни «черному ящику» – полностью закрыты от посторонних глаз. Откуда и куда идут деньги, понять просто нереально!
– По закону управляющие компании обязаны регулярно отчитываться о своей деятельности: публиковать расчеты стоимости услуг, смету расходов, списки обслуживаемых домов (это требование закреплено в постановлении правительства №731, принятом в 2010 году). Им предложено на выбор несколько вариантов такого информирования: на стенде в своем офисе, в муниципальной газете, на собственном сайте. Кстати, с января этого года за непредоставление информации компании наказываются в административном порядке – крупными штрафами.
На Ставрополье наш комитет предложил им следующий способ информирования: через единый краевой портал www.stavgkhuk.ru [3]. На сегодняшний день на этом портале из 184 управляющих организаций края зарегистрировались 95; еще 71 компания размещает свою информацию на собственных сайтах, 48 – на сайтах муниципальных образований.
К сожалению, основная масса компаний не в полной мере выполняет требования 731-го постановления: информацию размещают частично, а по большинству разделов она остается нераскрытой.
Но даже это стоило нам больших усилий: сколько официальных писем было направлено на места! Ситуация в ЖКХ, думаю, станет еще более прозрачной, когда заработает аналогичный федеральный портал, который сообща создают Минрегион и Фонд реформирования ЖКХ.
– Зашел я на сайт нашей 2-й управляющей компании, в раздел «Тариф». Там огромное полотнище с цифрами. Разобраться неэкономисту невозможно!
– Но разбираться надо! Увы, старшие домов зачастую просто не имеют необходимой квалификации, ведь для работы в этой должности нужны знания в области экономики, техники.
– Ну так надо заниматься их обучением.
– Мы и занимаемся! У нас уже третий год комитет организует курсы для старших домов и председателей ТСЖ. В декабре в Кисловодске двухдневный семинар проводили с гендиректором московской компании «Жилкомаудит» Ириной Маликовой, она один из соавторов поправок к Жилищному кодексу. Приехало 120 слушателей, еще больше мы ожидаем на очередной семинар в марте.
– В конце прошлого года на брифинге в правительстве вы упомянули о том, что в крае создается единый расчетно-кассовый центр. Жаль, что коллеги-журналисты пропустили такую важную новость мимо ушей…
– Новость действительно важная. Поручение о создании в регионах таких центров дал президент Дмитрий Медведев на президиуме Госсовета в начале октября. Создана рабочая группа, куда вошли представители нашего комитета, ГУП «Крайтехинвентаризация», ресурсных организаций.
Пока мы решаем принципиальный вопрос: в какой форме будет существовать новый центр, будет ли он просто расчетным или расчетно-кассовым. То есть сможет ли он только рассылать платежки или будет иметь собственную абонентскую базу, вести расчет потребленных ресурсов и их стоимости.
– Ну а что даст простым жителям края создание такого центра?
– Ликвидация, банкротство, объединение управляющих компаний – для нас сильная головная боль. У каждой компании своя база данных по коммунальным платежам, и если многоквартирный дом начинает обслуживать новая компания, прежняя база просто «теряется».
Когда же все платежи будут централизованы в едином органе, с единой базой данных, подобная неразбериха уйдет в прошлое. Кроме того, мы надеемся, что после создания центра рост стоимости жилищно-коммунальных услуг на Ставрополье затормозится.
– За счет чего?
– За счет того, что ресурсным организациям больше не надо будет содержать абонентские отделы. Будет единый отдел в краевом расчетном центре и единая платежка. Кроме того, надеемся, что центр сможет заниматься претензионной работой, собирать информацию с коллективных приборов учета, консультировать население, а люди смогут оплачивать «коммуналку» через платежные терминалы и Интернет.
– Сегодня расчетные центры есть уже во многих городах края, вы планируете их просто «поглотить»?
– В подавляющем же большинстве территорий Ставрополья подобных центров в сфере ЖКХ вообще никогда не было – здесь придется все строить «с нуля». В других городах они тоже существуют, но в качестве кассовых, и мы будем существенно расширять их полномочия. Полноценный расчетный центр есть только в Ставрополе. Мы довольны его работой и лишь «синхронизируем» нашу краевую и его городскую базы данных по платежам населения.
