Дорога к морю через Кисловодск погубит биосферный заповедник
Проект по строительству дороги «Кисловодск – Адлер» [3] вынашивается на самом деле уже очень давно. Я выросла в Карачаево-Черкесии, в Урупском районе. О строительстве короткой дороги на море, проходящей по нашему району, говорили еще во времена моего детства.
И действительно, летом прошлого года сочинское телевидение сообщило, что трасса «Кисловодск - Сочи» длиной 250 километров была спроектирована еще в 1961 году.
О старой идее короткой дороги на море с новой силой заговорили во время строительства олимпийских объектов перед Сочинской Олимпиадой.
Просто ошеломляет, с какой прогрессией растет проектная стоимость этой автодороги. Если в 2003 году проект оценивался в 20 миллиардов рублей (об этом в прошлом году напоминал министр дорожного строительства Карачаево-Черкесии Павел Романюта), то уже летом прошлого года идеологи проекта говорили о 60 миллиардах рублей. А к осени аппетиты дорожных строителей выросли до 80 миллиардов. Нынешние суммы и вовсе превзошли все ожидания. Теперь говорят о 200 миллиардах проектной стоимости новой автодороги.
Надежды чиновников на новую трассу связаны с увеличением количества туристов в курортные регионы – до 10 миллионов человек в год. По мнению экспертов правительства Ставропольского края, предполагаемая интенсивность движения по новой дороге составит около 12 тысяч автомобилей в сутки. Было бы хорошо, если бы это были только туристы.
Вслед за туристами по короткой дороге обязательно пойдет и крупный грузовой транспорт – логистика не преминет воспользоваться более короткими путями доставки товаров.
Строительство этой автотрассы предполагает дорожные работы на территориях Кавказского биосферного заповедника и Сочинского национального парка, обратил внимание инициаторов проекта губернатор Кубани Вениамин Кондратьев.
«Любое вмешательство в природу должно быть оправдано. И к реализации этой задумки, даже на уровне проектирования, нужно подходить более чем взвешенно. Природа наших регионов уникальна. Мы должны не только зарабатывать на ней, но и сохранить ее для будущих поколений», - акцентировал Вениамин Кондратьев.
О вмешательстве в природную среду курортного региона пока не думает никто, ведь по территории Ставрополья будет проходить всего лишь 7 километров новой трассы.
Но, заметьте, из Кисловодска! То есть всему пассажирскому и грузовому транспорту из республик Северного Кавказа, чтобы поехать коротким путем на море, необходимо добраться до Кисловодска. А это, напомним, путь десятков тысяч автомашин через весь курортный регион! Представляете, что после реализации этого проекта от курортов останется?!
А ведь можно было бы запланировать короткую дорогу на море не из Кисловодска, а из Минеральных Вод, географически и экологически такой вариант сам напрашивается. Да и кавминводские экологи от будущего глобального строительства на территории КМВ давно не в восторге.
Скажите только, почему краснодарский губернатор понимает пагубное влияние будущей дороги на природоохранные территории, а наш – нет? Неужели Минкавказа инициирует еще один несбыточный проект?
Елена СУСЛОВА