«Время учить английский!» - призывают плакаты на улицах Ставрополя. «Время спасать русский!» - возражает наш постоянный автор
Кто-то язвительно заметил: «Кто умеет - делает, кто не умеет - учится, а кто не делает и не учится - тот учит других». У меня именно такая профессия - учить других. Любимая моя аудитория слушателей - филологи. И это при том, что единственное «удовлетворительно» в моем школьном аттестате - по русскому языку. Но в той «тройке» я почти не виноват - учительница виновата.
Ах, как плохо она проводила уроки: редкая муха могла долететь до середины класса, не подохнув от скуки...
А каково было нам, мальчишкам-пятиклассникам, мечтающим погонять мяч, сидеть и заучивать эти непонятные определения и правила, правила, правила - сухие и холодные, как гранит зимой. Даже немецкий был интереснее: плюсквамперфект - звучит, как загадка! «Плюс к вам» - это плюс к кому? И кто такой «перфект»?
И вот сидят предо мной филологи. Одна группа, другая, третья... «Скажите, коллеги, в чем главная цель преподавания русского языка?» - спрашиваю у них. Учителя по-школьному поднимают руки: «Грамотность, грамотность, грамотность...» Не соглашаюсь категорически. Удивляются, недоумевают...
Задаю уточняющий вопрос: «А какова главная цель изучения русского языка иностранцами?» Тот же ответ - грамотность. Выходит, нет никакой разницы? Соглашаются, что разница есть: с иностранцами главное - научить их русскому языку как таковому, а с русскими - сознательному и грамотному пользованию им. Опять не соглашаюсь с коллегами, чем вызываю раздражение. Иные обижаются и замолкают, отказываясь участвовать в обсуждении вопроса, ответ на который им кажется очевидным.
«А давайте, - предлагаю, - вспомним высказывания великих людей о русском языке».
Первым, конечно, цитируют знаменитое тургеневское: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Почти каждый второй филолог припоминает слова Михаила Ломоносова: «Русский язык сочетает в себе великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того - богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».
А далее? Далее выясняется, что подавляющее большинство филологов не имеют привычки выписывать высказывания о русском языке, а уж тем более - заучивать их. Тут уж всплеснешь руками: это же ваша профессия!
Подсказываю: припомните еще хотя бы слова о русском языке Осипа Мандельштама. Не знают, а потому записываем под диктовку: «Чаадаев, утверждая свое мнение, что у России нет истории... упустил одно обстоятельство - именно язык. Столь высоко организованный, столь органический язык не только дверь в историю, но и сама история. Отлучение от языка равносильно для нас отлучению от истории... У нас нет акрополя... Зато каждое слово словаря Даля есть орешек акрополя, маленький кремль» (выделено мной. - Н.Б).
«Существуют ли угрозы русскому языку?» - ставлю следующий вопрос. Совместно выясняем, какие: сокращение численности русскоязычного населения, «языковая интервенция», молодежная SМS-культура, воинствующая безграмотность, засилье нецензурщины, вульгаризация и криминализация языка, так называемый «новояз», превращение литературы в школе во второстепенный предмет, убийственный для языка ЕГЭ...
Так в чем же главная цель учителя русского языка? Ответ очевиден: воспитать у детей любовь к языку, и даже больше - благоговение, любование, очарование его красотой.
Русский - один из богатейших языков мира. Он метафоричен, афористичен, мифологичен. И, кстати, мировое алфавитоведение характеризует кириллическую азбуку как наисовершеннейшую на планете письменную систему!
Пусть же школьники с придыханием цитируют слова Анны Ахматовой: «Не страшно под пулями мертвыми лечь, / Не горько остаться без крова. / И мы сохраним тебя, русская речь, /Великое русское слово». (1942 г.)
Заключительный вопрос: праздник, отмечаемый 21 февраля? Что ж, хоть это радостно: почти все знают - дата объявлена ЮНЕСКО Днем родного языка. В этот день в 1952 году в Пакистане были расстреляны студенты, выступавшие в защиту статуса родного языка - бенгальского. А как этот день будет отмечаться в вашей школе? А в стране? Эти вопросы - что удары ниже пояса.
«Время учить английский!» - призывают плакаты на улицах Ставрополя. Ну, вы, господа, блин, даете: время спасать русский! Пока есть что спасать. Спасем язык - спасем Россию. Как заметил режиссер Эльдар Рязанов: «Сейчас нас как нацию объединяет только одно - язык. Больше ничего». Разве он неправ?
Николай БОНДАРЕНКО,
украинец, постоянный автор «Открытой»
Ставрополь
Р.S.
Николай Васильевич Гоголь, будучи украинцем и в совершенстве владея родным языком, писал все же на русском. На вопрос: «Почему не пишете на украинском?» - отвечал: «Потому что знаю русский».
Я русский бы выучил только за то, на нём Черномырдин глаголил.