– Александр Иванович, а когда на Ставрополье появится новая, «расширенная» форма коммунальной платежки, которая раза в три информативнее обычной? Ее ведь сейчас внедряют в Москве.
– Минрегионом уже утверждена примерная форма такой «платежки» и методика по ее заполнению. Но действовать она начнет только после вступления в силу 354-го постановления правительства, которое пока не принято.
В новой платежке указываются потребленные объемы всех коммунальных ресурсов, их стоимость, приводится подробный расчет оплаты за жилищную услугу. По каждому виду ресурса (тепло, вода, свет) там две строки – по индивидуальному и коллективному потреблению. Очень удобно.
Сегодня максимально приближена к этой новой форме «платежка», действующая в Ставрополе, в ней только осталось разделить сведения по общедомовому и индивидуальному потреблению.
– Сейчас, кажется, большинство вопросов в сфере ЖКХ связаны с переходом на коллективный учет ресурсов. Вроде как делается это из благих побуждений – чтобы научить людей экономить, а на самом деле – сплошные конфликты, скандалы...
– Действительно, нередко сталкиваемся с таким отношением жителей домов: а мы, мол, коллективный прибор ставить принципиально не хотим. Мы им, конечно, объясняем: установка общедомового прибора – не наша прихоть, а требование закона. Можно, конечно, считать, что закон не совсем справедлив, но его надо исполнять! Это ведь и в общих интересах – чтобы в доме был общий прибор учета и счетчики в каждой квартире.
Расхождения между общим и индивидуальными счетчиками, как правило, связаны с неучтенным потреблением. И тут все в руках жильцов: привлекайте участковых, чтобы те выявляли незаконно проживающих квартирантов, влияйте на злостных неплательщиков.
– Но почему ресурсные организации требуют установить приборы немедленно, хотя по закону сделать это можно до 2012 года?
– Вопрос - в форме оплаты. Сейчас установка коллективных счетчиков в многоэтажных домах, попавших в краевую программу, финансируется из бюджета (лишь 5% платят сами жильцы).
За последние три года по этой программе мы потратили 573 млн. рублей, в нынешнем планируем еще 100 миллионов.
А после 1 июля за счетчики будет платить уже ресурсная организация и сумму потом «раскидает» в тариф для всего дома на пять лет. То есть, в конечном счете, платит сам потребитель, но коммунальщикам (как и собственникам) влезать в «долги» невыгодно, поэтому они и просят устанавливать счетчики как можно скорее.
В любом случае до 2012 года в каждом доме должно быть три типа коллективных счетчиков – на воду, тепло и свет. Причем важно помнить: если дом установил общедомовой прибор учета тепла, то не надо забывать и про теплорегуляторы, иначе реальной экономии просто не получится.
– А сколько многоэтажек в крае уже установили общие счетчики?
– Сегодня все новостройки вводятся в эксплуатацию с коллективными и индивидуальными приборами учета. А вот среди домов «старого образца», где приборов изначально не было, мы охватили по краю уже треть (это более 7 тысяч счетчиков). Лидерами тут являются Ставрополь и Георгиевск, где муниципальные власти к делу подошли крайне ответственно.
– В прошлом году в связи с установкой коллективных приборов было немало «тарифных» конфликтов: в Ессентуках, Железноводске, Ставрополе…
– На территориях, которые обслуживаются ГУПами («Крайтепло-энерго», «Ставрополькрайводоканал», «Ставрополькоммунэлектро»), подобных проблем никогда не было и не будет. Например, «Коммунэлектро» принципиально избрало такую схему: они берут в расчет показания квартирных счетчиков и счетчиков на места общего пользования. Где их нет – по нормативам. Если есть индивидуальный счетчик, то норматив применяется только к местам общего пользования. Никаких вопросов!
А в тех городах, где работают филиалы «Ставропольэнергосбыта», они решились на шоковую терапию, чтобы в кратчайшие сроки перейти на новую форму оплаты. Скажем, в Ставрополе все бремя расчетов с гражданами переложили на управляющие компании, у которых не было ни расчетной базы, ни специалистов.
