Школьница из Ладовской Балки взялась за изучение местного фольклора и с головой окунулась в седую старину
Инициатива на ура!
Что такое «нихварожка», или о чём гутарили наши бабушки
Прислушалась к песням старины, а они - повсюду!
На уроках литературы мы изучаем русские сказки и легенды, пословицы и загадки. Мне казалось, что в наш век цифровых технологий они уже стали историей, но как-то я прочитала слова Константина Паустовского: «Наши старые сказки отыскиваются не в хламе старых и полусгнивших рукописей, а в устах русского человека, поющего песни старины...»
Я присмотрелась, прислушалась и поняла, что песни старины по-прежнему живы - в преданиях, частушках, поговорках, песнях. Как и раньше, их можно услышать в селе.
С частушками выступают в сельских клубах и на смотрах художественной самодеятельности, в детских садах и школах, на уличных гуляньях. Некоторые исполнители знают до двухсот частушек.
Я побеседовала со старожилами нашего села, заглянула в историю Ладовской Балки, в самое ее нутро.
Пройдусь по Телюлюевке, сверну на Шалопутчину
Наше село расположено в балке, которая тянется с запада на восток. По одной версии, названо оно так по имени офицера Ладовского, который два столетия назад командовал здесь боевым постом и погиб в бою.
Другая легенда гласит: обоз крестьян-переселенцев из Великороссии достиг однажды балки, на дне которой рокотал веселый ручей. Распрягли лошадей, напились студеной воды, огляделись: красивая балка, ладная. Здесь и остались.
Так или иначе, а в 1832 году образовалось село. Сюда стали переезжать переселенцы из Воронежской, Тамбовской, Полтавской губерний.
Появились одна за другой улицы, и одни их названия будто переносят нас в дедовские времена.
На Телюлюевке (ныне ул. Фрунзе) обитали, по мнению селян, одни телюли - лодыри. Шалопутчине (ул. Лазо) дала имя секта шалопутов - «людей шального пути», которые появились в России в 1860-х годах под влиянием идей мистицизма. На Пятихатке (пер. Котовского) жили всего две семьи, у которых с сараями да кухнями было пять строений.
Улица Ленина называлась Хатмынкой, Большевистская – Хохлаткой, Кооперативная – Конобродкой. Наши предки ходили в гости к кумовьям на Новоскольщину, присматривали невест на Кисловщине, прогуливались по Лохановке, собирались вечером на завалинках на Грязнушке, Гуляевке, Большой косиловке...
Сарафан мой, сарафан, огненные маки
Эти названия уже почти забыты, мне о них рассказали старожилы Виктор Гаврилович и Раиса Федоровна Красниковы. С их слов я составила также список местных диалектных слов. Некоторые из них еще можно услышать в речи пожилых людей и догадаться о значении: витькиля - откуда, кубыть - как будто, кудыть - куда. Другие словечки нынешней молодежи уже не понять.
Наши прабабушки называли полотенце замашной, ведро – цибаркой, а веник – нихварожкой. Они жарили ладики (оладьи), варили варенье из кульги (абрикоса) и суп из квасули (фасоли). Украшали головы кваснечоком (лентой), в холодную пору накидывали подшальник (шерстяной платок), шили при лучине холодяйки (блузки), робы (мужские рубашки) и плюшки (теплые жакеты).
А работая, конечно же, пели. И песни эти - будто из старинных сказок. Про девицу, которую батюшка выдает за неровню, польстившись на высокие хоромы. Про лютую свекровушку, про матушку родимую. А вот молодая женщина ждет дорогих гостей, гуляя по зелену саду:
Я с удовольствием записывала чудесные песни, частушки и загадки, которыми делились со мной сельские старожилы. Благодаря им оказывалась в прошлом. И могла «подсмотреть», как моя прабабушка, тогда девочка, встав с подружками в кружок, проговаривала незамысловатую считалочку:
А плаксу дразнила безобидным стишком:
Во все времена в большом ходу были частушки. Мария Ивановна Шеховцова родилась в 1935 году. Она вспоминает: «Детство мое прошло в трудные годы. Шла война, но хоть тяжело было, люди не падали духом. Идя на работу в поле, часто пели частушки».
О чем пели девушки? Все про милого да про любовь.
Раз в крещенский вечерок девушки гадали
Особенно интересны рассказы о фольклорных праздниках, ведь с ними связано так много песен, игр и традиций. Первая пахота и последний сноп в поле осенью, молодежные гулянья и посиделки, рождественские праздники – все события обыгрывались народом.
Вот как праздновали рождество и святки в нашем селе.
Под рождество дети брали сумки и шли колядовать. За порогом никогда не колядовали, всегда заходили в хату. А вечером носили своим дядям, тетям, крестным кутью (кашу с медом и фруктами) и получали ценные подарки - ленты, рубашки, материал на платье, брюки.
Так как раньше жили бедно, то угощали пышками, бубликами. На святки танцевали, пели песни под гармошку. Девушки и парни гадали, а также спрашивали у окошка любой хаты: «Как зовут ее суженого?» А 13 января ходили щедровать:
Колыбельная песня - из репертуара Земфиры?
Фольклор сопровождал жизнь людей постоянно, был важной частью быта, украшал праздники и помогал в будни. Только представьте, какой серой, неинтересной была бы жизнь без колядок и щедровок, без Рождественских вертепов и Пасхальных веснушек!
Большое богатство мудрости и красоты передали нам предки. И все это нужно знать, оберегать, сохранять.
Скажите, вы когда-нибудь пели своему малышу колыбельную песню из репертуара Земфиры или Филиппа Киркорова? Ведь нет! Мы поем деткам незамысловатые, такие простые и любимые песенки, которые пели нам наши мамы, а им – наши бабушки, которые передавались из поколения в поколение, через века, и дошли до нас.
И мне хочется, чтобы народное творчество никогда не превращалось «в хлам старых рукописей», чтобы над родными просторами, над Ладовской Балкой по-прежнему звучали жизнерадостные песни, частушки, прибаутки.