Позицию энергетиков можно понять: они никому электроэнергию «дарить» не хотят, подали ее до дома, а дальше собственники должны наводить порядок. Только правила правилами, но нужно и учитывать интересы людей.
– В Ессентуках и Железноводске конфликты с оплатой электроэнергии уже улажены. А что в Ставрополе, где платежки с чудовищно завышенными цифрами присылали до самого Нового года?
– Мы поле долгих переговоров со «Ставропольэнергосбытом» достигли, наконец, взаимопонимания, и с нового года острота проблемы полностью снята. По крайней мере, в масштабах города: остались отдельные многоквартирные дома, где нужно провести сверки расчетов.
– И никто не понесет ответственность?
– Главное – не наказать кого-то, а сделать так, чтобы подобная ситуация не повторялась в будущем. Мы сделали все, чтобы в нынешнем году таких коммунальных конфликтов, связанных с тарифами, в Ставропольском крае не было.
Да, время сейчас переходное, сложное. Поэтому всегда нужно стараться искать компромиссы. Представьте: завтра «ресурсовики» начнут выставлять управляющим компаниям стопроцентную оплату на определенный день, и через полгода все компании разорятся. Такого, конечно, допустить, нельзя. И мы дали понять ресурсным организациям: никакой «шоковой терапии» не потерпим, все нововведения – только поэтапно!
Ну вот, скажем, мы сейчас внедряем коллективные счетчики теплоэнергии с телеметрией – это удаленный сбор данных, который позволяет следить за работой счетчиков в режиме on-line не только специалистам «Крайтеплоэнерго», но и самим собственникам жилья. Конечно, это намного повышает прозрачность расчетов. И опять-таки отразится на тарифе: ресурсной организации просто не нужно содержать штат контролеров, которые бы ходили по домам и «вручную» снимали показания.
– Приведу личный пример: наша управляющая компания отказывается говорить с жильцами по поводу изменения тарифа на нынешний год. Ждут некие «Стандарты», без которых, мол, с места и сдвинуться не могут.
– Действительно, Минрегионом сейчас разрабатываются «Стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирным домом», «Перечень необходимых для обеспечения и надлежащего содержания в многоквартирном доме услуг и работ», «Примерные условия договора управления многоквартирным домом» и другие документы, регулирующие взаимоотношения между собственниками и управляющими компаниями.
В Перечне упорядочиваются виды и объемы работ, которые в обязательном порядке должны быть включены в плату за обслуживание дома. Допустим, плата за дезинфекцию и дератизацию подвалов: хотят того жильцы или нет, но в тарифе эта цифра будет. То же самое – работы по промышленной безопасности (регулярному обследованию коммуникаций, кровли). А вот иметь ли в подъезде уборщицу, домофон, Интернет, пластиковые окна – жители решают сами общим собранием.
Думаю, что все эти документы, которые я перечислил, будут скоро приняты, ну а пока все управляющие компании продолжают работать по утвержденным ранее правилам.
– Ну а если жильцы недовольны работой управляющей компании, ваш комитет как-то может ее приструнить?
– Таких полномочий, увы, у нас нет. Работой управляющих компаний полностью занимаются муниципалитеты и жилищная инспекция, только туда жильцы и могут обращаться с жалобами. Можно, конечно, писать и на наш комитет, и мы, как региональный орган власти, непременно постараемся помочь.
В критических же случаях, когда взаимопонимание жильцов и управляющей компании утрачено полностью, нужно обращаться в суд или прокуратуру или просто менять «управдома» решением общего собрания. Либо образовывать ТСЖ, чтобы самим тратить свои деньги (таких домов, кстати, в крае 12%).
– На словах-то все гладко… Добиться же этого нереально, ведь люди даже на собрания не ходят!
– Понимаю. Но сама идеология Жилищного кодекса такова: мы в капиталистических условиях, государство с рынка управления домами ушло полностью (нет сейчас ЖЭКов), люди должны сами управлять этим процессом. Государство лишь внедряет «правила игры», контролируя законность работы управляющих компаний. А все текущие вопросы решают сами жильцы. Да, для них это тяжело, хлопотно, но альтернативы нет! Чем сплоченнее жители, чем меньше распрей внутри дома, тем сильнее контроль за работой управляющей компании.
– Александр Иванович, еще один острый вопрос, который многих жителей волнует: текущий ремонт должен входить в тариф управляющей компании?
– Опять-таки, это решается общим собранием жильцов. Вы, жильцы, – собственники своего дома, и никто не вправе навязывать вам услуги! Скажем, протек водопровод, вызвали «аварийку», устранили течь. Но аварийные работы и так включены в тариф. А если хотите, чтобы таких «пробоев» не было впредь, нужно заниматься текущим, профилактическим ремонтом – трубы поэтапно менять. Поэтому во многих домах текущий ремонт включен в тариф на обслуживание, где-то введена отдельная строка в «платежке» по этому виду услуг.
– Насколько вырастут в нынешнем году тарифы?
– Вырастут, как уже все знают, с 1 июля. Свет подорожает на 6%, газ и тепло – на 12%, правда, в два этапа (в июле, потом в сентябре), а газ – на 15% (учитывая, что к тому времени уже пройдет половина отопительного сезона, реальный рост составит около 8,3%). Мы сразу после Нового года проводили по краю мониторинг: стоимость услуг управляющих компаний не выросла, так что поводов для беспокойства у жителей края не должно быть.
– Мы вообще когда-нибудь дождемся, чтобы тарифы снижались?
– «Заморозить» рост тарифа возможно только в случае, если будет снижаться потребление энергоресурса, уменьшаться потери и расти надежность коммуникаций. А для этого нужно внедрять новые технологии, экономные, современные – для этого и принят Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности».
Мы в крае эту задачу решаем. В прошлом году заменили 100 километров водопроводов, «Крайтеплоэнерго» модернизировало 47 котельных в 18 районах края, в нынешнем планируем еще 50. Они полностью автоматизированы: вместо работников все делает техника. Незадолго до нового года открыли в поселке СНИИСХ первую в крае котельную на биотопливе (пеллетах из отходов зерновых культур).
Еще как пример могу привести станицу Ессентукскую Минераловодского района, где на нескольких домах по программе капремонта установили солнечные батареи, и жильцы экономят на оплате за освещение мест общего пользования.
– Понятно, что это скорее исключение из правил.
– Но к такому «исключению» и нужно стремиться повсеместно. Поэтому наш комитет постоянно тиражирует передовой опыт, чтобы люди знали: в «коммуналке» не все так плохо, есть и передовые технологии, и опытные менеджеры.
У нас в каждом муниципалитете есть продвинутые управляющие компании и ТСЖ, где с умом тратится каждая копеечка. Но знаете, каких титанических усилий это требует! Легко, конечно, сидеть на кухне и стенать: как все плохо. Нужно работать, чтобы сделать собственную жизнь лучше!
Беседовал
Антон ЧАБЛИН
Если бы всё дело было бы в Скорнякове,тогда выправить проблему было бы делом совсем несложным.К сожалению,в силу нашего прирождённого холопства мы боимся даже и подумать о том, что в Кремле сидит проходимец ,который принимает антинародные законы.От этих законов зависит,как будет работать Скоряков ,с какой мерой ответственности с него будут спрашивать за порученное дело.В России тон жизни страны задаёт традиционно руководитель государства.Если он ворует,то почему бы не воровать какому-нибудь Бестужему ?! Кушать как свинья,ведь хочется не только членам банды путина,то и членам банды Гаевского. А пока не поймём,что рыба с головы воняет,будем оставаться быдлом.
Прочёл Владимира и стало больно мне до слёз.Наше мышление не меняется.Хороший царь-батюшка ( путин),и плохие бояре ( бестужий,скорняков...) Рабы мы?русские,всё ещё крепостные...
Дело не в Путине, Германии, России. Все дело в Скорнякове. Данный полководец ЖКХ не понимает своего предназначения, так не знает направление главного удара, т.е сути присходящего. Дело н в ...измах. Дело в техническом прогрессе. Путин деньги дает, а если Бестужий разворовывает, то ничего у нас и не получается. Согласен с Крячко. Но, кто мешает Скорнякову выполнить свой долг????
Автор затронул низовую часть проблемы ЖКХ.Суть её,однако,состоит в том,что цены на услуги ЖКХ определяются решением правительства.А именно-личным решением Путина. Именно Путин поднимает нам цены.В регионы только спускаются уже ножницы цен,т.е.власть из Москвы говорит : хотите поднимайте на 20,а хотите на 25-говорит власть регионам,но решение о поднятии цен принимает Путин и оформляет как постановление правительства. Я семь лет прожил в Германии,которая покупает у нас газ и был неприятно удивлён,когда заметил,что там цены на ЖКХ практически не растут.Значит,поднятие цен-исключительно злая воля нашего кандидата в президенты.А он в свою очередь подчиняется требованиям монополистов природных ресурсов- олигархов из Газпрома. Так за счёт простого народа миллиардеры решают свои вопросы бесконечного повышения собственной прибыли,своих миллиардов. Правда в том,что Путин состоит на службе у олигархии.И сам является олигархом.Зато врать народу-горазд.Сколько раз лживо выступал на телевидению,сваливая проблемы цен ЖКХ на регионы.Якобы на местах поднимают цены.Это ложь.Все решения принимает именно он .Только оболваненный народ этого понимать не хочет
С точки зрения макроэкономики коренная причина роста цен на услуги ЖКХ состоит в том,что природная,или земельная рента,а проще говоря земля,откуда добываются нефть и газ,находятся в частном пользовании.Они-то,олигархи, и диктуют стране цены,регулярно их повышая и набивая свои карманы сверхприбылями. Когда Путин пришёл к власти,я голосовал за него,думал,что он вернёт народные богатства народу,национализирует хотя бы природные ресурсы страны. Ничуть не бывало!Путин продолжил ельцинскую политику укрепления олигархата и за его правление количество миллиардеров увеличилось в десятки раз.Следовательно,Путин-ставленник крупного капитала.При том,что он,учитывая особенности русского национального характера не вдаваться в детали ,а голосовать за тех,кто нравится внешне,использует свою дутую популярность и продолжает успешно обманывать русский народ.
Статья-то неплохая,уж не на тройку,но вот что-то оптимизм господина Скорнякова вызывает большое сомнение.
А вот, что думают про положение дел в жилищной сфере депутаты краевой Думы. «Например, депутаты С.Горло и Л.Кузякова отметили, что в краевом центре состояние жилищной сферы удручающее, а деятельность управляющих компаний монополизирована и сосредоточена в руках одного человека («все управляющие компании, как-то так получилось у нас в городе Ставрополе, принадлежат одному лицу»), которого все знают, но фамилию называть не стали». Подробнее о разговоре в Думе края здесь: http://bit.ly/xlAXbI [4] Очень субъективно. Произвол в жилищной сфере отрасли ЖКХ – рукотворное деяние высоких региональных чиновников и депутатов. Прямые указания Председателя Правительства РФ – В.Путина игнорируются, саботируются и есть реальные факты, как прикрываясь «расширенными совещаниями» и заседаниями, обсуждениями, умалчиваются острые вопросы, искажается содержание «расширенных совещаний» и заседаний, вырабатываются и внедряются в жизнь решения, скроенные по лекалам аффилированных групп должностных лиц. Ссылками на Москву игнорируются предложения и обращения в адрес региональной власти. Вот факты. «Законодательная «деятельность» депутатов и власти края в вопросах жилищной сферы – образец бездействия, имитации реформ и обман ожиданий избирателей» http://bit.ly/kGHg0P [5] «В Думе края говорили о работе управляющих компаний» http://bit.ly/A0RDFb [6] «О чем умолчала пресс-служба Думы Ставропольского края» http://bit.ly/xlAXbI [4] «Будет ли Дума Ставропольского края местом для дискуссий?» http://bit.ly/yWosCN [7] «На местах (в регионах и муниципалитетах) многое игнорируется или делается формально» http://ankryachko.livejournal.com/269224.html [8] «Обращение в Думу и Губернатору Ставропольского края» http://bit.ly/zLcQlB [9]